Нити содружества: семья и школа (из практики работы социального педагога гимназии)
На пороге тысячелетий, в связи с изменениями в жизни нашей страны, возникла необходимость изменений в обучении и воспитании детей. Примерно в 2000-х годах в России появляется профессия социального педагога. Отчасти эта профессия была создана, чтобы уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы.
Профессия эта прижилась и сегодня является одной из самых востребованных в школах. Школьный социальный педагог – это специалист-профессионал, который создает благоприятные условия для развития ребёнка, помогает установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, семьёй) и организует их взаимодействие с различными социальными институтами. Социальный педагог помогает выявить интересы и потребности ребёнка, возникающие отклонения в его поведении и создавшиеся конфликтные ситуации. Способствует адаптации школьника в сложных современных условиях.
Многолетняя система работы социальных педагогов МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова» строится по нескольким направлениям:
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся:
- проведение социальной паспортизации классов гимназии (сентябрь, апрель);
- изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся, состоящих на учёте в ПДН, ВШУ, «группе риска» (сентябрь-май);
- посещение уроков в 1-ых, 5-х, 10-х классах с целью выявления поведенческих моделей учащихся (октябрь-декабрь);
- посещение уроков в 9-х классах с целью выявления поведенческих моделей учащихся и оказании помощи в подготовке к ОГЭ (январь-март);
- тестирование и анкетирование учащихся (по плану).
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
Выявление учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве (в сентябре и апреле: многодетных, малообеспеченных, опекаемых, детей-инвалидов и детей с ОВЗ и др.
В течение года осуществляется необходимый патронаж всех учащихся, нуждающихся в помощи (сотрудничество Родительским комитетом гимназии, с ПДН Отдела полиции №1 «Центральный», с КЦСОН Центрального округа, Отделом опеки и попечительства Центрального округа, ТОС «Ипподромский», Региональным центром медицинской профилактики, психологическим центром «Коралл»).
Работа Совета профилактики гимназии (ежемесячно). Цель работы данного Органа – предупреждение противоправного поведения учащихся гимназии, профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся, активизация воспитательной позиции родителей. Членами Совета организуется консультативная помощь обучающимся «группы риска» по предметам школьного курса, оформляются документы в ПДН и КДНиЗП, Отдел опеки и попечительства, КСЦОН и др., планируется участие в заседаниях КДНиЗП и судебных заседаниях. В течение учебного года Совет профилактики, в который входят учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, администрация гимназии, инспектор ПДН Центрального района, рассматривает вопросы профилактики правонарушений: пропуски занятий, самовольные уходы, бродяжничество, неуспеваемость, нарушение правил поведения, Устава гимназии; выполнения родителями и законными представителями своих обязанностей; постановки на профилактический учёт и снятия обучающихся и семей с учёта и мн. др.
В течение учебного года проводятся девять плановых заседаний и несколько внеплановых заседаний Совета профилактики. В начале года выявляются обучающиеся и семьи «группы риска», социально запущенные дети, формируется банк данных трудных подростков и неблагополучных семей. Планируется работа с ними, назначаются ответственные. Организуются рейды в семьи обучающихся «группы риска» (представитель родительского комитета класса, классный руководитель, социальный педагог и инспектор ПДН).
На заседаниях Совета классные руководители регулярно заслушиваются по вопросу успеваемости и посещаемости обучающихся, состоящих на профилактическом учёте, их внеурочной занятости. Советом рассматриваются персональные дела обучающихся. По работе с учащимися «группы риска» и их семьями заслушиваются социальные педагоги, педагоги-психологи и учителя-предметники. Обсуждается план проведения Декады профилактики употребления ПАВ (ноябрь) и подводятся итоги Декады. Планируется Декада здоровья (март) и подводятся итоги. Обсуждаются программы и планы проведения межведомственных операций «Семья» и «Занятость», после завершения подводятся итоги. Регулярно рассматриваются теоретические вопросы (законы, положения, акты и пр.) по профилактике преступлений и правонарушений различных направлений. Планируется летний отдых гимназистов (сбор заявлений на оздоровление, организацию походов, экскурсий, формирование лагеря с дневным пребыванием и т.д.). Анализируется работа Совета профилактики за год, составляется предварительный план работы на следующий учебный год.
Участие в работе КДНиЗП. Социальные педагоги принимают участие в заседаниях КДНиЗП Центрального округа (по вопросу неисполнения родительских обязанностей отдельных родителей и опекунов в отношении детей; по поводу пропусков учащимися занятий без уважительной причины учебных; по вопросу кражи вещей; по поводу распития спиртосодержащих напитков несовершеннолетними и т.д.).
Сотрудничество с ПДН:
1. Сверка учащихся, не приступивших к учебным занятиям (на 1 октября) – социальные педагоги, инспектор ПДН Отдела полиции №1 «Центральный»;
2. Контроль за состоянием профилактической работы с учащимися, стоящими на учёте в ПДН и доставленными в отделение (сверка «учётников» на начало каждой учебной четверти с инспектором ПДН Отдела полиции №1 «Центральный»; сверка списков учащихся «группы риска» на начало каждой учебной четверти).
3. Организация правопорядка в гимназии при проведении праздников, вечеров и др. мероприятий (в течение года, по плану).
4. Проведение профилактических бесед сотрудниками ПДН с учащимися 1-11 классов (в течение учебного года, по плану).
5. Посещение семей «группы риска» (классный руководитель, представитель родительского комитета, инспектор ПДН) – в течение года.
6. Участие в операциях «Семья» и «Занятость»:
«Семья» – планирование мероприятий операции социальными педагогами, педагогами-психологами, руководителем методического объединения классных руководителей, зам. директора по ВР, членами Родительского комитета, психологами центра «Коралл», врачами Регионального центра медицинской профилактики и инспектором ПДН Отделения полиции №1 «Центральный» (выступления на родительских собраниях, «телефон доверия», индивидуальные беседы с детьми и родителями, проведение совместных рейдов, публикация статей на сайте гимназии, проведение конкурса видеороликов, спортивного праздника «Мама, папа, я…» и пр.), проведение операции, подведение итогов;
«Занятость» – планирование мероприятий операции социальными педагогами, зам.директора по ВР, членами Родительского комитета, председателем ТОС «Ипподромский», сотрудниками библиотеки им.Горького, КЦСОН, Отделом опеки и попечительства и инспектором ПДН Отделения полиции №1 «Центральный», проведение совместных мероприятий (по графику), подведение итогов (август).
Взаимодействие по организации необходимой помощи семьям «группы риска» с МБУ «КЦСОН» Центрального округа осуществляется в течение всего учебного года (патронаж семей, помощь в прохождении медицинских комиссий, оформление путёвок в оздоровительный лагерь, посещение семей и пр.).
Взаимодействие с Отделом опеки и попечительства Центрального района (работа с семьями, где есть опекаемые дети, а также по необходимости решения отдельных вопросов)
Сотрудничество с МБОУ СПЦ «Коралл» длится долгие годы. Помимо работы школьных педагогов-психологов, большую помощь учителям, гимназистам и их родителями оказывают психологи центра «Коралл». Психологи центра работают со всеми участниками образовательного процесса:
- индивидуальные консультации для учителей, учащихся и их родителей (в течение всего учебного года);
- организация лектория для родителей 1-11 классов (3-4 раза в год, по возрастным группам – 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы);
- ежегодное проведение семинаров для классных руководителей гимназии («Работа с трудными детьми. Как держать удар» и др. темы);
- проведение занятий с учащимися 1-9 классов «Составляющие здоровья. Выбор, который мы делаем» (Декада здоровья);
- проведение занятий по подготовке к выпускным экзаменам в 9-х и 11-х классах (март).
Сотрудничество с ГБУЗ НСО «Региональный центр медицинской профилактики» способствует формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса:
- занятия с учащимися 1-11 классов по формированию ЗОЖ (лекции, уроки здоровья, конкурсы и пр.);
- ежегодное проведение семинаров для педагогов гимназии («Эмоциональное выгорание. Профессиональная деформация» и др. темы)
- участие в лектории для родителей «Аспекты здоровья детей».
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащихся
– Создание банка данных по неполным семьям, опекунским семьям, семьям с приёмными детьми и т.д.; организация взаимодействия семей с МБУ «КЦСОН» (сентябрь–май).
– В течение всего учебного года осуществляется патронаж семей в СОП и семей «группы риска».
– Осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания оптимальных условий для взаимоотношений в семье через:
а) включение родителей в учебно-воспитательный процесс («нити содружества») – участие в проведении открытых уроков, классных часов, лекториев, праздников, в работе Совета профилактики, патронаж «трудных семей», в работе «Совета отцов», правовое воспитание родителей (знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностями родителей в отношении воспитания ребенка); взаимодействие с сотрудниками полиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях);
б) просветительскую работу с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля);
в) создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности гимназии;
г) публикацию педагогических статей на сайте гимназии и на страницах печатных школьных газет;
д) организацию родительского лектория с привлечением педагогов-психологов гимназии, социальных педагогов гимназии, специалистов центра «Коралл» и сотрудников Регионального центра медицинской профилактики;
е) выступление социальных педагогов и педагогов-психологов гимназии на родительских собраниях в течение учебного года («Особенности возраста», «Помощь и «медвежья услуга», «Волшебная палочка в действии», «Немотивированная агрессия у детей младшего школьного возраста» и др.);
ж) подборку материалов для родителей по воспитанию детей, создание памяток социальными педагогами и педагогами-психологами гимназии;
з) работу стенда в кабинете социального педагога «Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса»;
и) индивидуальные консультации родителей педагогами-психологами и социальными педагогами (в течение учебного года).
– Ежегодно организуется встреча учащихся 9-ых классов с представителем СМИ ПФР Центрального округа.
– Осуществляется необходимое тестирование и анкетирование учащихся, проводятся скрининги по выявлению учащихся с девиантным поведением (по плану). По результатам обследования проводятся встречи с родителями.
– Осуществляется постоянная поддержка родителей – работа «Телефона доверия» (социальные педагоги и педагоги-психологи, ежедневно, в течение года).
– Благодаря отлаженной системе, в гимназии существует раннее выявление неблагополучных семей (через беседы с классными руководителями, с детьми, с родителями, посещение семей на дому социальными педагогами, классным руководителем, членом классного родительского комитета, инспектором ПДН).
4. Социально-педагогическое консультирование
– В течение года социальными педагогами организуются и проводятся необходимые индивидуальные консультации для всех участников образовательного процесса (гимназистов, их родителей, учителей).
– С педагогами гимназии ведётся плановая систематическая работа: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в гимназии, в семье; развитие профессиональных приёмов работы с «трудными детьми», «трудными родителями»; обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы. Для молодых педагогов ежегодно проводится «круглый стол» «Работа с коллективом учащихся. Трудности и ошибки первых лет работы».
– Оказывается необходимая консультативная помощь социальным педагогам Центрального округа. С 2018-2019 уч.г. в гимназии начал работу консалтинговый центр «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса», проведён семинар по работе с детьми «группы риска».
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
В основу социально-педагогической профилактической работы с учащимися гимназии положен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в работе предполагает организацию педагогического воздействия с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности. В гимназии проводится изучение контингента учащихся и их семей. Начиная с младших классов, выделяются учащиеся и подростки, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь социальных педагогов с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами-психологами гимназии, медицинскими работниками гимназии, наркологом, психологами (центр «Коралл»), специалистами «Регионального центра медицинской профилактики», администрацией гимназии, ПДН Центрального округа, Дзержинского и Октябрьских районов, МБУ «КЦСОН» и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Профилактика правонарушений среди учащихся осуществляется путём индивидуальной работы с подростками, состоящими на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальные педагоги совместно с классными руководителями, учителями проводят дни «Правовых знаний» по возрастным группам.
Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением связаны с такими формами деятельности, как:
- учёт и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учёта работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;
- индивидуальное консультирование с целью помочь ребёнку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – с психиатром, невропатологом, наркологом);
- включение ребёнка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребёнка;
- установление контакта с семьёй, при необходимости защиты прав ребёнка – жёсткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.
Деятельность социальных педагогов гимназии по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утверждённому директором гимназии. Социальные педагоги выполняют следующие функции:
- диагностическую и аналитическую (формирование банка данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учёт динамики успеваемости и посещаемости уроков учениками «группы риска», анализ занятости во внеурочное время);
- социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей, учителей-предметников и родителей;
- коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
- социально-профилактическую (установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности);
- профориентационную работу среди несовершеннолетних детей «группы риска».
Как отмечалось выше, участие в межведомственных операциях «Семья» и «Занятость» (совместно с ПДН, центром «Коралл», МБУ «КЦСОН» и др.) тоже направлено на социально-педагогическую профилактику и коррекцию поведения учащихся гимназии.
В течение учебного года социальными педагогами, с целью пропаганды здорового образа жизни, повышения уровня правовой грамотности учащихся и профилактики девиантного поведения организуются и проводятся профилактические беседы с учащимися 1-11 классов («Правила поведения в гимназии», «Честь и достоинство гимназиста», «Ответственность за поступки», «Безопасность при общении с опасными предметами», «Кража и последствия», «Учимся дружить», «Составляющие здоровья. Выбор, который мы делаем», «Соблюдение Устава гимназии», «Употребление ненормативной лексики. Из истории вопроса», «О недопустимости курения в общественных местах и нанесении вреда здоровью», «Гимназия – территория безопасности», «Каникулы. Безопасность и ответственность» и мн.др.).
6. Организационно-методическая деятельность
Ежегодно социальные педагоги гимназии участвуют в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам (Международной научно-практической конференции «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства», научно-практической конференции «Инклюзивная практика в системе образования города Новосибирска», Научно-практическом семинаре «Трудный ребёнок: теория и практика», научно-практическом семинаре «Организация работы по доступности объектов и услуг в сфере образования для детей-инвалидов и детей ОВЗ», в региональном учебно-методическом семинаре «Профилактика насилия, дискриминации и суицидального поведения в образовательной организации», в окружном информационно-обучающем семинаре «Деятельность ТПМПК Центрального округа города Новосибирска в современных условиях развития образования», в семинаре по психолого-педагогической программе профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних «Семейный разговор» и мн.др.)
Повышают свою квалификацию (за последние три года прошли обучение по следующим программам: «Комплексный опыт по предотвращению суицидов и иного деструктивного поведения несовершеннолетних: эффективные методы профилактики и практической помощи суицидентам в современных условиях», «Профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции», «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательной организации», «Организация деятельности школьных ПМП консилиумов и территориальных ПМПК»).
Ежегодно социальные педагоги принимают участие в Городском родительском собрании («Здоровье детей: семья и школа» и др.).
Деятельность социальных педагогов основана на дифференцированном подходе к организации работы с детьми, на формах и методах коллективной и индивидуальной работы с разными категориями учащихся, их семьями и педагогами.
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальные педагоги:
– руководствуются Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.;
– контролируют движение учащихся и выполнение всеобуча;
– предупреждают отсев учащихся из гимназии;
– поддерживают тесные связи с родителями;
– изучают психологические и возрастные особенности ребёнка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума, выявляют причины и характер социально-педагогических проблем;
– организуют различные виды социально значимой деятельности, влияют на содержание досуга, помогают в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации подростков, организуют профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе;
– учитывают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности;
– обеспечивают реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребёнка и семьи;
– ведут учёт и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– осуществляют социальную защиту детей из семей «группы риска» (многодетных, опекаемых, малоимущих, неполных);
– проводят патронаж опекаемых и неблагополучных семей;
– консультируют классных руководителей, учителей-предметников, выступают на общегимназических и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях и мн. др.
Для совершенствования профессионального мастерства социальных педагогов большое значение имеет систематический учёт работы и её результатов. Документация, формы учёта деятельности социальных педагогов ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов, выбираются с учётом передового опыта и традиций.
Школьный социальный педагог – это специалист-профессионал, который создает необходимые благоприятные условия для роста и развития ребёнка, помогает укрепить «нити содружества» между всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, семьёй), организует их взаимодействие с различными социальными институтами. Без тесного взаимодействия семьи и школы немыслимо взросление детей.
Литература:
1. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006.
3. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Владос, 2007.
4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.
Количество просмотров: 5464 |
Добавить комментарий