«Долой искусство из учебного плана?»
Страна, в которой учили бы рисовать так же,
как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все
остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах.
Д. Дидро
На протяжении последних лет периодически возникают разговоры о том, что «неинтеллектуальные» предметы – музыку, изобразительное искусство – необходимо вывести во вторую половину дня. Решили: с этими предметами, за исключением физкультуры, можно не церемониться. Да и зачем они нужны? Я уже 25 лет преподаю искусство в общеобразовательной школе. И вот, наконец, узнала, что мой предмет «неинтеллектуальный». А я-то, наивная, сколько лет защищала категорию по развитию творческого мышления учащихся на уроках ИЗО и МХК и надеялась, что все-таки развиваю интеллект у моих воспитанников.
Почему же лучшими художниками и музыкантами становятся после обучения в художественных и музыкальных школах, училищах, вузах и академиях, затратив на это целых 16-20 лет. Может потому, что не требует большой умственной нагрузки?
В образовательных стандартах второго поколения написано: «Предметы области «Искусство» обладают мощным арт-терапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения. Изучение предметов области «Искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом». Зачем, чтобы сделать эти предметы не обязательными? Какое-то противоречие. Вынесение уроков искусства во вторую половину дня неизбежно приведет к их необязательности, факультативности. А ведь классические искусства – это то, чем мы можем гордиться, чем восхищаются во всем мире! Как же можно сделать изучение русской классической музыки и искусства необязательным и считать это неумным и разгрузочным? Если бы меня спросили о национальной идее России, то я бы предложила развивать то лучшее, что у нас уже есть: классическую музыку, настоящую литературу, изобразительное искусство, театр, кино. И конечно же, образование. Но Образование! Искусство как раз и мыслит образами, хотя сейчас оно в школе, да и в обществе в целом, на положении Золушки. Но если дать ему возможность раскрыться, то оно сможет превратить наших учеников в настоящих культурных, воспитанных представителей XXI века, ответственных за себя, своих детей, будущее России!
Вспомним, какая страна у нас сейчас «превзошла все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах»? Наверно – Япония. А ведь там 6 часов изобразительного искусства в неделю. Стоит задуматься. Спасибо Б.М. Неменскому, который после посещения Японии создал свою концепцию и программу по искусству, адаптированную к нашим условиям. Работая по его программе и опираясь на свой опыт, я выделяю для себя главный принцип в своей педагогической деятельности – принцип связи искусства с жизнью, который является одним из сильных стимулов вовлечения ребенка в работу. Самым лучшим методом реализации этого принципа считаю проектный метод. Дети с удовольствием участвуют в различных проектах по оформлению интерьеров школы. Ученики на практике учатся создавать красивые вещи и осознают значимость знаний, умений и навыков. Повышается мотивация к изучению искусств и проявляется потребность в успехе, проверке своих возможностей и потребность в самореализации и развитии собственного «Я». И еще, человек, обладающий развитым вкусом, понимающий гармонию, чувствующий ее в природе, тотчас заметит неряшливо вспаханное или засеянное поле, непорядок на машинном дворе, неухоженную скотину, некрасиво сделанная работа бьет ему в глаза, он никогда не смирится с беспорядком. Отсюда моим педагогическим кредо является высказывание Платона – «Цель любого образования – научить любить красоту». Ведь мы все понимаем, насколько качество важнее количества. Только хорошо выполненная работа дает человеку чувство удовлетворения, а значит и счастья.
«Наша задача – воспитать счастливого человека… Счастье… в глубоком переживании расцвета своих духовных сил во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир», – писал В. А. Сухомлинский. А что, как не искусство, более всего развивает творческое мышление человека! Учёные выявили закономерность работы правого и левого полушарий мозга человека. Правое полушарие головного мозга отвечает за творчество, интуицию, непосредственно соединяет человека с Создателем. Но для этого человек должен быть спокоен, уравновешен. Именно занятие искусством включает правое полушарие – создает состояние покоя. У взрослого человека оно разбалансировано. Те люди, которые суетливы, постоянно включены в процесс обращения во внешний мир, судят других, и, как следствие этого, включается работа левого полушария головного мозга, отвечающего за логику. Эта область, говоря проще, область земных, нижних желаний. Впоследствии эти желания суетливого человека формируются в отдельное энергополе, которое начинает управлять поведением человека и определяет его мировоззрение. Все это, безусловно, накладывает отпечаток и на формирование физического тела человека, на состояние его здоровья. Как следствие этого, начинаются болячки, проблемы в жизни человека. Мало того, такой человек ищет себе подобных и создает проблемы как себе, так и окружающим его людям. Подобное притягивает подобное. Это закономерность. «…Злодей всегда живет среди злодеев, глупец – среди глупцов, а человек – среди людей. В этом высшая справедливость и высший Суд, свершающийся ежедневно», – Откровения Заратустры.
Я убеждена, что развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
– с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
– с развитием восприятия и фантазии;
– с развитием интеллектуальных операций;
– с развитием инструментов и навыков моделирования;
– с развитием речи и мышления;
– с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
– с развитием я-концепции;
– с развитием индивидуальной картины мира (модели).
Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить осуществление главных задач:
– широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей;
– психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.
На мой взгляд, самое важное, самое приоритетное для России сейчас – духовное возрождение. «… Чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души…», – митрополит Иоанн (Снычев). Настоящая система образования преимущественно направлена на развитие ума, который при неразвитом, жестком сердце и эгоистической воле способен вырождаться в злоумие. Воспитываем хорошего специалиста, но иногда плохого человека – эстетически неразвитого, не обладающего целостным мировоззрением, общей культурой. Современное состояние духовности общества создает угрозу национальной безопасности, поэтому требуется безотлагательное возрождение духовного образования, это можно сделать лишь через разумно-нравственное образование и воспитание детей духовно развитым учителем.
В заключение хотелось бы напомнить, что среди современных педагогических технологий, развивающих мыслительные способности, самой успешной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения. Я не только применяю на своих уроках методы проблемного обучения, но и считаю, что само искусство уже является технологией проблемного обучения. Если рассматривать четыре уровня проблемного обучения:
– уровень обычной несамостоятельной активности;
– уровень полисамостоятельной активности;
– уровень самостоятельной активности;
– уровень творческой активности (самый высокий уровень),
отражающие не только разные уровни усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления, то художественное творчество относится к уровню творческой активности!
А теперь, уважаемый читатель, попробуй за 45 минут урока создать произведение живописи или написать анализ художественного произведения, или сочинить стихотворение. А мои ученики пробуют и сочиняют! Ну, и кто осмелится сказать, что для понимания произведения и тем более его создания не нужно уметь мыслить и мои предметы искусства неинтеллектуальные?
Список литературы:
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: Издательство МПСИ, 2005.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М: АСТ, 2005.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М: Просвещение, 1987.
5. Плигин А.А. Пути обновления школьного образования. //Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки. / Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2006, с. 7-20.
6. Плигин А.А. Развитие понятийного мышления школьников. // Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки. / Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2006, с. 20-29.
Электронные ресурсы:
1. http://www.pligin.ru/p_s_sc.html
А.А. Пилигин «Познавательные стратегии школьников», 4.3.1.Концепция и технология обучения изобразительному искусству.
2. Ссылка на презентацию: Собрание лучших сочинений школьников (Анализы, эссе, стихи по произведениям искусства, выполненные на уроках МХК, ИЗО) https://ru.calameo.com/read/003886772ac78b10d2c2d
Приложение. Презентация «Школьный эрмитаж»
Количество просмотров: 1223 |
Комментарии
Виктория Никола... опубликовано
Добавить комментарий