Роль школьных медиаресурсов в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания гимназиста
В настоящее время широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7, 170]. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.
Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю. «Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача – наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:
– быть внимательным к каждому ребенку;
– уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
– создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы, не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо с самого первого класса формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным. Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны “научиться учиться”, т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.
По моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности. «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» – такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Несмотря на данную от природы способность к познавательной деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных способностей.
Изучив ряд источников, раскрывающих суть познавательных интересов, мною была поставлена такая цель: выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся, наметить пути развития познавательных интересов и доказать на практике их действенность. Исходя из этого, вытекают и задачи:
– формирование познавательного интереса учащихся, как сильнейшего мотива учебной деятельности;
– развитие творческого мышления младших школьников с помощью новых информационных технологий;
– совершенствования работы по развитию речи учащихся.
В своей работе я использую следующие методы и приёмы для повышения уровня познавательной активности учащихся.
1. Анкетирование, наблюдение.
Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета “Почему я учусь?” (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.
С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.
2. Самостоятельная работа.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.
На своих уроках я применяю такие методы, как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны: это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.
3. Исследовательская и проектная деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к “тайнам” и открытиям.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками – это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: самостоятельному, критическому мышлению, принимать самостоятельные аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
4. Игровая деятельность.
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет «зевающих» на уроке. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
5. Интеграция.
Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
6. Проблемное обучение.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.
Наверное, каждая школа или гимназия сегодня старается идти в ногу со временем. Во всех школах в системе внеурочной деятельности работают сайты и различные средства массовой информации: пресс-центры, газеты, школьное телевидение и т.д.
Программы, разработанные в системе внеурочной деятельности должны соответствовать следующим принципам:
Целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития.
Гуманизации – признание личности ребёнка с её достоинством и потенциалом в качестве самоцели, создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи.
Интеграции – совмещение в программе нескольких подпрограмм (литература, режиссура, киноведение, операторское искусство, ИЗО, ДПИ, компьютерные технологии, актёрское мастерство), подчиненных одной цели и связанных между собой.
Практического подхода – приобретение знаний детьми во время активной деятельности по созданию авторского или коллективного фильма.
Возрастного и индивидуального подхода – выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с возрастом и субъективным опытом детей.
В гимназии обучающимся предлагается много современных видов творческой деятельности, требующих опыта работы с медиаресурсами: от участия в редакционно-издательской деятельности до работы в детской киностудии.
Редакционно-издательская деятельность:
Вот обзор некоторых информационных газет, которые издаются в гимназии № 13, силами учащихся начальной школы.
«Тринашка» (с 2007 г.) освещает наиболее значимые события, которые проходят в стенах гимназии и за её пределами. Каждый номер посвящён деятельности определенного класса и учителя (рубрика «Самая КЛАССНАЯ классная!»).
«Осторожность – твоя безопасность» (2012 г.-2015 г.). Рубрики «Опасности дома», «Незнакомцы», «Осторожно, улица», «Будь бдительным!», «Берег водоёма-зона опасности», «Если ты пассажир».
«Светофорные гномики» (2012 г.-2015 г.) Информационно-творческий журнал для малышей и постарше по правилам дорожного движения. Номера имеют разные темы - «Берегись автомобиля», «Правила дорожного движения, «Безопасный путь в школу». Ребята пишут сказки, составляют кроссворды, сочиняют стихи.
Газета клуба любителей природы «Журавушка» издается с 2011 года под руководством Телегановой М.В. Цель выпуска: развитие доброжелательности ко всему живому и эмоциональной отзывчивости.
С 2015 г в гимназии № 13 издаётся сетевая газета «Здоровячок» под руководством Лебедевой Елены Павловны. Цель выпуска: пропаганда здорового образа жизни, рекомендации для профилактики заболеваний. Рубрики: «Я-спортсмен», «Школа кулинара», «Полезные советы», «Игры на переменах», «Здоровячок рекомендует…»
Чаще всего опыт таких выпусков положителен, но есть и отрицательные моменты (когда статья пишется под давлением или за отметку). Но в любом случае, дети получают полезные навыки, которые потом пригодятся им в жизни, и развивают универсальные учебные действия, которые требует ФГОС.
– Учатся планировать свою работу, осуществлять поэтапные шаги;
(регулятивные УУД)
– Учатся быть взрослыми и самостоятельными (если заметку за них пишет родитель -это видно и редактору, и читателям);
(личностные УУД)
– Если ученикам приходится работать в команде, они должны уметь распределять обязанности и договариваться (посетить мероприятие, взять интервью, нарисовать…);
(коммуникативные УУД, познавательные УУД)
– Учатся писать статьи, грамотно их оформлять, делать интересные фотографии и размещать их;
– Учиться быть ответственными (ведь материал нужно сдавать в срок);
(личностные УУД)
В 2009 году в нашей гимназии была организована детская киностудия «Тринашка». Ежегодно работы воспитанников студии становятся Лауреатами конкурсов и фестивалей детского экранного творчества и компьютерной графики всех уровней: от районного до международного.
Содержательная часть программы представлена тематическими блоками:
1. Литературно-театральное направление
Развитие умений и навыков литературного сочинения, стихосложения. Знакомство с видами и стилистикой сценариев, составление литературного и режиссерского сценария. Знакомство с правилами раскадровки.
2. Компьютерное направление
Знакомство с компьютерной 2D и 3D анимацией.
Знакомство и работа с компьютерными программами Power Point, Vegas, Animator DV, DVD Architect.
Монтаж фильмов. Озвучивание. Монтаж аудио и видео файлов. Конвертирование изображения и звука из одного формата в другой.
Работа над актёрским мастерством. Озвучивание.
Развитие умения подбирать музыкальные фрагменты, предающие эмоциональную атмосферу и сюжетную линию фильма.
3. Операторское направление
Знакомство с правилами работы с видео и фотокамерами, техники безопасности. Развитие наблюдательности. Знакомство с правилами фокусировки, построения кадра, монтажными планами. Съёмка фильма.
4. Анимационное направление
Формирование работы на станке, выставления освещения, баланса белого, покадровой съёмки.
Манипуляции куклами-марионетками, объёмными куклами.
Работа с сыпучими и другими материалами. Рисование по стеклу.
5. Киноведческое направление
Развитие эмоционального восприятия экранного искусства, умения работать в команде, анализировать свою и чужую работу. Посещение детских киностудий в городе Новосибирске.
Участие в конкурсах, мастер-классах, фестивалях, форумах разного уровня, встречах с мастерами отечественной анимации и режиссуры.
Программа является комплексной, разноуровневой и рассчитана на 5 лет обучения.
Современное дополнительное образование в контексте модернизации Российского образования имеет следующие ценностные приоритеты и призвано решать такие сложные задачи, как:
– выравнивание стартовых возможностей личности;
– содействие ребенку в выборе индивидуального образовательного пути;
– компенсация отсутствия тех или иных курсов в базовом образовательном пространстве;
– создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта.
Как занятия в киностудии помогают учебно-воспитательному процессу
Занятия в киностудии способствуют развитию психических процессов:
– Мыслительная деятельность (создание тренажеров).
– Воображение (анимационные фильмы).
– Развитие логики (создание программ).
Воспитывают:
– нравственно-эстетически
– патриотически (видеофильм «Пост №1», «Сайт государственной символики РФ», «История Центральногорайона»)
– экологически (анимационные фильмы «Морские спасатели», «Чистый город», Сайт по «Экология»)
Создание любой творческой работы, а особенно анимационного фильма, требует большого терпения, внимания, усидчивости, умения преодолевать трудности и доводить дело до конца, поэтому в плане воспитания значение «Тринашки» трудно переоценить.
1. Стартовые возможности у воспитанников киностудии различны. Среди них есть успешные, уверенные в себе дети и подростки, у которых благополучные семьи, нет проблем с успеваемостью и поведением в школе. Однако, есть среди наших воспитанников и те, что не могут реализовать свои способности в образовательном учреждении. Они плохо учатся и поэтому обладают низкой самооценкой, боятся очередной неудачи. Именно таким ребятам поручаются самые ответственные задания. Например, съёмку, где такой ребёнок назначается главным оператором и командует всем процессом.
2. Обучаясь в общеобразовательном учреждении, дети (подростки) зачастую имеют слабое представление о разнообразии видов деятельности, где они могли бы реализовать свои способности. Воспитанники киностудии «Тринашка» на занятиях учатся составлять литературные и режиссёрские сценарии, рисуют персонажей, изготавливают декорации, выполняют покадровую съёмку, монтаж, озвучку. На фестивалях имеют возможность встречаться и общаться с режиссёрами, художниками, и другими профессионалами в своём деле. Таким образом, мы осуществляем профориентационную работу, позволяем ребёнку попробовать себя в разных профессиях, выбрать дело по душе для будущей взрослой жизни.
3. Конечно, базовое образовательное пространство не может так разнообразить обучающие курсы, как это может сделать дополнительное образование. Воспитанники киностудии «Тринашка» осваивают курсы компьютерной графики, анимации. Начиная работу как анимационная студия, мы увидели, что ребята не хотят ограничиваться только мультипликацией. Им интересны все виды киноискусства. Именно поэтому, расширив свою студию до киностудии, мы стали снимать документальные, игровые сюжеты, фотофильмы, музыкальные клипы. Сейчас, учащимися 6-11 классов готовится к выходу первый телевизионный информационный выпуск. Такие информационные ролики планируется выпускать 1 раз в месяц. В них мы будем стараться охватывать все события из нашей гимназии.
4. Решая задачу создания широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта, мы на занятиях знакомим детей с шедеврами отечественного и мирового кинопроизведений для детей. Анализируя эти классические (прежде всего анимационные) фильмы, ребята учатся у авторов передаче эмоционального настроя изобразительными средствами и с помощью звука. Очень часто воспитанники студии общаются со своими коллегами – участниками других студий города и России, а также посещают мастер-классы взрослых профессионалов. Ежегодно наши студии являются активными участниками традиционного Всероссийского мастер-класс фестиваля «Жар-птица», куда приезжают известные художники, аниматоры, режиссёры: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.Д. Кудрявцева, Л.В. Носырев, Т.Я. Маслова, С. Серёгин, В.А. Соловьёв, В.Н. Фомин. Обладая огромным профессиональным и жизненным опытом, мастера проводят мастер-классы для юных участников фестиваля. А кандидат психологических наук, поэтесса, член Союза писателей РФ, Лауреат премии президента России Зинаида Николаевна Маслова объединяет будущих кинокритиков в Совет подмастерьев, который после каждого просмотра фестивальных работ детских студий обсуждает удачные и неудачные моменты. Совет подмастерьев параллельно с Советом мастеров и всеобщим голосованием выбирает десятку лучших фильмов и награждает их авторов.
Киностудия «Тринашка» тесно сотрудничает с такими опытными детскими киностудиями как «Поиск», «Старая мельница».
Ежегодно работы воспитанников студии становятся Лауреатами конкурсов и фестивалей детского экранного творчества и компьютерной графики всех уровней: от районного до международного.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-н/Д., 1983.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5.
4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
5. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М.: Академия, 2005.
6. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский – М.: 1980, т.2.
8. Семёнова, Л.В. Дополнительная образовательная программа “Я – маленький исследователь” / Л.В. Семёнова. – МОУ.
9. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
10. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Количество просмотров: 8920 |
Добавить комментарий