Развитие креативного мышления обучающихся на уроках технологии при реализации модуля «Робототехника»

 
 

Карлова Маргарита Михайловна,

учитель физики и информатики высшей квалификационной категории,

руководитель кафедры учителей предметов естественно-научного цикла

МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 

Развитие креативного мышления обучающихся на уроках технологии при реализации модуля «Робототехника»

Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Оказалось, что все гении в детстве имели опыт радости собственного творчества. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию. Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения, креативного мышления уделяется недостаточное внимание.

Критическое мышление и креативность (креативное мышление) – одни из самых важных навыков учащихся в XXI веке, которые, наряду с другими ключевыми компетенциями, позволяют решать реальные жизненные, повседневные и профессиональные задачи.

«Технология» – это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания креативной, разносторонней личности. Педагоги успешно реализуют эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное профессиональное творчество.

Формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и нестандартное – одно из основных направлений деятельности учителя технологии.

Существует несколько условий для развития у обучающихся креативности.

Первое – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. «Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом».

Второе – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми креативными способностями.

И поэтому третьим условием является упорный труд. Способности не получают в «готовом виде», даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Пятое – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Выполнение творческих заданий является ярким проявлением личностно-ориентированного подхода в образовании, т. к. при их выполнении учащийся проявляет не столько свои интеллектуальные способности, сколько вынужден выражать личное отношение к чему-либо. Включённой в деятельность оказывается вся эмоционально-чувственная сфера. Обучающиеся должны там, где это возможно, напрямую сталкиваться с реальными объектами обучения, анализировать их, осмысливать, ощущать и на основе этих сведений создавать собственный образовательный продукт (модель, идею, проект и т.д.).

Проектная деятельность учащихся направлена на овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания субъектно-значимого идеального или реального продукта.

Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная работа учащихся по решению практической задачи творческого характера (от выявления проблемы, конструкторского и технологического обеспечения базовой идеи до её материализации и анализа полученных результатов). В результате выполнения творческого проекта возникает необходимость разблокировать творческий потенциал учащихся, получить множество идей, которые впоследствии могут использоваться учащимися.

Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Высокий уровень развития интеллектуальных способностей необязательно предполагает, что у ребенка хорошо развиты и творческие способности. Поэтому если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, это нужно только поддерживать.

Основная цель модуля «Робототехника» – воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией. Изучение «Основ робототехники» создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования. Конечно же, занятия робототехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.

На уроках робототехники мы используем специализированный Конструктор Перво Робот LEGO, который помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Используя этот конструктор, обучающиеся строят Лего-модели, подключающиеся к ЛЕГО-коммутатору и управляющиеся посредством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более манёвренной и «умной».

Процесс учебы не кажется детям скучным, поскольку позволяет строить и программировать в интересном, интерактивном ключе. Задания включают в себя:

– конструирование робота;

– наделение его функциями в процессе программирования;

– постановку гипотез для проведения экспериментов;

– изучение на примере построенных моделей новых механизмов и явлений.

Для подготовки класса к занятиям с комплектом Lego на каждый ноутбук устанавливается программное обеспечение, комплект заданий. Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место с ноутбуком и свободным местом для сборки моделей; также предусмотрено место для контейнера с деталями и «сборочной площадки» – перед каждым ноутбуком должно быть свободное пространство.

На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами или в командах, это зависит от доступного количества компьютеров и наборов 9580 WeDo. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. Сначала ребята знакомятся с основными идеями построения и программирования моделей, затем переходят к этапу конструирования. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции; также можно создавать и программировать свои собственные модели.

Затем ребята переходят к этапу программирования путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. На этапе программирования ребята переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует вдумчивости и терпения. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключённый к портам LEGO®-коммутатора.

Затем переходят к этапу тестирования и коррекции, если это необходимо; по завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей.

Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Применение образовательной робототехники не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет педагогу вместе с детьми составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.

Уникальностью проектов на основе робототехнических комплексов является то, что построение моделей устройств позволяет ученику постигать взаимосвязь между различными областями знаний, а это, в свою очередь, способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Учащиеся знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами, исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка, изучают принцип действия рычагов и кулачков, а также знакомятся с основными видами движения. изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым изменяя скорость.

Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью – ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда LEGO-роботов.

«В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Способность к творчеству – это более чем полезное качество, которое, во-первых, пригодится человеку любой профессии в работе, а во-вторых, поможет сделать свою жизнь интересной и необычной. Креативное мышление – это главный ключ к успеху, которого можно достичь практически во всех сферах жизни.

Количество просмотров: 4503  

Добавить комментарий

1. ФГОС НОО: формирование функциональной грамотности обучающихся в информационно-образовательной среде школы
2. Обновленный ФГОС НОО: к функциональной грамотности через регулятивные учебные действия
3. Формирование функциональной грамотности обучающихся: профессиональное взаимодействие в информационно-образовательной среде
4. Функциональная грамотность младших школьников в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий
5. Требования обновленного ФГОС НОО к познавательным универсальным учебным действиям как составляющей различных видов функциональной грамотности обучающихся
6. Создание обучающимися видеоблога в рамках проектной деятельности по истории
7. Применение VR-технологий на внеклассных занятиях в школе для детей с нарушениями слуха
8. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках технологии при реализации модуля «Робототехника»
9. Совместная деятельность семьи и школы в формировании функциональной грамотности младших школьников в ИОС школы
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы