Система дополнительного образования. Как помочь ребенку сделать правильный выбор?

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Система дополнительного образования. Как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Дополнительное образование детей в настоящее время является одной из важных сфер образования. В его значимости нет смысла никого убеждать. Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время – время постоянных перемен.

Довольно часто родители в вопросах сферы дополнительного образования допускают ошибки, за которые нередко приходится расплачиваться не только снижением мотивации, но и ухудшением эмоционального и физического состояния ребенка. Давайте обсудим основные моменты, как не навредить своему ребенку и помочь сделать ему правильный выбор.

1. Учитывайте интересы и увлечения своего ребёнка.

Выбирая секцию или кружок ребенку, родителям необходимо проявить высокий уровень ответственности и внимательности к склонностям и предпочтениям несовершеннолетнего. Если ребенок будет посещать занятия под давлением, без удовольствия, то о результативности и успешности в данном случае стоит забыть.

2. Самостоятельность выбора.

Важным моментом является проблема выбора. Делает ли ребенок выбор самостоятельно, помогают родители ему сориентироваться в многообразии увлечений или же они просто указывают и навязывают свои представления о будущих предпочтениях в развитии подростка.

Самая грубая ошибка – пытаться в детях реализовать свои незавершенные мечты. Не делайте из ваших детей тех, кем сами хотели стать, но не стали. У них свой путь.

Родители, выставляющие проблемой своего ребенка тему «он вообще ничего не хочет, что я ему предлагаю», страдают обычно от одного и того же. В большинстве случаев, они сами жили и живут не той жизнью, о которой мечтали. И стараются свои нереализованные желания воплотить в своих детях по принципу «Пусть я не стал счастливым и успешным, а ему помогу или заставлю!» Однозначно, такой путь никогда не приведет к успеху.

Родным стоит для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. Разобраться, чего же они хотят от ребенка, а потом принять, что их наследник – самостоятельная личность со своими склонностями, устремлениями и желаниями, которая имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же взрослые начинают переубеждать ребенка и указывать на свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, это верный путь к стрессам, эмоциональным переживаниям и депрессиям.

Дайте возможность подростку быть самим собой, не вами, чувствовать себя не похожим на других, пройти свой путь, со своими ошибками и успехами. Разговаривайте, обсуждайте, анализируйте.

Пусть всю свою сознательную жизнь вы мечтали стать боксером, танцевать в балете или создавать «оригами», это не значит, что ваш наследник захочет именно такого же. Предлагая свои варианты, выслушайте его мнение, не настаивайте на своих взглядах и убеждениях. Лучше расскажите о своих желаниях, достижениях и поражениях. Так ребенку намного легче будет сориентироваться в сложном круговороте кружков и секций.

Ярким дополнением к рассказам будут служить ваши коллекции открыток, значков, игрушек, которые подросток или решит продолжить или ваша беседа положит начало его личной коллекции.

Главное – дать ему право выбора, не водите ребёнка в кружок против воли.

3. Развивайте ребёнка в разных направлениях.

Хорошо, если ребёнок уже определился со своими желаниями и просит отвести его в конкретную секцию. Вам остаётся только подобрать нужный вариант. Но что делать, если несовершеннолетний не знает, чего хочет?

Внимательно изучайте, что интересно и нравится ему. Поговорите о различных вариантах занятий. Может, это будут кружки, связанные с его увлечениями, а может быть, ему захочется проявить себя в новой деятельности. И первое, и второе будет для него полезным в плане развития способностей, которые у него имеются, и раскрытия новых талантов. Прототипирование, игра на бубнах, тайский бокс или вязание. Нужно пробовать себя в разных направлениях.

Когда родители стремятся к самовыражению ребенка, его самопознанию, они озадачены вопросом не «как оснастить подростка правильными решениями?», а «как помочь ему узнать, что из предложенного – про него».

Обсуждайте, что из того, что он уже умеет, из того, что пробует, или из того, что хотел бы попробовать, ему нравиться, его вдохновляет? Главная задача – в том числе учитывать и понимать, что ребенок умеет делать, что ему легко и классно, что ему тяжело, но получается, что у него получается только вместе с остальными.

4. Не допустите перегрузки.

С одной стороны, надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой – необходимо учитывать его особенности и возможности и не допустить физического и эмоционального истощения. Желание заботливых родителей как можно более разнообразно развивать своего ребенка заслуживает уважения, но не стоит пытаться объять необъятное.

Знаете таких родителей, которые постоянно спрашивают: «А что у вас с иностранными языками?», «На какой спорт ходите?», «Какой ЕГЭ будете сдавать?» И даром, что ребёнок только вчера пошёл в первый класс, от него непременно требуют заниматься всем и сразу. Такой подход не только не мотивирует, а наоборот – загоняет школьника в депрессию.

Здесь мне очень хочется акцентировать внимание родителей начальной школы. Достаточно часто в последнее время наблюдаю картину, когда некоторые родители необдуманно и, не побоюсь этого слова, безответственно, отдают ребенка на 4-5 различных секций, без учета возрастных границ, с комментарием «потом определимся» или «посмотрим, где получится». При этом в нагрузку, в кавычках для физического развития, на спортивную секцию, потому что здоровье слабенькое. Такие ошибки приводят не только к физической, эмоциональной перегрузке, но влияют и на личностное развитие, и психическое здоровье несовершеннолетнего. Когда психика не выдерживает гнета, то сбой идет уже в физическое тело, выражаясь болезнью. Так называемая психосоматика.

Это часто происходит, когда родитель не хочет замечать грусть ребенка перед походом в ненавистную ему секцию по профессиональному спорту. Так было в одной истории. Ребенок, которому не нравился теннис, долго молчал о своих эмоциональных переживаниях, опасаясь разочарования и гнева матери (та видела в сыне будущего олимпийского чемпиона). В итоге перед соревнованиями у него сильно болела голова и его участие приходилось часто отменять. Приступы мигрени не были наиграны.

Многие родители доводят смысл образования до абсурда и считают, что большое количество кружков, репетиторов и других дополнительных занятий –залог успеха в будущем. Однако они забывают, что ребёнок не взрослый и часто даже не понимает, зачем мама возит его по всему городу к этим непонятным людям и когда же, наконец, можно будет поиграть или хотя бы просто поспать.

Подберите для вашего ребёнка определенное количество дополнительных занятий, правильно помогите организовать его день, без перегрузок и утомления. Пусть у ребёнка останется время и на общение с родными, и на игры со сверстниками во дворе, и на качественный сон. Подумайте, что для вас на первом месте – успешность ребенка или его психическое здоровье?

5. Правильная мотивация.

В вопросах мотивации очень важно, как и что мы говорим. Нередко детям выдается фраза «Ты давай потерпи немножко, тебе это в будущем пригодится». Это очень слабый мотив для ребенка. Несовершеннолетнему нужно помочь увидеть связь между собственным трудом и результатом. Если ему в доступной форме, на простых примерах объяснить и показать важность данного занятия для его становления, это создаст эффект ясности и понятности, поговорите о его будущем, в котором данные занятия будут незаменимы.

6. Интерес родителей к выбранному занятию.

Не на последнем месте и ваш интерес к выбранному увлечению. Многое будет зависеть и от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь.

Что делать, если вы замечаете, что ребенок меняет занятия и увлечения, как перчатки?

Прежде всего, нужно уточнить, что мешает подростку удержать интерес в той или иной сфере дополнительных занятий. Не ищите сразу проблему в природной лени ребенка или его «ветрености». Среди причин, возможно, будут сложные взаимоотношения с преподавателем, большая нагрузка, болезненное переживание личных неудач или успехов других ребят, или возможно ваш ребенок достиг той ступени, которая завершает в данном направлении лестницу его успеха. В каждом определенном случае не стоит делать поспешных выводов, нужно все детально рассмотреть и проанализировать.

Упреки и давление не выработают у него целеустремленность и ответственность. Давайте будем честными, самая главное в дополнительных занятиях – сделать жизнь ребенка более интересной и яркой. Это хорошо просматривается в словах профессора З.Я. Корогодского: «К творческим интересам ребенка нельзя относиться прагматично, подсчитывая, какие «дивиденды» принесет в ближайшем будущем его увлечение. Оно принесет душевное богатство, которое необходимо и доктору, и летчику, и бизнесмену, и уборщице».

В настоящее время родители часто жалуются, что современное поколение ни к одному из занятий не проявляет интереса. Здесь среди причин возможен как страх перед новым, так и неуверенность в себе, в своих силах и способностях. Принуждать к посещению кружков – не лучший вариант. Нужно мотивировать.

Заинтересовать ребенка – это залог будущего успеха. Чтобы подростку было легче определиться, помогите найти варианты, которые похожи на его обычные занятия. Например, если он любит играть в компьютер, подумайте над курсами робототехники и программирования. Так он сможет не только заниматься тем, что ему интересно, но и познакомиться с единомышленниками, научится работать в команде и узнает, как создаются его любимые игры, чтобы однажды разработать собственную.

Обеспечьте поддержку. Вам, наверняка, знакомо чувство волнения, когда приходится начинать что-то новое. Помните, как колотится сердце, когда приходите в новый коллектив, проходите собеседование на работу или просто впервые посещаете спортзал? Ребёнок боится ничуть не меньше, поэтому ему очень важно чувствовать поддержку со стороны близких.

Ожидания от дополнительных занятий, кружков, секций у всех родителей различны. У одних – это надежды на великие достижения, у других – уверенность, что все временно, ребенок ничего не достигнет и переключится на новое занятие. Любые избыточные ожидания, как хорошие, так и плохие, губительно действуют на психику подрастающего поколения.

Дети всегда стремятся оправдать родительские ожидания, надежды, но не всегда у них это получается, что приводит к определенным эмоциональным переживаниям. Плюс в подсознании вырисовывается картина, что родители их любят не просто так, а за определенные достижения, успехи. И если они потерпят поражение, то родители разочаруются и перестанут их любить. Нам кажется – это глупо! Возможно для взрослых – да, но для подростков такие страхи и переживания вполне реальны.

Постарайтесь относиться к любым занятиям, увлечениям ребенка нейтрально – без придания им избыточной важности или скептицизма. Современному поколению очень важно пробовать себя в разных сферах.

В настоящее время дополнительное образование предлагает детям большое количество интересных направлений, которые служат не только источником медалей и заработка для вашего ребенка, а в первую очередь ставят целью дать ему спектр положительных эмоций и ярких впечатлений. Взрослым стоит воспринимать кружки так же, как воспринимают их дети – позитивно, радуясь тому, что в жизни происходит что-то хорошее и увлекательное.

Несовершеннолетним крайне важно чувствовать, что в них верят самые главные для них люди – причем верят искренне! И пусть не получится в этот раз, конкретно с этим увлечением – будет полезен и такой опыт. Главное, чтобы рядом были внимательные любящие взрослые.

Слово, жест, взгляд, а самое главное – внимание, умение слушать и слышать ребенка. Дети должны иметь возможность творить, пробовать, экспериментировать, а рядом с ними должен быть родитель – единомышленник, соавтор, помощник, иногда даже просто внимательный слушатель.

Учреждения дополнительного образования предлагают огромный выбор различных кружков и секций, где можно найти занятие по душе и в соответствии с желаниями самого ребенка.

Желаю вам и вашим детям сделать правильный выбор занятий! Пусть они принесут ребенку позитивные впечатления и помогут во взрослой жизни.

Литература:

1. Поплавская А.А., Груздев И.А., Петлин А.В. Выбор организации дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы// Вопросы образования /Education Moscow. 2018.№4.с.18-23

2. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. М., 2019.

3. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Вопросы психологии. 2017. № 4. с.16–26.

4. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект (конец XIX — начало 90-х гг. XX в.) / под ред. Б.А. Дейча, И.Ю. Юрочкиной. Новосибирск: НГПУ, 2011.

Количество просмотров: 4278  

Добавить комментарий

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы