Организация методического сопровождения педагогических работников в условиях дистанционного обучения

 
 

Родько Галина Александровна,

заместитель директора

МАОУ Лицей № 9 г. Новосибирска

 

Организация методического сопровождения педагогических работников в условиях дистанционного обучения

В условиях постиндустриального мира одним из главных квалификационных требований становится профессиональная мобильность, определяемая готовностью к постоянному переучиванию и повышению квалификации. Система образования, призванная обеспечивать наращивание человеческого капитала, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики должна, прежде всего, подготовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Следовательно, сама система должна успевать за происходящими изменениями. Главным вызовом 2020 года стал экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. Система образования не успела «сгруппироваться» и подготовиться. Реализация образовательных программ в дистанционном формате потребовала тщательной координации педагогической деятельности, продуманного администрирования процесса. Кризис обнажил серьезные содержательные и организационные проблемы отрасли, обозначил профессиональные педагогические затруднения в сфере ИКТ-компетентности: как на уровне общепользовательского, так и на уровне общепедагогического компонента. Перед педагогическим сообществом возникла объективная необходимость освоения новых компетенций. Мы можем предположить, что сложившаяся ситуация неизбежно повлечет за собой изменения стандартов подготовки и переподготовки в высшей школе, появление новых программ курсовой подготовки.

В данных условиях особую значимость приобрело методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников на основе оптимального использования ресурсных возможностей новых инструментов и открытого информационно-образовательного пространства. Методическая работа в условиях дистанционного обучения была призвана организовать индивидуализированный поэтапный процесс оказания методической помощи, направленный на преодоление профессиональных дефицитов. Проектирование осуществлялось с учетом готовности и опыта педагога по осуществлению деятельности в дистанционном формате.

Методическая помощь педагогам оказывалась пошагово. На первом этапе «осознание и озвучивание дефицитов» необходимо было получить обратную связь. Практика показывает, что до 40 % коллектива не готовы признать свои затруднения. В связи с этим проводилось анкетирование, позволившее определить проблемные зоны, выявить основные затруднения. В части общепользовательской ИКТ-компетентности наибольшие сложности вызывала работа с платформами для организации и проведения синхронных занятий – Zoom (42% учителей) и асинхронных занятий с разработкой учебных курсов в Moodle (86% педагогов), обеспечение оперативной обратной связи между участниками образовательного процесса – ресурсы и возможности электронного журнала, мессенджеры (27%).

Основными затруднениями в части общепедагогического компонента ИКТ-компетентности выступили: обеспечение смены видов деятельности и разнообразия форматов обучения (49%), призванное поддерживать познавательную активность в ходе занятия. Особые сложности вызывали вопросы организации системы оценивания (36%), формирования среды дистанционного обучения и конструирования электронных учебно-методических комплексов (63%), расчета объемов учебной нагрузки и домашнего задания (52%).

Объяснимым явилось различие в характере затруднений у педагогических работников разных возрастных групп и категорий. Так молодые специалисты не отметили для себя проблемной зоной уровень сформированности общепользовательского компонента, их отличало высокая скорость освоения ресурсов цифровой образовательной среды: приложений, платформ, мессенджеров. В практике преподавания молодые специалисты испытывали сложности общепедагогического и методического плана, в условиях перехода на дистанционную форму обучения эти дефициты стали ощущаться еще острее.

При анализе Индивидуальных карт профессионального развития педагогов была отмечена заинтересованность в выборе курсовой подготовки по направлению цифровой компетентности, что указывало на появления внутреннего мотива повышения квалификации через осознание профессиональных дефицитов, а не преобладание внешних стимулов, связанных с требованиями аттестационной комиссии и регламентами. В части целевых установок и планировании деятельности на новый учебный год педагоги особое внимание уделили методической и информационно-коммуникационной составляющей, а в плане личностного аспекта 19% учителя так или иначе отметили отработку навыка организации времени – тайм-менеджмент в условиях дистанционного обучения и возросшей нагрузки.

Анализ ситуации позволил определить направление деятельности на следующем этапе – «планирование мероприятий, способствующих преодолению трудностей».

В образовательной организации была создана творческая группа, занимающаяся разработкой памяток-рекомендаций по структуре занятий в синхронном и асинхронном форматах, способах оценивания, привлечения сторонних ресурсов цифровой среды. Кроме этого творческая группа разрабатывала дистанционный обучающий курс по работе в Moodle, программу очных занятий для всего педагогического коллектива с целью отработки навыков и обучению работе на платформах Zoom и Moodle. Дистанционный курс, система обучающих мастер-классов, как ответ на массовый запрос, и консультирование по внутрилицейской «горячей» линии – индивидуальный запрос, получили высокую оценку коллектива. Деятельность в данном направлении обеспечила переход к этапам «преодоление затруднений» и «осознание эффективности деятельности по преодолению затруднений».

Администрирование методического сопровождения позволило избежать серьезных организационных затруднений обеспечения реализации образовательных программ, привело к снижению стрессогенности обстановки, способствовало повышению психологического комфорта.

Функционирование методической службы лицея также потребовало внесения организационных корректировок: планирование и проведение в дистанционном формате заседаний научно-методического совета, педагогического совета школы, деятельности проектных рабочих групп. Проблемной зоной стало обеспечение включенности участников в процесс. Это достигалось подбором интерактивных форм, организацией групповой работы через использование сессионных залов, привлечением дополнительных электронных ресурсов для получения обратной связи.

Был осуществлен перевод мероприятий трансляции и обмена опытом в педагогическом сообществе в цифровую среду. Основной формой проведения образовательных событий стали вебинары, активно использовались в работе сервисы Google, например, Google-формы. Следует отметить позитивный опыт вовлечения аудитории через социальные сети: анонсирование мероприятий, освещение хода, прямые включения и трансляции. Это позволило расширить географию участия, организовать сетевое взаимодействие в дистанционном формате, обеспечить позиционирование лицея в образовательном пространстве.

Результативность методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в процессе дистанционного обучения следует оценивать, используя следующие индикаторы:

1. Повышение готовности к реализации профессиональной деятельности в среде дистанционного обучения, снижение эмоционального напряжения отдельных педагогов и коллектива в целом. Динамику показателя помогает отслеживать психолого-педагогическая служба. Способом получения обратной связи может выступать тематические опросники и анкеты, средством реагирования и корректировки - проведение системы тренингов.

2. Проявление потребности в профессиональном совершенствовании, активизация деятельности по самообразованию, с целью преодоления возникающих затруднений в области дистанционного обучения. Данный показатель можно отслеживать, анализируя Индивидуальные карты педагогов.

3. Востребованность педагогами ресурсов информационно-методической среды сопровождения в осознании и преодолении ими возникающих в процессе дистанционного обучения профессиональных затруднений. Показателем выступает активность просмотра дистанционного обучающего курса по работе в Moodle и обучающих видеороликов, созданных творческой группой. Важно отметить тот факт, что от коллег поступают новые тематические запросы на создание сопровождающего видео контента.

4. Продуктивность преодоления педагогом профессионального затруднения, проявляющаяся в результатах образовательной деятельности обучающихся и направленности созданных педагогом в информационно-методической среде дидактических и методических материалов (продукты деятельности) на преодоление выявленного и осознанного профессионального затруднения. По данному показателю осуществляется оценка качества и уровня достижений обучающихся. В рамках методических мастерских и проведения недели диагностики и контроля педагогами представляются разработанные дидактические и методические материалы.   

В процессе организации дистанционного обучения пришло понимание того, что будет происходить дальнейшее изменение роли педагога в образовательном процессе. Это определит непрерывность процессов образования и самообразования, потребует от него осознанного построения индивидуальной траектории развития. В этой связи необходимо обеспечить методическое сопровождение профессионального развития сообразно новым запросам и вызовам времени.

Список литературы:

1. Блицкая Е.О. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дистанционном обучении школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», Омск, 2016.

2. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. М., 2017.

3. Лобачев С.Л. Планирование учебного процесса в системе дистанционного обучения в вузе // Телематика, 2013. С. 76-78.

4. Копытова Н.Е., Лоскутова В.И. Использование дистанционных технологий в повышении квалификации педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9(137). С. 38-42.

5. КонсультантПлюс. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (18.02.2021).

Количество просмотров: 5579  

Добавить комментарий

1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы