Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках предметной области «естествознание» в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 
 

Протасова Татьяна Георгиевна,

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

МКОУ С (К)Ш № 1 г. Новосибирска

 

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках предметной области «естествознание» в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Специальная (коррекционная) школа, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью, ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи: дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам, воспитывать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в обществе.

Для успешной работы с умственно отсталыми детьми учителю важны знания того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определенной возрастной группы. И вместе с тем этого не достаточно. Учитель коррекционной школы имеет дело с определенной категорией детей, с ограниченными возможностями здоровья с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание  этих особенностей необходимо для эффективной работы для понимания причин, обусловливающих успехи и не удачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Курс естествознания позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ, основными задачами предметной области естествознания является: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строение и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни: уход за растениями, уход за домашними животными, уход за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Главная цель преподавания естествознания в школе – формировать у учащихся естествоведческие представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями, формировать представление о целостной картине мира. Общение с природой способствует развитию у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к окружающей действительности, обогащает их жизненный опыт. Знания о природе, получаемые учащимися на уроках естествознания, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.

Успешность подготовки детей к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности во многом обусловлена правильно организованным, коррекционно-направленным процессом обучения, адекватным возможностям ребенка и опирающимся на зону его ближайшего развития.  Реализация принципа практической направленности в обучении и связи изучаемого материала с жизнью предполагает использование учителем на уроке различных методов обучения.

Учебный предмет «естествознание» имеет свою оригинальную методику, специальные методы и приемы обучения, учитывающие как содержание предмета, так и возможности школьников с нарушениями интеллекта.

При подготовке к урокам естествознания в специальной коррекционной школе при выборе методов и приемов обучения, подборе средств обучения, заданий и упражнений учителю необходимо учитывать уровень знаний учащихся, их готовность к восприятию учебного материала, сформированности мыслительных процессов. Учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.

Для успешного усвоения учебного материала детьми важно сделать его максимально наглядным: использовать различные средства наглядности; формировать широкий круг представлений детей в процессе экскурсии; осуществлять с ними наблюдения за природными явлениями; проводить лабораторные работы.

Внедрение ИКТ в учебную практику значительно расширяет возможности демонстрационного материала, делает урок более ярким и увлекательным, повышает познавательную активность учащихся, стимулирует умственную деятельность.

На уроках естествознания для формирования естествоведческих представлений и понятий, для показа взаимосвязи между природными явлениями, формирования представления о целостной картине мира  эффективно применение программы Microsoft PowerPoint.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе.

В последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей  умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. Используя программу Power Point, я имею возможность создать целое занятие или серию занятий по определенной теме. Примером такого занятия могут служить мои презентации по темам: «Растения и животные огородов», «Растения и животные поля», «Домашние животные», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Органы цветкового растения», «Лилейные», «Млекопитающие», «Опорно-двигательная система человека» и другие.

Огромным плюсом данного вида информационных технологий является то, что презентации, созданные при помощи Power Point, возможно использовать на фронтальных занятиях при помощи воспроизведения на экране через мультимедийный проектор. А так же можно применять на подгрупповых или индивидуальных занятиях. При этом легко можно что-то убрать или, при необходимости, добавить какой-либо материал.

Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения.

Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с особыми образовательными потребностями, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

Особенно это важно в работе с детьми с ООП, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить только к удивляющему и поражающему воображение детей результату. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса к обучению школьникам необходимо в знакомом видеть новое.

Использование мною мультимедийных презентаций показало повышение уровня наглядности урока, экономию времени и поддержание высокого темпа урока. У учащихся повышается мотивация учения, улучшается результативность обучения, повышается интерес к предмету. Это наблюдалось на проведенной мною викторине с учащимися 7 и 8 классов «Знатоки Природы». Поведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ, является тестирование. Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных. Поэтому на своих уроках я их использую не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Работая с тестами, ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Именно поэтому я использую тестирование на уроках.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Для большей заинтересованности учащихся к такому типу уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров в классе, так как учащиеся класса должны работать на таком уроке только индивидуально.

В специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушением интеллекта изучение компьютерных технологий выступает как новое средство коррекционного обучения. Сегодня у меня есть возможность самой, а также с помощью программ, разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов, которые я использую на своих уроках. Например: тесты «Общие признаки птиц», «Земноводные», «Полезные ископаемые» и другие.

Использование информационных технологий на уроках естествознания способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном порядке, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках естествознания вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.

Список литературы:

1. Петрова В.Г. «Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках ге­ографии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 1977.

3. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М., 1998.

4. Инновационные технологии в образовании: Сб. статей. / Сост. Н.В. Языкова, 2003.

5. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.

6. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3

7. Сагман С. Эффективная работа с Power Point 97.

Количество просмотров: 13180  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы