Семейные реликвии
Наш музей русской народной культуры открыт для учащихся уже более десяти лет. Мне как руководителю музея приходится наблюдать за первой реакцией учащихся, переступивших порог музея – это удивление, восторг от экспозиций. Для них увидеть здесь предметы, которые исчезли из повседневной жизни – необычно. Некоторые дети сравнивают их со сказочными предметами, некоторые встречали их в деревне у бабушек и дедушек, а у некоторых они хранятся на даче.
Экспонаты, которые находятся в нашем музее, переносят учащихся в другую эпоху нашего края, они помогают им почуствовать, ощутить дух и силу времени, рассказывая о жизни простых людей. Все они имеют особую историческую ценность и это помогает нашему музею трудиться на благо нашего дома знаний – школы. Экспонаты нашего музея – это своеобразное колесо истории, при помощи которого учащиеся попадают в другие времена. Дети слушают внимательно, не перебивая экскурсоводов, и только после того, как экскурсовод заканчивает повествование об экспонате, начинают задавать вопросы.
Старый экспонат о многом может поведать, ведь за ним стоят судьбы людей, их нелегкая жизнь, связанная с историей страны.
У нас в музее есть несколько экспонатов, связанных с историей нашей страны, а именно с периодом с 1941 по 1945 гг. Поведали истории этих экспонатов ветераны, которые посещали наш музей. Они вспоминали, рассказывали и плакали. Дети очень сопереживали им. Даже взрослому трудно было видеть их слёзы, так как многие из них при виде экспозиции «Жизнь и быт XIX–XX веков» возвращались в прошлое.
Сапоги хромовые (перешитые)
Этот экспонат принес Бочаров Н.М. (1936 года рождения) – дедушка ученицы Бочаровой Маши, после посещения музея. С этим экспонатом связана история, которая произошла в далёком 1944 году.
Отец вернулся после ранения домой в августе 1944 года. Его подросший сын должен идти в школу, а обуви нет. Тогда отец решил перешить свои сапоги для сына. Шил вручную, используя крючок, льняную нить (которую варом покрывал, чтобы не лохматилась), деревянные гвозди (трудно было добыть настоящие сапожные гвозди, поэтому изготавливались из берёзы тоненькие палочки). Сапоги вышли на загляденье, пареньку завидовала вся местная детвора.
Пока было тепло и не так сыро, то до школы шёл разутым, затем обтирал ноги травой, обворачивал их портянками и надевал сапоги. Возвращаясь обратно снимал и вновь шёл босым домой. Николай Михайлович принёс свою семейную реликвию, чтобы дети знали, как жили их сверстники в эти суровые года.
Кукла «Крупеничка»
На встрече с бабушками и дедушками, которые узнали тяготы войны в детском возрасте, наши экскурсоводы рассказывали про обрядовые куклы. Бабушка ученицы Стройновой Риты, Стройнова М.В. (1936 г.р.), поведала историю, связанную с куклой «Крупеничкой».
В начале июня 1941 года отец отвёз их с сестрой в Дергачи (населенный пункт около города Харькова) к бабушке. В это время никто не предполагал, что начнётся война. И девочки тогда тоже не знали, что последний раз видят отца живым.
Бабушка была рада внучкам, смастерила для них куколок «Крупеничек», наполнив их гречкой. Существовало поверье, что греча – символ здоровья. Этими куколками они играли на печи, самое любимое их место.
22 июня началась война, через несколько дней в Дергачах появились беженцы, раненные. Вскоре они забыли про игры с куклами, и они затерялись. Под бомбами проходила и эвакуация. Бабушка собрала внучек и направилась с ними в Харьков, чтобы увезти их к матери в Новосибирск. Но пришлось вернуться обратно, бабушка решила, что лучше переждать дома, надеясь, что всё скоро закончится.
Осенью немцы оккупировали Дергачи. Припрятанные бабушкой продукты помогли им дожить до марта 1942 года. Наступило трудное время. Девочкам даже не хватало сил, чтобы слезть с печи. Голодными глазами сверху они смотрели на бабушку.
Однажды бабушка упала на колени перед иконой и стала просить Бога, чтобы не забирал жизнь внучек, дал им дожить до весны, а там она сможет их прокормить. Они, затаив дыхание, следили за ней. Вдруг сестра Нина проговорила: «Бабушка, смотри, наши куколки нашлись». Эти куколки и спасли девочкам жизнь. Кашу, сваренную из щепотки крупы («разваруха», так называла её бабушка), сваренной на воде (жиденькая) пили.
В апреле бабушка при помощи разных трав поставила их на ноги, и они смогли выйти на улицу. За лето и осень собирали травы, ягоды, грибы. В огородике бабушка смогла вырастить овощи, одалживая семена у соседей. В это тяжёлое время все делились последним. Многие знали, что выжить сообща легче.
Всё съестное пряталось в бидоны, крынки и закапывалось (припрятаны были в разных местах: картошка, соленья, сушеные ягоды и грибы), немцы приходили и отбирали съестное, если найдут. В сентябре 1943 года внучки с бабушкой отправились в Новосибирск, но доехать смогли только в октябре. Много трудностей пришлось пережить нам в пути.
Приехав в Новосибирск, город не узнали, многое изменилось. В их квартиру (отцу, ответственному работнику, была выделена 2-х комнатная квартира в двухэтажном доме) подселили семью. Мама работала на заводе с утра до вечера (по гудку уходила и приходила), папа погиб в ноябре 1942 года под Харьковом.
Полотенца
Красивые вышитые полотенца в школьный музей принесла Ушакова Васса Григорьевна.
В конце июня 1941 года 17 летнюю Вассу родители отправили в эвакуацию. Путь был тяжелым: бомбежки, покореженные вагоны, кровь, смерть... Куда едут – никто не знал.
Однажды, во время бомбёжки, к Вассе прибился трёхлетний мальчик, он крепко держался за её подол. Выяснилось, что мама мальчика убита. Делать нечего, пришлось взять его за руку и поспешить за толпой, уходящей к поезду.
Долго Васса с мальчиком добирались до конечного пункта, почти все вещи, которые были в небольшом чемоданчике, обменяли на продукты. Остались только два вышитых полотенца, которые достались от бабушки и мамы. Продать их не поднималась рука.
Встретили их в Черепановском районе города Новосибирска. Так они оказались в домике семьи, состоящей из 5 человек: бабушка, мама и трое детей. Всю заботу о мальчике взяла приютившая их семья (где трое, там и четверо проживут). После войны мальчика нашёл отец.
Как бы не было тяжело в эти трудные времена, Васса сберегла эти полотенца. Этими полотенцами её с мужем встречали на свадьбе, ими она укутывала дочь после купания. Полотенце всегда висело над кроваткой дочери.
Лапти и прялка
Принесла эти экспонаты Соколова Л.В. (1933 г.р.).
Жили они рядом с Новосибирском в селе Коченёво. Весной 1942 года был объявлен призыв на работу в Новосибирск, на Кирпичный завод № 7. Строились заводы, нужен был кирпич. Получив разрешение на работу в городе, мама с бабушкой собрались быстро, погрузили необходимое на телегу и отправились в путь (считали, что в городе полегче будет пережить это время). Бабушка с собой взяла козу, чтобы было молочко для внучек.
По приезду их поселили в бывшую конюшню (сейчас там Юго-Западный жилмассив), наскоро переделанную в общежитие.
В памяти остались высокие потолки. Соседей по жительству отделяли двухметровые стены из горбыля (хотя высота была метра 3-4 метра). В каждой комнате была сложена печь, деревянные полати, стол и лавки. Слышимость была хорошая, поэтому соседи всегда были в курсе того, что происходило в рядом проживающих семьях. Жили все дружно, праздники отмечали сообща в большом коридоре, который объединял всех соседей по общежитию.
Этот коридор позволял детям общаться друг с другом. Здесь играли, а иногда и случались ссоры. Пока взрослые на работе, старшие дети присматривали за младшими, а когда дело доходило до ссор, вмешивались бабушки.
Работа на кирпичном заводе была очень тяжёлой. Мама сильно уставала. Трудилась на конвейере, перекладывала кирпичи на поддон, затем отвозила к печи. Холод, земляной пол, рельсы от конвейера до печи и обратно. Вот здесь-то и пригодились ей лапти (сапоги и ботинки считались праздничной обувью). А для бабушки пригодилась прялка. Бабушка пряла козью шерсть (коза жила в закутке, за печью) и обучала девочек вязать носки и варежки, которые бабушка с мамой отправляли на фронт.
Швейная машинка «Зингер» 1878 года выпуска
Эту машинку в дар музею привезла внучка Алексютиной Анисьи Гавриловны 1919 года рождения из Каменки Ордынского края.
Анисья и Василий решили сыграть свадьбу осенью 1941 года. Не суждено было ей состояться, началась война. В конце июня Василий оправился на призывной пункт. При расставании он просил её не оставлять его мать и двух малолетних сестер. Вскоре Анисья перебралась в дом к матери Василия.
В начале зимы в их селе для нужд фронта собирали тулупы, валенки и, конечно же, продовольствие. Сельчане делились с солдатами овощами и мясом (забивали скот, птицу), не жалели, так как у многих там были отцы и сыновья. На фронт ушел продуктовый обоз «Всё для фронта – всё для победы».
Чтобы прокормить семью, будущая свекровь и невестка занялись перешивкой одежды (у свекрови была машинка «Зингер»).
В один из теплых дней февраля они отправились в Хмелевку. Дорога была не близкая, но думали, что за день управятся – дойдут. Наступили сумерки, огней не видно, послышался скрип и рыканье. Свекровь поняла, что за ними идёт стая волков. Она встали спиной друг к другу, в глаза волку смотреть было нельзя. Вскоре их окружила голодная стая, один из них отделился и направился в их сторону. Свекровь сказала Анисье, что бы она держалась на ногах, не падала. Волк с рычанием набросился на пожилую женщину, Анисья от испуга закрыла глаза.
Когда открыла глаза, не поняла, что происходит. Пасть волка была открыта и оттуда торчала рука свекрови. Волк извивался и пытался вырваться. Анисья стала кричать, что было сил. Волки обступили их, но близко не подходили. Свекровь окровавленной рукой, превозмогая боль, держала волка за язык. Так все втроем потихоньку двигались к деревне. Вскоре показались огни деревни, они уже вдвоём кричали, выбиваясь из последних сил. Стая потихоньку отступала, выбежала женщина с ружьем, выстрелила вверх. Волки разбежались. Набежал народ, вилами добили вожака.
У свекрови была прогрызена рука, сломана кость. После этого случая она осталась инвалидом, рука «высохла». Шить она больше не могла, но мастерство свое передала невестке.
В конце 1945 года вернулся Василий, в декабре сыграли свадьбу. Анисья обшивала всю свою семью и соседей на протяжении многих лет. Швейная машинка служила ей исправно, но в конце 80-х годов, на юбилей, дети и внуки подарили ей электрическую машинку «Тула». Машинка «Зингер» долгое время стояла на комоде как напоминание о юности и трудных годах жизни.
Многим задавала вопрос: «Не жалко расставаться с реликвией?» В ответ слышала: «Пусть на примере этих экспонатов дети узнают о всех тяготах войны».
Да, у каждого экспоната своя история, будь то самовар, чугунок, утюг или прялка.
Этнографический музей дорог для школы. Молодому поколению он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков.
Количество просмотров: 6103 |
Добавить комментарий