Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации

 
 

Полежаева Марина Дмитриевна,

заместитель директора по УВР,

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ»

 
 
 

Степанова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ»

 

Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования.

Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка.

Вопрос о преемственности реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по уровням общего образования.

В статье 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать:

– единство образовательного пространства Российской Федерации;

– преемственность основных образовательных программ;

– вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

– государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

С 1 сентября 2011 года все образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). В «Инженерном лицее НГТУ» это был один первый класс. В 2016-2017 учебном году эти дети обучаются уже в 6 классе.

С 2012 года лицей вошел в городскую экспериментальную площадку «Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5-х классах» на период с 01.09.2012 г. по 30.06.2017 года (приказ ГУО мэрии города Новосибирска № 1143-од от 12.09.2012 г.). В «Инженерном лицее НГТУ» это был один пятый класс, учащиеся которого в этом учебном году уже выпускники 9-го класса.

В 2016-2017 учебном году в лицее по ФГОС НОО обучается девять классов – 100% (266 обучающихся), а по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО) двенадцать классов – 100% (357 обучающихся).

Преемственность ФГОС НОО и ФГОС ООО предусматривает единство требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования и к достижению новых образовательных результатов. В связи с чем разработанные в лицее основные образовательные программы начального и основного общего образования имеют одинаковую структуру и содержат:

целевой раздел, включающий планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы и единую систему оценки их достижений;

содержательный раздел, включающий программу формирования и развития универсальных учебных действий (УУД); программу воспитания, развития и социализации обучающихся, которая на уровне основного общего образования включает профессиональную ориентацию как ступеньку к основной образовательной программе среднего общего образования (ООП СОО); а также программу коррекционной работы, направленную на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, на компенсацию недостатков в развитии обучающихся и на их социальную адаптацию;

организационный раздел, содержащий учебный план, план внеурочной деятельности и совершенно новый материал – систему условий реализации основной образовательной программы.

В создаваемой в лицее с 2017 года основной образовательной программе среднего общего образования согласно принципу преемственности сохранятся аналогичные структурные элементы.

Одним из условий для реализации ФГОС в плане преемственности является наличие в образовательной организации высокопрофессиональных специалистов. В связи с этим встала необходимость в подготовке педагогических кадров, способных к реализации основной образовательной программы лицея. С целью обеспечения научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности мы спланировали,  организовали и продолжаем повышение квалификации педагогических и руководящих работников на базе НИПКиПРО, ГЦРО, НГТУ (36 учителей из 46-78%). Педагоги лицея делятся накопленным опытом, проводя семинары для учителей города и области. Кадровый состав педагогических работников Инженерного лицея обеспечивает необходимые условия организации деятельности экспериментальной площадки.

Еще одним основанием преемственности может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. На современном этапе развития общества целью образования признается развитие личности обучающихся; формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), призванной помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

«Универсальные учебные действия», в широком смысле, – умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Существует четыре вида универсальных учебных действий:

– обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях межличностных отношений;

– обеспечивают организацию обучающимися учебной деятельности (планирование и последовательность действий, прогнозирование результата, контроль и внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности, оценка проделанной работы);

– дают возможность обеспечить у обучающихся способности к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;

– заключаются в способности осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, соблюдая правила поведения с учётом конкретной ситуации и проявляя толерантность в общении.

Педагоги лицея в рабочих программах по каждому учебному предмету определили формируемые на каждом уроке УУД, а в ООП ООО была разработана программа развития УУД, которая продолжает программу формирования УУД начального уровня образования, дополняется вопросами формирования компетенций в области информационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности и должна выполняться всеми педагогами лицея. В ООП ООО лицея принцип преемственности НОО предусматривает дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Например, предмет информатика, изучение которого в лицее начинается со 2-го класса, учит детей работать с информацией, формирует многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, образует ИКТ-компетентность. А в основной школе, начиная с 5-го класса, обучающиеся закрепляют полученные технические навыки и развивают их, применяя при изучении всех учебных предметов. 

Большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД имеет учебный предмет «Математика», который изучается в лицее на углубленном уровне и позволяет развивать умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; работать с учебным математическим текстом (выделять смысловые фрагменты, находить ответы на поставленные вопросы и пр.); проводитьдоказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания в лицее единой модели мониторинга развития УУД обучающихся, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга на каждом образовательном этапе. Для определения уровня сформированности УУД у обучающихся на уровне начального общего образования и в 5-6 классах используем комплексные письменные работы АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбурга. Работы строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и УУД.

Следует отметить огромную научно-методическую помощь, оказываемую НИМРО в проведении мониторинговых исследований оценки метапредметных результатов в первые годы внедрения ФГОС.

Решение задачи развития УУД в лицее на уровне начального и основного образования происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе реализации спецкурсов как части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей и педагогического коллектива лицея.

Значительная роль в формировании УУД принадлежит внеурочной деятельности, которая учитывает возрастные особенности обучающихся, их склонности и обеспечивает дальнейшее развитие и самоопределение личности.

Например, курс внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» в начальной школе, позволяющий обучающимся формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии в ходе игровой и практической деятельности, является стартовой площадкой для изучения спецкурса «Наглядная геометрия» в основной школе. Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» в начальной школе, позволяющий развивать мышление, формировать умения решать нестандартные задачи, является основой для изучения на уровне основного общего образования курса «Элементы математической логики», который продолжает формировать умение производить рассуждения, умозаключения, аргументировать, доказывать и опровергать, применять основные логические законы и знания логики в процессе изучения смежных дисциплин.

Исходя из того, что организация образовательной деятельности по ООП СОО основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, которые обеспечивают изучение учебных предметов на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение), в лицее уже на уровне основного общего образования, в соответствии с планом внеурочной деятельности, создаются условия для постепенного, плавного перехода на уровень среднего общего образования. Мы считаем, что внедрение ФГОС необходимо начинать именно с внеурочной деятельности, поскольку она направлена не только на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность в лицее основана на мобилизации внутренних ресурсов организации и на установлении связи с социальными партнерами.

Например, в лицее разработан спектр программ внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления с учетом наличия площадок их реализации и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, который затем в рамках преемственности  реализуется на уровне старшей школы. Основная образовательная программа включает курсы внеурочной деятельности в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования в рамках предметных областей математика и информатика, технология, естественнонаучные предметы, а также элективные курсы – робототехника, электроника, мехатроника, 3D-прототипирование и др.

Работа по преемственности в лицее ведется по трем основным направлениям:

– совместная методическая работа учителей уровня начального общего и основного общего образования (собеседование заместителя директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов; малый педсовет с участием учителей уровня начального и основного общего образования по обсуждению и решению проблем адаптации 5-х классов; проведение совместных заседаний кафедр и МО лицея, в ходе которых педагогами определяются общие цели; использование преемственных образовательных технологий; взаимопосещения уроков педагогами, изучение программ – учитель начальных классов изучает программу 5-го класса и наоборот);

– работа с учащимися (комплексная контрольная работа в 4-х классах; входной контроль знаний и умений в 5-х классах; проведение комплексной диагностики, позволяющей оценить уровень достижения метапредметных результатов у обучающихся 4-5-х классов по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»; анкетирование; анализ уровня здоровья обучающихся);

– работа с родителями (родительское собрание в 4-5-х классах при участии учителей-предметников и школьного психолога; анкетирование родителей; беседы с родителями).

Успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.

На наш взгляд, для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего, а затем и среднего  образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:

1. Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной и средней школы к переходу на стандарты второго поколения (качественная курсовая подготовка, практические семинары, мастер-классы, переговорные площадки по обмену опытом и творческими наработками).

2. Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном, основном и среднем уровнях образования (наличии логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательный процесс, соблюдении преемственности содержания используемых УМК, соблюдении преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

3. Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном, основном и среднем уровнях образования.

Количество просмотров: 18042  

Комментарии

ОТЛИЧНО

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации
2. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО
3. Управление процессом развития творческих способностей в условиях реализации деятельностного подхода в обучении географии
4. Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах
5. Развитие познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО при обучении математике
6. Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха
7. «Учение с увлечением»
8. Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
9. Организация методической работы в коррекционной школе для развития инновационного потенциала педагогов
10. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
11. Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)
12. Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
13. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
14. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности в условиях ФГОС
15. Из опыта организации практического обучения студентов на учебных занятиях по освоению учебной дисциплины «Английский язык»
16. Педагогический десант АКЛ на УЧСИБ-2017
17. Методическое обеспечение реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы и перспективы
18. Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
19. Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
20. Неделя безопасного Рунета – 2017

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы