Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»

 
 

Миронова Ирина Яковлевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 389 г. Новосибирска

 
 
 

Кокорина Ольга Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 389 г. Новосибирска

 

Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания.

На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина, Е. Г. Леви-Гориневская и многие другие. Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Н. Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения. Развитие методики обучения ходьбе на лыжах базировалось на прекрасном опыте таких педагогов, как А. В. Аверчук, А. А. Бережнова, Н. И. Зуева, Н. Н. Кильпио, К. М. Лобанова, В. Л. Михневич, З. М. Штокаленко, В. А. Фомина и других.

Парциальная программа МКДОУ д/с № 389 «Обучение детей ходьбе на лыжах» разработана на основе методических рекомендаций Голощекиной М.П. «Лыжи в детском саду» и направлена на создание условий физического развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и формирования навыков здорового образа жизни на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий нельзя недооценивать:

– ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка;

– вызывает активные действия крупных мышечных групп;

– положительно влияет на формирование свода стопы, оказывает благоприятное влияние и на формирование осанки;

– способствует воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивает смелость, настойчивость, решительность, формирует выдержку и дисциплинированность, приучает преодолевать трудности и препятствия, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. п.;

– создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии.

Цель парциальной образовательной программы по физическому развитию детей «Обучение детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах» - создание оптимальных условий организации лыжной подготовки с детьми старшего дошкольного возраста; приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие физических качеств; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения; становление ценностей здорового образа жизни.

Обучение детей ходьбе на лыжах организуется на прилегающей к территории детского сада спортивной площадке, находящейся в управлении физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска. Ее обслуживание осуществляет Муниципальное Автономное Учреждение «Стадион», которое осуществило реконструкцию спортивной площадки и подготовку для использования в зимний период для проведения занятий с дошкольниками и детской спартакиады. Выход на спортивную площадку оборудован с территории детского сада.

Успех занятий во многом зависит от условий их проведения. Наши воспитанники (от 5 до 7 лет) занимаются ходьбой на лыжах еженедельно в первую половину дня по 30 минут, при условии, что температура воздуха не ниже -200С и в соответствии с перспективным планом (таблица 1.).

Таблица 1.

Примерный перспективный план

физкультурных занятий по обучению детей ходьбе на лыжах

Месяц

Программные задачи

Ноябрь

Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах.

Закреплять навык ступающего и скользящего шага.

Закреплять навыки скользящего шага, спусков с невысокого склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки.

Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах скользящим шагом.

Декабрь

Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах.

Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении.

Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов с длиной ската 8 метров.

Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон «лесенкой».

Январь

Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих склонов. Учить поворотам переступанием.

Учить ходить скользящим шагом, заложив руки за спину, подъёму на склон «ёлочкой». Закреплять навык поворотов переступанием на лыжах.

Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом.

Февраль

Продолжать учить детей попеременному двухшажному ходу, подъёму на склон «ёлочкой» и торможению при спуске с горки.

Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом, в подъёме «ёлочкой» и спуску в высокой стойке с торможением.

Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути.

Упражнять детей в ходьбе на лыжах попеременным двухшажным ходом, в выполнении поворотов переступанием.

Март

Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе.

Упражнять в подъёме на склон «ёлочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением.

Учить проходить на лыжах попеременным двухшажным ходом 600м в среднем темпе.

Совершенствовать навыки передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом.

Апрель

Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 2-3км в медленном темпе.

Упражнять детей в спуске и подъёме на пологий склон при длине ската 18м.

 

 

Большую часть времени при обучении детей ходьбе на лыжах мы отводим играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки. Игровые приемы и обучающие игры способствуют выработке умений управлять своими движениями (таблица 2).

Таблица 2.

Примерный перечень обучающих игр и игровых упражнений

по обучению дошкольников ходьбе на лыжах

Название

Цель

«Кто быстрее»

совершенствовать умение переносить лыжи.

«Где же наши ручки?»

«Где же наши ножки?»

освоение чувства лыж.

«Лошадки»

«Большие и маленькие»

развитие устойчивого равновесия на лыжах.

«Карусель»

совершенствовать стойку лыжника.

«Кто дальше»

овладение скользящим шагом.

«Пройди и не задень»

развитие пространственных ориентировок.

«Самокат»

учить ходьбе на лыжах по ровной лыжне.

«Кто самый быстрый?»

закреплять технику ходьбы скользящим шагом.

«Кто быстрее принесет снежный ком»

развитие быстроты.

«Заморожу»

способствовать развитию общей выносливости.

«Салки на лыжах»

развитие скоростно-силовых качеств.

«Трамвай»

закреплять пространственные ориентировки

«Попади в цель»

упражнять в устойчивом равновесии

«Будь внимателен»

закреплять навык передвижения на равнине.

«Идите за мной»

закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.

«Через препятствие»

закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.

«Сороконожки»

закреплять навык скольжения в колонне.

«Не урони»

закреплять навык спуска.

«Поймай предмет»

закреплять навык спуска, развивать ловкость.

«Следопыт»

закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе.

«Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт»

совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.

«Два мороза», «Эстафета в парах»

развивать быстроту.

В обучении детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах мы используем такие формы, как индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства); групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная); фронтальная форма организации обучения.

Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются:

– наглядные – показ физических упражнений,

– слуховые ориентиры – бубен, свисток,

– зрительные ориентиры – флажки, палки,

– непосредственная помощь воспитателя и других взрослых;

– словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;

– практические – повторение движений, применение элементов соревнования и т. д.

Особое место в этой работе мы уделяем сочетанию показа и объяснения, благодаря чему осуществляется органическая взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами. Слово помогает ребенку понять движение, выделить его отдельные качества, осознать мышечные ощущения.

Основными методами реализации программы являются:

Привлечение внимания ребенка к физическим упражнениям как особому объекту познания: педагог использует показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребенком, указания, анализ, оценку движений ребенка, побуждает к оценке движений товарища и элементарной самооценке.

Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами и техникой безопасности.

Использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения.

Развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов.

Побуждение к выполнению упражнений, требующих проявления волевых усилий.

Объединение детей для самостоятельной двигательной деятельности в подгруппах с учетом степени их двигательной активности.

Организация подготовительного периода, направленного па развитие физических качеств у детей перед обучением технике наиболее сложных движений.

Рассматривание фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста.

Подвижные игры, стимулирующие проявления детского творчества, использование резкой смены ролей по ходу подвижной игры, музыкального сопровождения.

Использование измерительных приборов для выявления вместе с детьми их физических возможностей: кистевых динамометров, линеек, спирометра и других, обсуждение результатов и побуждение к физическому совершенствованию.

Продуктивная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы.

Стимулирование интереса ребенка к физической культуре через создание ситуаций, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других при обсуждении опыта выполнения упражнений.

Рассматривание детских фотографий родителей, бабушек, дедушек, воспитателя на физкультуре, на соревнованиях.

Парциальная программа «Обучение детей ходьбе на лыжах» реализуется в условиях сотрудничества с социальными партнерами: организацией системы управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска Муниципального Автономного Учреждения «Стадион»; общественной организацией «Тропников-фонд» в лице его председателя Тропникова Александра Анатольевича. Именно социальное партнерство и помощь депутатов нашего округа позволила нам оснастить материально-техническую базу дошкольного учреждения: лыжи 59 пар, лыжные палки 59 пар, лыжные ботинки (от 29 до 40 размера) 64 пары.

При участии председателя общественного фонда Александра Анатольевича Тропникова в нашем детском саду ежегодно организуются и проводятся спортивные лыжные праздники «Олимпионики». Постоянное повышение количества участников этого праздника говорит о заинтересованности родителей в востребованности лыжной подготовки детей.

Воспитанники старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет ежегодно участвуют в городском лыжном первенстве «от 0 до 7», который проводится на стадионе «Красное знамя», о чем в майском номере журнала «Гладиатор» за 2015 год, Управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска, вышла статья «Детсадовец – значит лыжник».

Профессор Е. А. Аркин писал: «Воспитать мужество в детях – одна из основных задач физического воспитания, потому что нет лучшего союзника в борьбе за сохранение и укрепление здоровья и за победу над заболеваниями, чем мужественная уверенность в своих силах, и нет опаснейшего врага здоровья, чем страх».

Список литературы

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

2. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. – М., Просвещение, 1977.

3. Громова, О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003г. (Сер. Вместе с детьми).

4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2003.

5. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2003.

6. Маслянов В.А., Нагорный В.Э. Лыжный спорт. – М: Высшая школа, 1971.

7. Рунова М.А. Обучение детей ходьбе на лыжах. // Дошкольное воспитание. 2003, №2.

8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебн. пособие для студ. высших пед. учеб. Заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

9. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.; под ред. С.О. Филипповой. М., 2007.

Количество просмотров: 10999  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы