Реклама музея среди сверстников, друзей, родителей
В повседневной жизни реклама часто воспринимается людьми как нечто навязчивое, бессодержательное, не всегда правдивое, нацеленное на получение прибыли. Однако в условиях современной школы возможно использовать и положительный потенциал рекламной деятельности, например, в пространстве школьного музея. Реклама позволяет позиционировать музей среди участников образовательных отношений, привлекать аудиторию к новым формам взаимодействия, давать широкое пространство для детского творчества, если дети являются не только потребителями рекламы, но и создают её для других.
Поскольку с сентября 2015 года в МБОУ СОШ № 92 реализуется событийный подход в построении Программы воспитания и социализации обучающихся, для актива музея актуально готовить и проводить запланированные дела как события. СО-творчество предполагает определение возможностей и потенциального вклада участников в реализуемое событие. СО-трудничество – это привлечение партнёров, чьи способности и ресурсы скорректируют собственные затруднения, риски, недостаточности. СО-действие подразумевает координацию планов, распределение ролей и зон ответственности, согласованные усилия по текущему управлению событийностью. Наконец, СО-причастность – означает выработку ценностного отношения участников к событию, осознание степени и качества собственного участия в нём, дальнейших планов и перспектив. При этом рекламная деятельность приобретает свои особые черты для каждого из перечисленных компонентов.
В музее истории школы № 92 сложилось несколько зарекомендовавших себя подходов к продвижению музейно-педагогической деятельности.
Их условно можно разделить по:
- целевой аудитории, на которую они ориентированы (школьники, учителя, выпускники, социальные партнёры, родители, друзья и близкие учеников);
- способу коммуникации (очная, опосредованная, дистанционная);
- средствам рекламной информации (буклеты, стенды, публикации и т.п.).
В плане работы с целевой аудиторией на этапе «СО-причастность» реклама позволяет решать две задачи.
В отношении школьников – избегать излишней «организованности» музейных дел. В условиях школы музейные занятия часто носят массовый характер: музейный урок может быть поставлен в расписание класса, внеурочная деятельность на базе музея осуществляется по графику, виртуальная экскурсия проводится для целой параллели и т.п. В этом случае для повышения осознанности участия проходят рекламные кампании, организованные «хранителями истории» (такая «должность» есть в структуре самоуправления 5-11 классов). Ребята сами продумывают тематические перемены или информационные десанты для друзей, чтобы доступным языком и с игровыми элементами настроить их на содержание предстоящих событий. Примером может служить формат «Научу за 5 минут»: реклама тематической экскурсии об атрибутах школьной жизни, в ходе которой представители 8-х классов на переменах в начальной школе показывают, как пользоваться некоторыми вышедшими из употребления канцелярскими принадлежностями. А учащиеся младших классов потом с удовольствием и подкреплённым интересом ждут соответствующую экскурсию, в некоторых классах даже приглашаются родители.
В отношении семей школьников и тех, кто не обучается в школе (выпускники, друзья учеников), возникает обратная задача – образовательная организация не имеет достаточных возможностей системно работать с ними, поэтому необходимо искать средства мотивации отдельных групп. На помощь приходят рекламные приёмы сторителлинга.
Сторителлинг – это рассказ привлекательных историй, успех героев которых связывается с рекламируемым событием и продуктом. Их использование удобно сочетается с дистанционными формами рекламы. Например, 2 раза в год проходит традиционная общешкольная акция «Войди в историю – подари музею экспонат», направленная на расширение музейного фонда. Основными дарителями как правило являются родители вновь прибывших учеников (зачастую они сами являются выпускниками 92-й). В сентябре-октябре 2018 года реклама акции впервые полностью проходила онлайн. В группе школы в социальной сети ВКонтакте с периодичностью 2 раза в неделю размещались посты. Они были посвящены либо активным дарителям прошлых лет, либо аттрактивным предметам, приобретённым в ходе подобных акций. Каждый пост сопровождался привлекательной фотографией, видеозаписью прямой речи, подборкой запоминающихся фактов, и только после этого следовали условия акции. Анализ количества просмотров и комментариев однозначно показывает высокий уровень внимания подписчиков к такому контенту. В итоге проделанная работа принесла свои плоды, к акции присоединились даже несколько человек, не имеющих к школе прямого отношения (соседи учеников, подарившие полезные для экспозиции предметы). Таким образом, может успешно достигаться «СО-трудничество».
Описывая способы коммуникации, стоит остановиться на опосредованной. В её основе – информационные поводы, которые освещаются без прямой рекламы (в отличие от очного способа, например, плакатов и афиш), но при этом не требуют от аудитории неких знаний или уже сложившейся мотивации (как в случае дистанционной передачи информации). Например, в год юбилея школы активным участникам музейных событий вручались сувенирные календари. На их обложке были фотографии предметов, которые ещё не демонстрировались, либо кадры виртуальных экскурсий или выставок, которые планируются на ближайшее время. Получалось, что сувенир, с одной стороны, выступал формой поощрения. А с другой, выполнял и рекламную функцию: дети рассматривали изображения, задавали вопросы, высказывали свои предложения о том, что именно хотели бы узнать об увиденном в ходе новых встреч.
Ещё одна форма опосредованной рекламы – публичный характер обратной связи. Важно не ограничиваться при этом Книгой отзывов, а давать спектр возможностей для «СО-творчества». Например, записанные видеоотзывы учеников 9-х и 11-х классов после музейного занятия «Звенит звонок последний…» можно использовать как рекламу для выпускников следующего года. Или проводить конкурс на лучший отзыв-синквейн среди учеников 7-8 классов после исторического квеста «Город память сохранил»: в этом возрасте подросткам важна соревновательность, а болельщики ненавязчиво познакомятся с содержанием занятия через прочтение отзывов и могут выразить желание тоже в нём поучаствовать.
Наконец, опосредованная реклама может происходить за счёт включения музейного компонента в общешкольные события. Например, в День знаний ведущие посвящают один из блоков торжественной линейки виртуальной экскурсии по школе, а в День учителя группа школьников поздравляет педагогов танцем, в котором обыграны учебники разных лет. Такие информационные отсылки дополняются прямой очной рекламой, и тогда достигается «СО-действие» между различными участниками школьной жизни.
В настоящее время актив музея истории школы № 92 находится в поиске новых средств распространения рекламной информации. Например, идёт освоение мобильных сервисов по созданию инфографики, создаются лэпбуки и игровые комплекты по ключевым разделам экспозиции, изучаются приёмы таймерографии и многое другое. С рекламной точки зрения важно в реальном времени понимать, как привлечь в музей представителей разного возраста и круга интересов, как поддерживать связь с аудиторией, как по-разному раскрывать одни и те же экспонаты для тех, кто пришёл в музей с разными запросами. Таким образом, реклама становится неотъемлемой частью событийного пространства музея, позволяющей работать современно, эффективно и разнообразно.
Количество просмотров: 5512 |
Добавить комментарий