Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников МБОУ гимназии № 13

 
 

Лебедева Елена Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 
 
 

Родионова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников МБОУ гимназии № 13

Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надежный индикатор качества здоровья нации в целом. В своем уставе Всемирная организация здравоохранения рассматривает понятие «здоровье» не только как биологическую, но и как социальную категорию: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Проблема здоровья детей сегодня стоит очень остро. Решая их, давайте попробуем вместе ответить на некоторые вопросы:

1. «Что важнее – физическое состояние или обучение»?

Важными показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребенок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом часто подвержен частым простудам, имеет серьезные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно. При этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться. Задача педагогов минимизировать этот процесс, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии.

2. В чем причина ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста?

Первичной является функциональная и физическая неготовность детей к обучению в школе. К этому добавляется снижение двигательной активности, которая приводит к гиподинамии, с одной стороны, и резкому увеличению доли статических нагрузок, с другой.

Детям просто необходимо много ходить, бегать, скакать, вертеться, играть. Ограничения ребенка в реализации данной потребности порождает напряженность, плохое настроение, агрессивность, умственную заторможенность, нарушения дисциплины.

3. Что вы, как педагог, учитываете в своей работе для сохранения и улучшения здоровья детей младшего школьного?

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической и медицинской коррекции.

Учителям нужно быть в постоянном контакте с медицинскими работниками. Кроме того, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, а также важно знать и учитывать степень готовности ребенка к обучению, особенности его возрастного развития.

4. Есть ли показатели, по которым учитель и родители могут определить нарушение состояния здоровья?

Одним из важных показателей состояния здоровья, к тому же легко поддающихся контролю, является масса тела. Еще один информационный показатель – артериальное давление. Конечно, анализ артериального давления не так прост, как ежемесячное взвешивание детей, но врачи обязательно должны использовать его для контроля за функциональным состоянием организма детей, особенно в период адаптации. Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года все чаще появляются дети, у которых постепенно нарастает усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство.

Задачи сохранения здоровья и укрепления физического развития школьников серьезны и требуют особого внимания. Ученые провели специальные исследования. Медицинские работники, физиологи, гигиенисты изучали динамику состояния здоровья школьников при разных режимах, разных программах обучения, дали общую физиолого-гигиеническую оценку проводимых экспериментов. Они разработали рекомендации для выбора оптимального режима и гигиенических условий жизни обучающихся в школе.

Для укрепления и улучшения здоровья детей младшего школьного возраста в гимназии № 13 ведется целенаправленная работа в урочной и внеурочной деятельности. Во время уроков проводятся:

Утренняя зарядка (на 1 уроке).

Физ. минутки.

Физкультурно-двигательные миниатюры.

Упражнения для развития гибкости.

Проветривание, кварцевание кабинета.

Активные перемены.

Уроки на свежем воздухе.

Занятия по здоровьесбережению во внеурочное время.

5. Что же такое рационально организованный режим дня?

Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка; во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе; в-третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки. Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учитель не должен оставаться в стороне, провести ряд родительских собраний по данной теме. Необходимо помнить всегда режим – это серьезно.

6. Что же должен учитывать педагог, чтобы правильно, рационально в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?

Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям школьников.

Используя тест Кеэса, теппинг-тест И.П. Ильина на внимание, мы определили динамику работоспособности учащихся первого класса в начале, середине и в конце учебной недели. В ходе проведенного исследования было установлено следующее. В понедельник после первого урока у 65% детей наблюдалось снижение работоспособности в среднем на 30%. После второго урока снижение продолжалось. Такая динамика имела место тогда, когда первыми уроками были русский язык и математика, т.е. предметы, требующие значительной концентрации внимания и умственного напряжения.

7. Что помогает организму справиться с нагрузкой, сохранить высокую работоспособность?

Еще одна простая и выполнимая рекомендация – соответствующая организация двигательной активности ребенка. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.

Поэтому не стоит пренебрежительно и скептически относиться к малым формам физического воспитания – гимнастике до занятий, физкультминуткам на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.

Необходимо помнить о проветривании, кварцевании кабинета.

Исследование ученых показали, что мелкие мышцы рук (развитие моторики) тесно связано с развитием мыслительных процессов, поэтому рекомендовано проводить упражнения, развивающие моторику рук.

Каждый ученик в классе имеет специальную папку с набором минитренажёров для развития мелких мышц руки.

Кроме того, используем на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По слова психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека не падает.

Эти и другие упражнения способствуют закреплению стереотипа правильной осанки и тренирую зрительный аппарат (прямые и косые мышцы глаз, а также внутренние цилиарные мышцы).

В результате выполнения несложных упражнений работоспособность детей можно повысилась в 2,7 раза.

Перемены тоже должны быть «подвижными», а если такая возможность есть, должны проводиться на воздухе.

 

Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтов, поддержанию дисциплины и соблюдению правил той или иной игры. Можно в своей работе использовать игры уже знакомые детям (по урокам физкультуры, по уличным играм).

Все эти простые и, по мнению многих учителей, не очень обязательные элементы организации режима, учебных занятий на самом деле очень важны для успешной адаптации ребенка ко всему комплексу нагрузок при обучении и сохранения его здоровья.

Проводя свою работу таким образом, можно сделать вывод: у детей не наблюдается ухудшение здоровья (с нарушением осанки на начало года было 24%, на конец года – без изменений). На начало учебного года 20% детей имели отклонения по медицинским показателям по остроте зрения, на конец года – без изменений.

Взяв за основу технологию В. Ф. Базарного, мы строим учебный процесс. Каждую неделю ребенок пересаживается на одну парту вперед, раз в месяц меняем ряд. Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя (кабинет оборудован такими партами). На уроке каждый ребенок может встать из-за парты и постоять тогда, когда это ему удобно.

Работа по здоровьесбережению и здоровьеформированию в 13 гимназии не заканчивается с окончанием уроков, она продолжается во внеурочной деятельности, при реализации программы «Школа Здоровячка». Цель этой программы – сформировать поведенческие стереотипы здорового образа жизни, поэтому в гимназии была разработана авторская программа «Школа Здоровячка» (автор Родионова Ю.В.) для 1-4-х классов.

 

В программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме здоровьесбережения и здоровьеформирования. Дети узнают об использовании здорового питания, двигательных режимах, с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, о необходимости в занятиях физической культурой и спортом.

Программа кружка «Здоровячок» рассчитана на 2 года обучения для учащихся 1-2 классов по 1 часу в неделю. 1 класс – предусматривает 33 часа, 2 класс – 34 часа.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:

– составлять режим дня;

– соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

– управлять своими эмоциями;

– выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

– включать в свой рацион питания полезные продукты;

– соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

– соблюдать правила пользования общественным транспортом;

– соблюдать правила пожарной безопасности;

– соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Таким образом, педагогическая деятельность, направленная на здоровьесбережение и здоровьеформирование детей, по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Организация социально-педагогических условий обучения в гимназии учитывает преемственность психолого-возрастных особенностей учащихся.

Создание в МБОУ гимназии № 13 условий для развития здорового и безопасного пространства ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Доброго здоровья вам, наши ученики!

Список литературы

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. // Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Безруких М.М.Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Библиотека учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 2001.

3. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://fest ival.1september.ru/articles/312400/

4. Николаева В.С. В школе и после школы вместе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

5. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья – Мастеская учителя. – М.: ВАКО, 2004.

6. Романцов, М. Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. – 2003. – № 6.

7. Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

8. Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2005.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

10. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Количество просмотров: 7833  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы