Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО

 
 

Дроздова Марина Анатольевна,

учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 57 г. Новосибирска

 

Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования в условиях ФГОС формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Требования современности сегодня – это воспитание учеников с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала по истории, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения школьника является его социализация, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в рамках реализации федерального образовательного стандарта образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. План внеурочной деятельности должен быть разработан на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи:

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности  (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм и видов (игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; 

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер. «Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Одним из направлений работы является изучение истории родного края учащимися через социально значимую проектную деятельность.

Мною была создана разновозрастная группа учащихся с 5 по 9 классы, с которыми мы разработали социально-значимый проект «Люблю тебя, мой край родной».

Цель проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родины;

– содействовать патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Ребята, входящие в состав инициативной группы, в рамках проекта проводят занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

 

Следующим направлением является работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки занятий по изучению родного края.

 

Одной из составляющих проекта является участие ребят в районных и городских конкурсах по истории родного края, где они могли применить свои знания и умения.

Подготовка и проведение.

1. Планируем и выбираем темы, которые интересны и важны в рамках проекта.

2. Определяем участников.

3. Подбираем материал, который необходим (т.е. ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, рисунки, стараются творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание, работы участников.

5. Выполнение самого проекта (сроки зависят от темы и работы). Реализуем в следующих проектах: конкурс книгочеев. Например: Историко-литературоведческая номинация. Номинация иллюстративная. Поэтическая номинация – ученики представляют стихи о Сибири, о Новосибирске собственного сочинения.

 

В течение многих лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности « Мир на ладони».

 

Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Следующим направлением является участие ребят в научно-практических конференциях. Например, городская научно-практической конференция «Юниор – шаг в науку», секция – музеология, выступали на региональной конференции 4-е Тихомировские Чтения «Моя семья в истории страны», на районной конференции, секция «История родного края», ученица Кривоногова Катя стала победителем.

 

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в международном конкурсе социально значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!»

 

Вовлекаются учащиеся с 5 по 11 классы во внеклассную деятельность и по обществознанию. Сегодня актуально изучение общественных наук для современных школьников, т. к. многие планируют свою жизнь связать с работой в области экономики и юриспруденции, да и просто гражданам нашей страны очень нужны правовые знания. Необходимо формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей, правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов её регулирующих, развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни, формировать активную жизненную позицию.

Одной из главных целей преподавания обществознания в школе является формирование гражданско-правовой культуры у учащихся, которая достигается и через внеклассную деятельность. В рамках декады «Правовое воспитание школьников» с учениками старших классов беседуют представители различных правовых структур. В среднем звене поводятся занятия в форме тематических бесед, игровых занятий, например: «Я и закон», «Мои права и обязанности» и др.

Проходят элективные курсы: в 8 кл. «Основы правоведения », в 9 кл. «Наше будущее в наших руках», в 10 кл. «Основы пенсионного законодательства в Российской Федерации». Это способствует максимальному развитию правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию, которую используют для участия в различных проектах и конкурсах.

Проводятся специальные занятия, посвящённые Конституции РФ. По избирательным правам граждан, с целью ознакомления ребят с избирательными правами и обязанностями граждан РФ. Такие занятия проходят в форме деловой игры, где ученики узнают, какие права и обязанности есть у избирателей. Участвуем в играх КВН «Урок граждановедения».

Свою активную гражданскую позицию ребята проявляют участием в районном конкурсе по повышению правовой культуры среди будущих избирателей, «Выбирай сам свою Россию», «Моё предложение депутату». В областном конкурсе среди молодёжи на лучший агитационный плакат «Думские гонки».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Как говорил А. С. Макаренко «Дети – это живая сила общества».

Количество просмотров: 20604  

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации
2. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО
3. Управление процессом развития творческих способностей в условиях реализации деятельностного подхода в обучении географии
4. Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах
5. Развитие познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО при обучении математике
6. Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха
7. «Учение с увлечением»
8. Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
9. Организация методической работы в коррекционной школе для развития инновационного потенциала педагогов
10. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
11. Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)
12. Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
13. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
14. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности в условиях ФГОС
15. Из опыта организации практического обучения студентов на учебных занятиях по освоению учебной дисциплины «Английский язык»
16. Педагогический десант АКЛ на УЧСИБ-2017
17. Методическое обеспечение реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы и перспективы
18. Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
19. Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
20. Неделя безопасного Рунета – 2017

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы