Особенности подготовки школьников к научно-практическим конференциям и конкурсам

 
 

Мжельская Татьяна Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 
 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 

Особенности подготовки школьников к научно-практическим конференциям и конкурсам

Одним из основных направлений деятельности школьного музея является проектная и проектно-исследовательская деятельность. Ее значение трудно переоценить. Для личностного и профессионального роста педагогу важно участвовать в конференциях разного уровня с целью представления своего опыта и знакомства с опытом коллег. Руководство проектной и исследовательской деятельностью школьников позволяет решать значительное количество педагогических задач: социализация, получение опыта ораторского искусства, получение опыта по исследовательской деятельности и ряд других.

Следует учитывать отличие собственно проектно-исследовательской и исследовательской деятельности от представления ее результатов на различных конференциях и конкурсах. Сейчас организовано значительное количество подобных мероприятий, они отличаются по целям, по уровню организации и финансирования. Информацию о них можно найти в интернете. Для того, чтобы участие в них было успешным, необходимо внимательно изучать основные документы, прежде всего, Положения о их проведения.

В г. Новосибирске МАУДО ДТДУМ «Юниор» в течение многих лет ежегодно проводит три основных мероприятия интересующего нас профиля: городская НПК школьников «НОУ «Сибирь» для 9-11классов, городской конкурс исследовательских проектов 5-8 классов, исследовательская конференция младших школьников «Первые шаги в науке». Таким образом, на городском уровне охвачены все возрастные категории учащихся, которым предоставляется возможность презентовать результаты своей проектно-исследовательской и исследовательской деятельности.

Остановимся на каждом мероприятии более подробно.

1. Городская научно-практическая конференция школьников «Научное общество учащихся «Сибирь» проводится в феврале для учащихся 9-11 классов. Среди более чем 47 секций уже много лет работает секция «Музеология». Качество представляемых докладов достаточно стабильно. Однако, их число в сравнении с количеством школьных музеев города незначительно.

2. Конкурс исследовательских проектов 5-8 классов проводится с мая 2013 года. За эти годы в гуманитарном направлении сложились секции «Краеведение», истории, обществознания и социально значимых проектов, недавно выделилась секция «Музеология». К сожалению, в течение 2-х лет было сложно организовать секцию «Музеология» и она была объединена с двумя другими. Как нам кажется, именно для возрастной категории 5-8 классов, с учетом ее специфики (акцент на проектную деятельность), данная секция может быть наиболее перспективной для школьных музеев. Следует обратить внимание на специфику конкурса. Это конкурс проектов, т.е. исследование должно заканчиваться конкретным продуктом. Наиболее интересным для музеев может быть уже имеющийся опыт создания интерактивных карт, новых экспозиций, виртуальных, обзорных и тематических экскурсий, выставок, моделей (макетов) экспонатов, разработки мероприятий и другие. Обратите внимание на подготовку документов: портфолио обязательно должно содержать паспорт проекта.  

3. Исследовательская конференция младших школьников «Первые шаги в науке» проводится в марте. В связи со спецификой возраста, многие из докладов сопровождались материальными воплощениями результатов. Например, сшитые куклы-обереги, макет избы, корабля, военной техники, действующий макет римского акведука и другие. Вряд ли мы сможем выделить отдельную секцию для музеологов, но влиться в другие вполне возможно.

В данной статье мы кратко представили конкурсы и конференции, которые проводятся в г. Новосибирске ежегодно. Для тех, кому необходима дополнительная информация по проведению проектно-исследовательской и исследовательской деятельности предлагаем обратиться к опубликованным ранее рекомендациям.

МАУДО ДТДУМ «Юниор» ежегодно в октябре проводит старт-сессии для руководителей исследовательской деятельностью школьников. Для встречи с ними приглашаются руководители секций всех трех представленных выше конференций и конкурса. Приглашаем всех, кто только начинает работать в этой сфере, тех, кто не может решиться на участие в конференциях, тех, у кого накопились вопросы.

Авторы данной статьи надеются на плодотворное сотрудничество и дальнейшее развитие наших профильных секций представленных конференций.

Литература

Мжельская Т.В. Научное творчество школьников как одно из направлений работы школьного музея // Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск № 36, октябрь 2011 г, рубрика «Музейный комплекс» // http://io.nios.ru/

Мжельская Т.В. Некоторые итоги проведения городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов: секции истории и обществознания // Грани творчества 2013: исследовательский проект в образовательном пространстве города Новосибирска (из опыта проведения городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов). – Новосибирск, 2013. – С. 4–9.

Мжельская Т.В., Букарева Н.Н. Особенности работы городской НПК школьников «НОУ Сибирь в 2015 году. Секция «Великая отечественная война в музейном пространстве г. Новосибирска» // электронная газета «Интерактивное образование» – 54-55 выпуск (октябрь, 2014 г.) официальное издание Главного управления образования мэрии города Новосибирска (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-56819 от 29 января 2014 года). Адрес статьи в Интернете: http://io.nios.ru/

Количество просмотров: 3823  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы