Формирование образовательного опыта школьных библиотекарей Новосибирской области
Школьная библиотека сегодня... Какая она? Полагаем, не будет преувеличением сказать, что школьные библиотеки в настоящее время претерпевают концептуальные изменения. Эти перемены связаны, в первую очередь, с принятием Концепции школьных информационно-библиотечных центров от 2016 года, с реализацией национального проекта «Образование» (2018 год) и со «Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года» (2021 год).
Проект по модернизации школьных библиотек и их трансформации в школьные информационно-библиотечные центры реализуется на территории Новосибирской области с 2016 года. В рамках проекта мы попытались предоставить библиотекам возможность, продолжая выполнять традиционные функции, видоизменить свою деятельность, активно используя информационные технологии в повседневной работе, расширить свои возможности и круг пользователей.
В статье мы остановимся на концептуальных моментах внедрения данного проекта в школах Новосибирской области. Данная публикация описывает деятельность педагогов-библиотекарей в созданных школьных информационно-библиотечных центрах (ШИБЦ) – деятельность, направленную на решение задачи воспитания «человека читающего», развитие активной читательской среды школьников, в результате чего и формируется образовательный опыт педагогов-библиотекарей как участников образовательного процесса.
Несомненно, крайне важное решение на пути построения новой школьной библиотеки как информационного института – это выбор пути оптимального развития, определение стратегии, обеспечивающей максимально эффективный результат при минимальных ресурсных затратах.
Школьная библиотека содействует развитию обучающихся, формированию их информационной компетентности путём проведения мероприятий по приобщению к чтению детей и юношества, проектирования и организации библиотечных уроков – таким образом, в настоящее время формируется образовательный опыт педагогов-библиотекарей в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В деятельности педагогов-библиотекарей при работе с учащимися значительное место занимает формирование универсальных учебных действий, включающих работу с книгой и библиотекой в целом как важнейшими источниками информации, источниками получения новых знаний.
В статье вводится понятие «образовательный опыт». По мнению Н. А Селиверстовой, «это переживания, возникающие в результате социальных взаимодействий между учеником – учителем, учеником – учеником, учеником – группой по поводу обучения в образовательных организациях и опосредованных социальных взаимодействий (самообразования)» [6]. Важна мысль автора о том, что способы обучения, самообразование, социальные взаимодействия меняют установки и модели поведения.
Образовательные организации, реализующие программу основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, должны иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами.
ФГОС предъявляет требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, которое должно предоставлять возможность обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстовых, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
С 2017 года проект называется «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», поэтому в проекте решались организационные вопросы, цель которых – разработка наиболее целесообразных решений с учётом процесса модернизации образования и внедрения информационных технологий в образовательные и библиотечно-библиографические процессы.
Оснащение библиотек образовательных организаций проекта оборудованием происходит за счёт собственных средств, грантовой поддержки и участия в национальных проектах.
В рамках проекта школьные библиотеки Новосибирской области обеспечены доступом к электронному контенту, который реализуется по следующим направлениям:
– закупка электронных форм учебников (ЭФУ);
– пополнение основных фондов школьных библиотек электронными изданиями художественной, научно-популярной, занимательной, справочной литературы, литературы патриотической направленности на базе платформы ЛитРес:Школа;
– организация Витрины Виртуального читального зала (ВЧЗ) на сайте lib.edu54.ru, где собраны ссылки на лучшие электронные хранилища полнотекстовых изданий литературы различной направленности: художественной, занимательной, научно-популярной, справочной (НЭБ, НДЭБ на базе Российской государственной деткой библиотеки, Президентская библиотека и т.д.).
Книга сегодня является основным средством обучения, поэтому школьный библиотечный книжный фонд необходимо оценивать как важнейший информационный ресурс, ориентированный на цели и задачи современной школы. К большому сожалению, уровень этого ресурса признаётся и библиотекарями, и педагогами школ неудовлетворительным.
Выход из данного затруднения в рамках нашего проекта мы видим в решении следующих задач:
– формирование в библиотеке особой образовательной среды, дающей доступ к большему количеству источников информации, главным среди которых должна оставаться книга;
– создание в библиотеке атмосферы, способствующей развитию интереса к чтению и обучению;
– изучение интересов читателей и осуществление руководства их чтением;
– координация внутренних и внешних ресурсов библиотеки в пропаганде книги и приобщении детей к чтению;
– использование наиболее действенных форм и методов работы для привлечения к чтению.
В своей деятельности мы не ставили задачу противопоставлять бумажную и электронную книгу. Школьная библиотека для нас – это пространство свободного чтения, где выбор остаётся за читателем, и где реализуются такие концептуальные решения, как:
– комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов;
– облачные технологии, дополненная реальность.
Школьная библиотека должна всё-таки оставаться «классической библиотекой», в которой ребёнок учится любить и понимать книгу, наслаждаться чтением, а библиотекарь, сохраняя традиции, находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми по привлечению их к чтению, продвижению использования книги как первичного учебного источника. В рамках проекта школьные библиотекари работали и продолжают работать в этом направлении:
– создают информационные бюллетени для популяризации лучших образцов классической и современной литературы;
– проводят читательские практикумы, участвуют с ребятами в различных конкурсах: «Дети читают» (организатор – Президентская библиотека), «Любимая книга» (организатор – Новосибирский Областной центр информационных технологий) и др.;
– развивают традиции семейного чтения;
– организуют интеллектуальные игры, викторины;
– приглашают на встречи писателей и поэтов и т.д.
Для обмена опытом по продвижению чтения среди учащихся в рамках проекта проведены семинары: «Семинар по обмену опытом по проблеме апробации моделей развития ШИБЦ», «Развитие читательской грамотности учащихся с использованием ресурсов Виртуального читального зала школьного информационно-библиотечного центра», «Обмен опытом по проблемам дистанционной работы ШИБЦ: решение современных задач образования средствами школьной библиотеки»; мастер-классы: «Образовательные события на базе Виртуального читального зала в ШИБЦ» и «Приёмы и способы формирования читательской грамотности обучающихся средствами ВЧЗ» – оба мастер-класса проходили формате онлайн, по 16 часов каждый.
Принятие ФГОС существенно модернизировало процесс организации школьного образования. Приоритетным становится формирование общекультурных компетенций у обучающихся, где важное место занимает воспитательная составляющая образовательного процесса, благодаря которой осуществляется эмоциональное насыщение, личностное развитие и обогащение детей и подростков. По мнению профессора Н. Е. Щурковой, воспитательный процесс – это «восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества» [8].
Эффективному формированию у обучающихся общекультурной компетентности способствует сложившаяся в каждом конкретном учебном заведении образовательная среда. Одним из принципов образовательной среды является комплексный подход, при котором необходимо сотрудничество в работе учителя-предметника и педагога-библиотекаря как действенная и результативная форма совершенствования образовательного процесса.
Такое сотрудничество может реализовываться в следующих направлениях:
– оказание помощи школьникам по всем учебным предметам;
– совершенствование знаний и умений школьников по работе со справочной, научно-популярной, художественной, периодической и пр. литературой для успешного освоения школьных программ;
– оценка и корректировка информационных навыков обучающихся, стимулирование их познавательной и творческой деятельности;
– помощь учителям-предметникам в поиске, подборе, сортировке и использовании информации, разработке планов (конспектов) уроков, внеклассных занятий и культурно-досуговых воспитательных мероприятий;
– помощь в подготовке и проведении проектно-исследовательских работ, реализуемых в расширенной среде обучения.
Школьные библиотекари Новосибирской области активно включаются в такую деятельность, накапливая богатый образовательный опыт.
Совершенствовать образовательный опыт позволяет использование цифровой образовательной среды, а новые технологии – это удобные инструменты в арсенале педагога-библиотекаря.
Для освоения новых инструментов для работы в рамках проекта было организовано повышение квалификации школьных библиотекарей по 3 программам:
1. «Виртуальный читальный зал в школьной библиотеке как составная часть информационно-образовательной среды» объёмом 44 часа.
2. «Электронная форма учебника как современное интерактивное дидактическое средство» объёмом 72 часа.
3. «Использование мобильных устройств в работе библиотекаря» объёмом 36 часов.
В 2020 году в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции дистанционные формы работы были особенно актуальны.
Школы, которые организовали у себя виртуальные читальные залы, используя Витрину ВЧЗ Областного центра информационных технологий и платформу ЛитРес:Школа, смогли предоставлять контент (литературу) для обеспечения образовательного процесса без физического посещения библиотеки.
Кроме этого, библиотекари стали организовать различные онлайн- мероприятия и события на базе своих ШИБЦ по привлечению детской аудитории к чтению, по продвижению книг среди учащихся, что способствовало повышению мотивации к учебе, а, значит, и улучшению образовательных результатов.
Виртуальные книжные выставки, виртуальные флешмобы, виртуальные конкурсы, виртуальные встречи с писателями и многое другое делает школьную библиотеку востребованной современными детьми.
Становление школьной библиотеки как центра открытой информационно-образовательной среды определяет необходимость освоения педагогическими и библиотечными работниками новых способов соорганизации деятельности субъектов образовательной практики, организации образовательных событий в школьной библиотеке.
Образовательное событие – это не продуманное заранее, распределённое и выдающееся в готовом вид мероприятие. Это что-то значимое для ученика. Цели события вызывают у школьника внутренний отклик, отсутствие чрезмерной опеки со стороны взрослых позволяет включаться в работу на равных, становясь равноправным организатором и творцом [4].
Участники образовательного события, включенные в совместную со взрослыми деятельность, создают общий продукт, за который несут общую ответственность. Таким образом, полученный опыт, отрефлексированный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.
В рамках проекта мы постепенно стали учить библиотекарей организации образовательных событий.
Для обобщения опыта работы школьных библиотек и выявления лучших педагогических практик в 2020 году в рамках проекта был проведён региональный конкурс профессионального мастерства «Предметная неделя как образовательное событие в школьном информационно-библиотечном центре».
Конкурс решал следующие задачи: выявление методических особенностей конструирования образовательных событий в школьном информационно-библиотечном центре; определение организационных аспектов деятельности школьного библиотекаря, педагога-библиотекаря, выполняющего роль модератора образовательного события; активизация инновационной деятельности педагогов, направленной на поиск способов использования ресурсных возможностей социальных компетенций, заявленных в ФГОС (предметных, метапредметных, личностных); укрепление репутации библиотеки как информационного центра образовательной организации; отбор работ педагогов-библиотекарей в региональный банк лучших педагогических практик.
На конкурс была представлена 51 работа, члены жюри отобрали 12 лучших, которые были описаны и размещены в банке лучших образовательных практик на портале Новосибирская открытая образовательная сеть (https://www.edu54.ru/bp/events/). В своих работах педагоги-библиотекари постарались отойти от скучных мероприятий, разработать интересное запоминающееся образовательное событие на базе своего ШИБЦ совместно с педагогами школы. Лучшими стали:
1. Рожнова Маргарита Анатольевна, Нагорникова Оксана Геннадьевна, Мезенцева Юлия Владимировна, МБОУ СОШ № 13 г. Бердска, «Предметная неделя русского языка и литературы в начальной школе». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
2. Скрибко Василина Викторовна, МБОУ Чистоозёрная СОШ №3, «Предметная неделя «И расцвёл подснежник» https://cloud.mail.ru/public/3Dst/2RyUCk1AS.
3. Валеулина Рамила Рашатовна, МКОУ Убинская средняя школа №2, «Неделя химии в начальной школе» https://cloud.mail.ru/public/25Gk/44t1eLrrL.
4. Кениг Наталья Сергеевна, МБОУ Колыванская СОШ №3, «Предметная неделя в школьной библиотеке «Книжкина неделя». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
5. Куликова Валентина Михайловна, МБОУ СОШ №15 города Новосибирска, «Неделя поэзии, посвящённая Дню Белых журавлей». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
6. Косьянчук Елена Ивановна, Гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой Куйбышевский район, «Сценарий интеллектуально-творческого турнира "И это всё... Россия!"» https://yadi.sk/i/3vp17mBVdGYDfA.
7. Кадо Светлана Юрьевна, МБОУ Кыштовская СОШ №2 имени Героя Российской Федерации К.А. Тимермана, «Неделя гуманитарных наук» https://sites.google.com/site/ibcksosh2/home/akcii-meropriatia-proekty/nedela-gumanitarnyh-nauk.
8. Коковихина Елена Ивановна, МКОУ школа-интернат Куйбышевский район, «Библиотека – территория без границ» https://sites.google.com/d/1McAHFsy3bYlmf-AycYbgBFA2X-7soQXE/p/1o29GkcuzYVS4zZJo6-fZhDGKhfkxoij0/edit.
9. Бондарева Лилия Владимировна, МКОУ Краснообская СОШ №2 Новосибирский район, «Неделя математики в библиотеке» «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
10. Лобкова Валентина Викторовна, МКОУ Венгеровская СОШ №2, «Предметная неделя русского языка и литературы». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
11. Макалева Светлана Сергеевна, МБОУ "Кочковская СШ", «Образовательное событие «МУЗЫКА И СЛОВО». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
12. Шмелева Елена Александровна, Бояндина Ольга Юрьевна, Синюкова Марина Сергеевна, МАОУ ОЦ "Горностай", Образовательное событие "Марафон наук. Неделя физики". «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.
Таким образом, чтобы библиотека в школе полностью соответствовала современным требованиям, необходима трансформация её в современный информационно-библиотечный центр, оснащенный по последнему слову техники, укомплектованный квалифицированными кадрами, принимающий участие в образовательном процессе как равноправный партнёр. Администрация школы должна использовать все возможности для достижения этих целей, и это, в свою очередь, повысит образовательный уровень учащихся.
Список литературы
1. Иванова Е. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде: практ. пособие / Е. В. Иванова. – СПб.: Профессия, 2009. - 240 с. – Текст: непосредственный.
2. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (15 июня 2016 г.). – Текст: электронный. – URL: http://rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/Prikaz%20715%20%D0%BE%D1%82%2015.06.2016.pdf (дата обращения: 21.05.2021).
3. Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. - 2015. - № 1 – с.33-36. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-sobytie-kak-pedagogicheskaya-kategoriya/viewer (дата обращения: 21.05.2021).
4. Личкин Е.В. Образовательное событие про образовательные события. Что такое «событийность»? (20.03.2019). - Текст: электронный. – URL: https://novator.team/post/839 (дата обращения: 21.05.2021).
5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р. – г. Москва «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». – Текст: электронный. – URL: http://government.ru/docs/all/133337/ (дата обращения: 21.05.2021).
6. Селиверстова Н. А. Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение.– 2015. - №2 - с. 79–87. – Текст: электронный. – URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/66 (дата обращения: 21.05.2021).
7. Хрущева В.В., Вержанская В.И. Школьные информационно-библиотечные центры Новосибирской области: вектор развития // Школьная библиотека. - 2019. -№ 5. – Текст: непосредственный.
8. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания. Методическое пособие педагога-практика / Н.Е. Щуркова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2020. – 256 с. – Текст: непосредственный.
Количество просмотров: 7142 |
Добавить комментарий