Формирование функциональной грамотности обучающихся: профессиональное взаимодействие в информационно-образовательной среде

 
 

Понуровская Виктория Владимировна,

методист кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Формирование функциональной грамотности обучающихся: профессиональное взаимодействие в информационно-образовательной среде

В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в Новосибирской области реализуется непрерывное сопровождение профессионального развития педагогических работников, которое имеет такую специфику, как создание и развитие единой региональной системы научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических объединений (далее ММО). Эта работа ведется всеми кафедрами ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (далее институт), включая коллектив кафедры начального образования. Важно, что научно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся (единая региональная методическая тема) проводится в информационно-образовательной среде института, которая, по сути, формируется и развивается как цифровая образовательная среда дополнительного профессионального образования институционального уровня.

Главные методические события для руководителей ММО учителей начальных классов проводятся в формате онлайн-трансляций. Так, например, в марте 2021 года кафедрой подготовлена и проведена онлайн установочная сессия для руководителей муниципальных методических объединений учителей начальных классов на тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе». В августе 2021 года лучшие практики методической работы ММО учителей начальных классов Куйбышевского, Краснозерского, Северного, Татарского, Мошковского районов Новосибирской области были представлены в ходе единой методической сессии. В ноябре 2021 года состоялась проектировочная сессия для руководителей ММО учителей начальных классов региона. В ходе этого события, среди прочего, разработаны проекты методической работы в муниципалитетах на 2021/22 учебный год. Все онлайн-трансляции доступны на сайте института.

В марте 2022 года кафедрой подготовлена и проведена очередная онлайн-сессия для руководителей ММО учителей начальных классов на тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе» https://youtu.be/u6dxxsbLP3M.

На сессии обсуждались итоги взаимодействия руководителей ММО с кафедрой начального образования в 2021 году; была определена цель научно-методического сопровождения ММО в 2022 году, состоящая в обеспечении устойчивого взаимодействия руководителей ММО; проведен анализ заданий ВПР в части формирования функциональной грамотности обучающихся и организации образовательного процесса в этом направлении  в соответствии с обновленным содержанием ФГОС НОО; представлены задания «мягкого мониторинга» ИСРО РАО, апробированные в 2021 году; обсуждался формат проведения в ОО муниципалитета педагогической диагностики весной 2022 года; был объявлен алгоритм проведения анализа результатов методической работы в муниципалитетах, реализованной с марта 2021 года по июнь 2022 года; определены содержание, форма и сроки предоставления обратной связи о процессе организации методической работы в муниципалитете.

Для оперативного взаимодействия в системе дистанционного образования института создан ресурс для организации взаимодействия специалистов кафедры с руководителями ММО учителей начальных классов Новосибирской области. Там размещается вся оперативная информация, объявления, полезные ссылки, в том числе и на электронные образовательные ресурсы по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников».

Кроме того, на кафедре разработана и реализована целевая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее ДПП ПК) «Методические аспекты деятельности муниципального методического объединения учителей начальных классов: формирование функциональной грамотности обучающихся» (автор А.В. Молокова), содержание которой освоили 28 руководителей ММО учителей начальных классов. Программа в числе 7 других, созданных специалистами кафедры, включена в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования.

Существенное значение в реализации названной ДПП ПК имеет применение дистанционных технологий и электронного обучения. Всего ДПП ПК включает 8 заданий, выполнение которых происходит в СДО института. Запись на программу в октябре 2022 года открыта на сайте института.

В ходе реализации этой и других кафедральных ДПП ПК активно используются методические рекомендации, разработанные специалистами кафедры и размещенные на различных интернет-площадках. Так, например, к их числу относятся предложения о проведении заседаний ММО, посвященных различным видам функциональной грамотности и особенностям ее формирования в начальной школе. Статьи сотрудников кафедры опубликованы в № 98 электронной газеты «Интерактивное образование».

Кафедра начального образования обеспечивает научно-методическими рекомендациями руководителей ММО, учителей начальных классов, которые являются целевой аудиторией для освоения ДПП ПК, разрабатываемых сотрудниками кафедры. Руководители ММО учителей начальных классов, являющиеся стажерами кафедры, активно пользуются возможностями предоставления обратной связи через заполнение электронных таблиц и документов общего доступа, размещают результаты своей работы на официальных сайтах муниципалитетов. Особое значение в 2022 году имеет проведение в муниципалитетах педагогической диагностики уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся и самообследование результативности методической работы. Руководители ММО учителей начальных классов размещают материалы о проведенной работе на сайтах, а ссылки на размещённый ресурс предоставляют на кафедру.

Например, Нина Петровна Желткова и Людмила Николаевна Бойченко из Барабинского района Новосибирской области справились с этой задачей одними из первых.

  

Следует отметить, что важным управленческим инструментом является и обновление базы руководителей ММО учителей начальных классов и курирующих методистов. Эта работа также проводится онлайн.

Таким образом, научно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся через взаимодействие кафедры начального образования института с руководителями ММО учителей начальных классов успешно осуществляется в информационно-образовательной среде.

Количество просмотров: 3272  

Добавить комментарий

1. ФГОС НОО: формирование функциональной грамотности обучающихся в информационно-образовательной среде школы
2. Обновленный ФГОС НОО: к функциональной грамотности через регулятивные учебные действия
3. Формирование функциональной грамотности обучающихся: профессиональное взаимодействие в информационно-образовательной среде
4. Функциональная грамотность младших школьников в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий
5. Требования обновленного ФГОС НОО к познавательным универсальным учебным действиям как составляющей различных видов функциональной грамотности обучающихся
6. Создание обучающимися видеоблога в рамках проектной деятельности по истории
7. Применение VR-технологий на внеклассных занятиях в школе для детей с нарушениями слуха
8. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках технологии при реализации модуля «Робототехника»
9. Совместная деятельность семьи и школы в формировании функциональной грамотности младших школьников в ИОС школы
1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы