Интеграция здоровьесберегающих технологий в практику учителя-логопеда

 
 

Еремина Ольга Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБУСО НСО Социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних «Снегири»

 

Интеграция здоровьесберегающих технологий в практику учителя-логопеда

Я, как учитель-логопед Центра социальной реабилитации несовершеннолетних, постоянно нахожусь в поиске эффективных методов коррекционно-логопедической работы, так как устранение нарушений речи у детей, пребывающих в центре, является важным направлением. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать коррекционный процесс занимательным и увлекательным, я интегрирую в коррекционную работу здоровьесберегающие технологии, такие как: биоэнергопластика, кинезиология, нетрадиционные приемы самомассажа пальцев рук и мышц лица. Без них работа по исправлению нарушений речи будет тормозиться.

Интеграция – это (от лат. integratio – «соединение») – процесс объединения частей в целое. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируют интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Я использую биоэнергопластику, чтобы ускорить исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушениями кинестетических ощущений. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, и тем самым помогает детям преодолеть речевой дефект. Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживают положительный эмоциональный настрой ребенка, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике.

Движение руки мы подбираем с детьми под каждое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Каждому ребенку разъясняю, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. А это самый эффективный метод в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, я прошу их самих придумать движение руки. В дальнейшем, ребята уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны.

Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык – поднимается вверх-вниз.

Часики. Движение ладони с сомкнутыми пальцами из стороны в сторону, язык движется вправо и влево.

Дудочка. Язычок сворачивается в «трубочку», а пальцы собираются в щепоть.

Следующая методика, позволяющая оптимизировать процесс коррекции речи, выявить скрытые способности детей расширить границы возможностей их мозга, – это кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что она помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей и исправлять недостатки устной речи, а также предупредить нарушения чтения и письма школьников. Кинезиологические упражнения я использую в нескольких направлениях:

– по коррекции нарушений звукопроизношения;

– по коррекции нарушений фонематического слуха;

– по формированию звуко-слогового анализа и синтеза.

1. Направление по коррекции нарушений звукопроизношения. На первом этапе формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи я активно применяю кинезиологические упражнения и приемы по развитию дыхания. Например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяют и другие упражнения («Свеча», «Дышим носом», «Холодный ветерок»). Также применяю упражнения и приемы для развития мелкой и крупной моторики, опираясь на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой). Кинезиологические упражнения и приемы по развитию мелкой и крупной моторики, стимулируют речевое развитие ребёнка, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, и являются мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Люблю использовать кинезиологические движения в начале занятия для лучшего включения детей в работу, либо в середине занятия в качестве динамической паузы развития крупной моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Для положительного эмоционального настроя использую стихи. Например, к упражнению «Ухо-нос» такое:

«Муха летела – на нос села,

Вторая летела – на ухо села,

Кот прибежал, мух напугал

Мухи разжужжались – местами поменялись».

Включаю в артикуляционную гимнастику упражнения с движениями глаз и языка в одном и разном направлении для синхронизации межполушарных связей.

За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя кинезиологические упражнения, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Упражнение «Колечко» мы выполняем с детьми, произнося отработанный звук. Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «с».

На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слоги «ша», «шу», «шо» и выполняем упражнение «Пальчики здороваются» или упражнение «Маршировка».

Аналогично использую усложненные упражнения «Лягушка», «Перекрестная маршировка».

2. Направление по коррекции нарушений фонематического слуха. Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:

– формирование навыков дифференциации звуков;

– формирование звуко-слогового анализа и синтеза.

В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняю кинезиологические упражнения, дополняя их коррекционной задачей.

Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» я дополнила задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Сначала учу детей изображать стойкого солдата, ощущать напряжение мышц этого персонажа. Дети должны выпрямиться и вытянуться в струнку и стать твердыми несгибаемыми, как настоящий солдат. И напротив, научиться расслабиться стать мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Детям порой трудно войти в нужный образ, но, выполняя этот этюд, они учатся различать свои телесные ощущения (напряжение-расслабление).

Далее обращаю внимание детей на первые звуки имен (Захар – «З» твердый согласный, Зина – «З'» мягкий согласный звук), «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Различая правильно мягкие и твердые согласные звуки, дети должны выбрать правильное действие – быть то солдатом, то куклой.

Каждое из этих кинезиологических упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

3. В направлении по формированию звуко-слогового анализа и синтеза я учу детей различать гласные и согласные звуки; определять количество слогов в слове.

Объясняю детям особенность гласных звуков: гласные тянутся и поются, мы можем перебирать пальчики при выполнении кинезиологического упражнения «Колечки», пока тянется (произносится) гласный звук.

Далее разучиваю с детьми правило – запоминалку:

Обозначение гласного звука.

«Звук поется, значит – гласный!

Мы возьмем сигнальчик красный!»

Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в «Колечки».

 

Обозначение твердого согласного звука.

«Произносим звук согласный

Уверенно и твердо.

И сигнальчик синий-синий поднимаем гордо!»

Ладошки обеих рук сжаты в кулачки.

«Твердый кулачок одной руки стучит по кулачку сверху вниз другой руки».

Ритмичное чередование рук.

 

Обозначение мягкого согласного звука.

«Произносим мягко мы звук согласный новый,

И сигнальчик поднимаем

Высоко зеленый!»

Ладошки обеих рук расслаблены.

«Мягкая ладошка одной руки поглаживает ладошку другой руки»

Ритмичное чередование рук.

 

Определять количество слогов в слове удобно, постукивая ребром ладони по крышке стола.

На двигательной активности построены все кинезиологические упражнения, значит, следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических движениях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу. Великий физиолог Павлов И.П. считал, что любая мысль заканчивается движением, а значит применение кинезиологии в логопедии уместно.

Я часто сталкиваюсь с тем, что для детей с нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Моё внимание привлек самомассаж пальчиков рук с использованием нетрадиционных приемов. Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж пальчиков рук включаю в логопедические занятия.

Считаю важным создание условий, вызывающих положительные эмоции. В этом случае огромную помощь мне оказывают игровые упражнения и использование различных подручных материалов, которые я подбираю в зависимости от лексической темы. Например, изучая тему «Одежда», подойдут бельевые прищепки для массажа пальцев рук, а при изучении темы «Части тела» можно использовать зубную щетку. Обязательно использую веселые стихи.

Подручные материалы, используемые при нетрадиционных приемах массажа рук:

– Зубные щетки

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики!»

Зубной щеткой массируются ладонные поверхности кистей рук и подушечки каждого пальчика.

– Прищепки

«Прищепка, прищепка, помоги!

Пальчик ты мне разомни,

Ты по пальчику шагаешь,

Каждый пальчик разминаешь!»

Прищепками разминается каждый пальчик.

– Шестигранные карандаши

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!»

– Грецкий орех

«Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтобы стало мне приятно

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех!»

– Разные виды мячей

«Гладь мои ладошки, еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!»

Приборы Су-Джок тренажеров (шарики и кольца).

«Мячик-ежик мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмем

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем!

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной!»

Самомассажу лица я обучаю детей, показывая движения на себе, произношу соответствующий текст. Например,

«Ручки разминаем, растираем, согреваем

И лицо ладошками нежно умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки вниз подергаем быстро, быстро, быстро!

Побежим от носа пальцами мы к ушкам,

Их вперед сгибаем, мягко растираем.

Гладим щеки по дорожкам: вверх, вверх, вверх!

Вверх потягиваем брови: вверх, вверх, вверх!

А теперь помнем мы губки: раз два, три!

А еще помнем мы губки, посмотри!

Губки тянем вправо-влево. Хорошо!

А теперь погладим их, пальцами скользя,

Ведь они устали, им отдохнуть пора!

По дорожкам к носику мы пройдем

И от носа к ушкам мы дойдем,

Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим,

А теперь погладим шейку и тихонько посидим!»

Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля.

Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы. Самомассаж может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, перед или после артикуляционной гимнастики.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъекта педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и реабилитационной работы.

Таким образом, интеграция здоровьесберегающих технологий в логопедическую практику способствует эффективности коррекционно-логопедической работы.

Количество просмотров: 5202  

Комментарии

Замечательная статья, поможет в работе. Спасибо

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы