Здоровьесбережение – одно из актуальных направлений в работе дошкольной организации

 
 

Рулева Татьяна Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Здоровьесбережение – одно из актуальных направлений в работе дошкольной организации

Поиск эффективных методов и форм оздоровления детей – основная забота педагогов дошкольного образования во все времена. Работа по здоровьесбережению в нашей дошкольной организации направлена на овладение детьми глубокими знаниями, умениями и полезными привычками в ходе осуществления режимных моментов, во время непосредственно образовательной и совместной деятельности, дидактических игр, детского экспериментирования, рассмотрения детских ситуаций и бесед, в сюжетно-ролевой игре, в ходе проектной деятельности. Кроме того, педагогами ДОУ разработан специализированный цикл игр-занятий по валеологии «Хочу быть здоровым».

Валеология (валео – здоровье, логос – наука) – наука о здоровье и механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Валеология изучает физиологическое, психологическое и социальное развитие и сохранение здоровья человека в условиях его жизнедеятельности. Наука исследует резервы систем организма, обеспечение устойчивой реализации и сохранения генетических, физиологических и психологических функций. Дошкольный возраст – это возраст формирования культурно-гигиенических навыков и полезных привычек. Именно в этом возрасте важно, чтобы ребёнок научился самостоятельно соблюдать правила личной гигиены и понимать смысл здорового образа жизни. С этой целью и был разработан цикл игр-занятий по валеологии «Хочу быть здоровым».

Задачи формирования потребности в здоровом образе жизни могут быть решены успешно в том случае, когда ребенок понимает, что здоровье человека напрямую зависит от знаний о себе, понимания того, как работают его системы и органы. Поэтому важно научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физкультуру, закаливать свой организм, правильно питаться. Выполнение этих мероприятий в комплексе обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей. Курс «Валеологии» в детском саду – первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который способен обеспечить реализацию таких задач как:

– расширение представлений детей о своём организме и функционирования его систем;

– развитие у дошкольников осознанной потребности в соблюдении здорового образа жизни (ЗОЖ);

– воспитание у детей осознания того, что человек – это часть природы и общества.

Содержание цикла игр-занятий по валеологии базируется на следующих принципах:

– эмоциональное подкрепление и положительная мотивация;

– систематичность;

– «От простого к сложному»;

– доступность;

– научность;

– активность.

Реализуются игры-занятия посредством дидактических игр, бесед, совместной деятельности взрослых и детей, в ходе актуальной для дошкольников деятельности: игровой, продуктивной, исследовательской, общении.

В содержании цикла игр-занятий для детей 4-5 лет рассматриваются такие темы как: «Я-человек», «Кто-я?», «Мои руки», «Для чего мне ножки нужны» и т.д., деятельность направлена на углубление знаний дошкольников о ближайшем окружении (семья и её члены, друзья и взрослые группы и детского сада), воспитываются культурно-гигиенические навыки. При помощи интерактивных игр и пособий, дидактического и наглядного материала ребята лучше узнают себя, свой организм, учатся бережно относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей.

Содержание цикла игр-занятий для детей 5-6 лет направлено на расширение представлений дошкольников о назначении органов чувств (глаза – видят, нос – нюхает, ухо – слышит) – «Мои пять помощников» – органы чувств. В ходе интересной познавательной и продуктивной деятельности дети узнают, как нужно заботиться о своих «помощниках».

С детьми 5-7 лет рассматриваются такие темы, как «Что у нас внутри…», «Моё сердце», «Когда легко дышится…»,«Потоки воздуха в моём организме» и.т.д..В ходе исследовательской, опытно-экспериментальной и практической деятельности дети узнают об особенностях, функциях внутренних органов и систем, что способствует осознанию необходимости соблюдения правил ЗОЖ, творческому развитию личности ребёнка, формированию познавательной активности и любознательности, учит самостоятельному поиску решений открытию нового. Всему, что пригодится ребёнку в его будущей школьной и во взрослой жизни.

Опыт «Лёгкие и органы дыхания» призван объяснить дошкольникам принцип работы дыхательной системы, в частности лёгких.

Цель: расширять представления детей об органах дыхания, о строении и значении дыхательной системы.

Это макет искусственных легких, выполнен из вполне доступных материалов (инструкцию по изготовлению можно посмотреть в книге «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых»).

При вдохе, когда вдыхаем в трубочку, оболочка растягивается, давление в бутылке уменьшается, и маленький шарик надувается – это вдох.

Когда делаем выдох, ослабляя оболочку, давление заставляет шарик выпускать воздух. Так работает искусственное легкое. Наши легкие работают по такому же принципу.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в режимных моментах

После сна, в кроватке ребята выполняют несложные пробуждающие упражнения, воздушно-солевое закаливание, профилактику плоскостопия.

Защита проектов на тему «Какие бывают виды  спорта» и «Мы за здоровый образ жизни!» Дети представляют свои странички, которые впоследствии стали общим альбомом.

Путешествие к доктору Айболиту.

Познавательная беседа и рассуждения о том, как нужно питаться, закаляться.

Семьи воспитанников прониклись идеями ЗОЖ и активно приняли участие в конкурсе «Лучшая прогулочная площадка». Совместно с родителями мы улучшили пространство для подвижных игр, творчества, наблюдений. Сделали приспособления для выполнения упражнений, способствующих укреплению около глазных мышц и мн. др.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью – это работа не одного дня и даже года. Я надеюсь, что совместными усилиями, мы заложили прочный фундамент здоровьесберегающего отношения детей к себе и окружающим.

Количество просмотров: 7029  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников
2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Совершенствование работы дошкольного учреждения по физическому развитию старших дошкольников через реализацию парциальной образовательной программы «Обучение детей ходьбе на лыжах»
4. Развитие познавательной деятельности методом проектирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста
5. Экспериментирование в подготовительной группе. Вода и ее «волшебные» особенности
6. Экологическая акция «Кормушка для Пичужки»
7. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре в детском саду
8. Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями
9. Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями
10. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
11. Использование здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями
12. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
13. Применение здоровьесберегающих технологий в работе по формированию лексико-грамматических категорий посредством рифмованных текстов у детей с ОНР – III уровня речевого развития, обусловленным стертой дизартрией
14. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении
15. Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
16. Формирование представлений у дошкольников с нарушениями зрения
17. Двигательная активность дошкольников
18. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
19. Формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников посредством исследовательской деятельности
20. Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы