Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями

 
 

Мелкозерова Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 432» г. Новосибирска

 

Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Многолетний опыт работы с такими детьми показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп:

– непроизвольность движений;

– боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

– речевые нарушения или отсутствие речи;

– замкнутость, неактивность детей;

– неустойчивое внимание;

– слабая музыкальная память;

– интонационная невыразительность;

– аритмичность.

Что же дают занятия музыкой особенным детям?

Через музыку, песни, танцы, игры дети активно учатся новому в интересной и доступной для них форме. Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкальной деятельностью – это возможность социализации. Родителям жизненно необходимо увидеть успех этих ребят, поверить в их возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха. Вот и мы с ребятами приняли участие в VIII городском фольклорном фестивале-конкурсе 2016 года «Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод!», где дети стали лауреатами II степени в номинации «Постановочный танец». За первым удачным выступлением последовало другое…. В 2017 году на первом открытом городском фестивале творчества детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в мечту» мы снова стали лауреатами! Репетиции, выступления, встречи с другими детьми, общение – это и есть социализация, к которой мы стремимся. Для особенных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ОВЗ. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций. Музыка также может служить особенному ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне.

Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций.

На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ОВЗ музыкальных способностей и овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.

Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:

– возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;

– приобретение ими коммуникативных навыков;

– развитие волевых усилий;

– феномен «эмоционального заражения»;

– приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;

– можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.

4. Пение.

5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

6. Танцы, хороводы.

7. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

– структура проведения занятий вариативна в различных группах;

– один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить;

– музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии.

Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Любой ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игра. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Наибольший эффект в работе с детьми дают музыкальные развивающие игры (игры под пение, игры с музыкальными инструментами, сюжетные и бессюжетные). Ценность данных игр:

- являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;

- дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;

- развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;

- учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать.

Предлагаю вам поиграть в развивающие игры, которые понравились нашим воспитанникам! Желаю творческих успехов!

КАЧАЮЩИЕСЯ ОБРУЧИ

Главная цель

Развитие умения распределять роли и предметы.

Дополнительные цели

Совершенствование контроля за движениями и умения удерживать равновесие в сидячем положении.
Развитие умения слушать

Что понадобится

Обручи для каждой пары участников. Портативный синтезатор или аудиозапись «качающейся» танцевальной музыки

Количество участников

От 4 до 10.

Основной вариант

Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу. 
У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч 
с противоположных сторон, начинают раскачиваться вперед-назад. Когда музыка смолкает, движение прекращается.

Замечания

Можно выбирать разные положения сидя, и каждому участнику нужно помочь найти наиболее удобное для него.

Другие варианты

Темп музыки и раскачиваний можно изменять.
Раскачиваться участники могут не только вперед-назад, но и из стороны в сторону.

«СПЯЩИЙ» БУБЕН

Главная цель

Формирование контроля за движениями и развитие способности концентрировать внимание.

Дополнительные цели

Развитие сотрудничества в группе.
Развитие чувства ответственности.

Что понадобится

Один бубен с тарелочками.

Количество участников

От 3 до 10.

Основной вариант

Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Замечания

Ведущий может побуждать участников следить за движением бубна, а не просто ждать своей очереди.
Эта игра может быть полезна как противовес более шумным играм.

Другие варианты

Направление, в котором передается бубен, можно изменять в любой момент.
Можно использовать другие музыкальные инструменты, такие, как маракас или любая погремушка.
Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ

Главная цель

Развитие умения слушать.

Дополнительные цели

Повышение скорости реакции.
Побуждение к сотрудничеству в группе.

Что понадобится

Обручи, по одному для каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись

Количество участников

От 3 до 10.

Основной вариант

Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него.

Замечания

Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка.
Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит вновь.

Другие варианты

Можно не раскладывать обручи по всей комнате, а расположить их в ее центре.
Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.
Число обручей может равняться половине числа участников: в каждом обруче оказывается по два участника.
Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их касания).

Можно использовать три обруча разных цветов, подобрав к ним косынки (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит обруч по цвету своей косынки.

Используемая литература:

1. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2016. – С. 87-90.

2. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка.78 развивающих музыкальных игр.-изд. Теревинф, 2007.

Количество просмотров: 11633  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы