Особенности УМК «Spotlight», способствующие формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе

 
 

Хабибулина Марина Борисовна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича» г. Новосибирска

 
 
 

Ромашова Дарья Витальевна,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича» г. Новосибирска

 

Особенности УМК «Spotlight», способствующие формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе

Формирование метапредметных результатов – одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметность – это то, что «над» предметом, то, что интегрирует с другими предметами и обыденной жизнью. Специфика иностранного языка как учебного предмета заложена в его интегративном характере. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.

На примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 2, 3, 4), позволим себе проиллюстрировать связь английского языка с другими предметными областями, а также показать некоторые приемы и методы работы с данным УМК по формированию метапредметных умений, которые получают развитие на уроке в результате различных видов деятельности.

1. Постановка цели урока самими учащимися. В этом помогает вводная страничка перед каждым новым разделом учебника. По заголовку, картинкам, отдельным фразам учащиеся прогнозируют и формулируют тему и цель каждого урока.

 

2. Смысловое чтение. Наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное). У обучающихся формируется навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания. Выполняя задание по чтению, отвечая на вопросы или опровергая неверные утверждения, ребенок выполняет основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий, синтез.

3. ИКТ-технологии. Интерактивное приложение к учебнику позволяет сделать уроки живыми и увлекательными. В игровой форме учащимся предлагаются различные упражнения обучающе-развивающего характера.

4. Проектно-исследовательская деятельность. В каждом разделе обучающимся предлагаются для выполнения различные проектные и исследовательские задачи. В проектной и исследовательской деятельности у учащихся развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки, формируются метапредметные компетенции (регулятивная, познавательная и коммуникативная).

 

А теперь рассмотрим, какие межпредметные связи находят своё отражение в УМК «Английский в фокусе».

Изобразительное искусство. Задания на развитие и тренировку художественных способностей присутствуют во всех учебных пособиях Spotlight для начальной школы. Во втором классе предлагаются задания от простейшего раскрашивания картинок при изучении цветов до создания своих изображений, сопровождающих портфолио.

УМК Spotlight 3 и Spotlight 4 также включают в себя задания на создание рисунков к портфолио, а также изучение живописи и разработку изображений для предлагаемых игр.

Страноведение и география. Также в УМК Spotlight 2, 3, 4 активно изучается культура страны изучаемого языка и других англоговорящих стран. В каждом учебном пособии в конце модулей представлен раздел Spotlight on the UK/USA, который знакомит обучающихся с различными интересными фактами.

Кроме того, в УМК Spotlight 4 представлен материал для изучения других стран и их культуры.

Родная страна. Один из важнейших разделов учебника – Spotlight on Russia. Собирая материал и рассказывая о родном крае, о своих увлечениях и интересах, о делах своего класса и школы, о проблемах родного города и путях их решения, учащиеся выступают носителями своей культуры, осознают через личный опыт свою собственную культуру, проявляют гражданское и национальное самосознание.

Технология – важная дисциплина, которую предлагает УМК Spotlight 2, способствующая развитию мелкой моторики и творческих способностей. В данных заданиях обучающимся предлагается выполнить то или иное изделие по темам модулей.

Литература. Чтение сказок и историй является важным составляющим в процессе обучения иностранному языку. Каждое учебное пособие Spotlight для начальной школы содержит сказку, которая изучается на протяжении всего учебного года. Части истории представлены в конце каждого модуля.

Также Spotlight 3, 4 содержит модули, посвященные литературе страны изучаемого языка.

Математика. Изучение чисел предлагается обучающимся, начиная со второго класса. Задания, связанные с математикой и логикой, присутствуют в каждом учебном пособии Spotlight для начальной школы: от простого счета по картинкам до примеров на сложение и вычитание, порядковых числительных, фигур.

Музыка. Неотъемлемой частью УМК Spotlight для начальной школы является использование музыки и песен для отработки новой лексики. Такой подход служит важным аспектом в развитии музыкальных способностей обучающихся.

Также УМК Spotlight 4 содержит раздел Fun at school в модуле 14, который посвящен изучению музыкальных инструментов.

Биология. Изучение окружающей среды, включая времена года, климат в разных странах и животных, является одной из составляющих УМК Spotlight 3, 4. Обучающимся предлагается узнать больше о диких животных, их среде обитания, что включает в себя интегрированное обучение, связанное с природоведением/биологией/географией.

  

 

Таким образом, метапредметный подход в образовании способствует сохранению и поддержанию культуры мышления, формированию научного мировоззрения учащихся, а учебный иностранный язык и УМК «Английский в фокусе» являются благоприятным полем для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.

Количество просмотров: 8638  

Комментарии

Очень интересно, спасибо за такой интересный материал, коллеги!

Страницы

Добавить комментарий

1. Воспитательный потенциал предмета английский язык в основном и дополнительном образовании
2. Развитие функциональной грамотности младших школьников через работу над проектом по созданию социального видеоролика о безопасности на дорогах и об использовании фликеров в темное время суток в рамках акции «Засветись, Новосибирская область!»
3. Литературный конкурс–фестиваль как современный инновационный способ углубленного изучения второго иностранного (немецкого) языка
4. Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе: потенциал, реальные возможности, новые перспективы
5. Развитие образовательного процесса во внеурочной деятельности через сказкотерапию
6. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС
7. Особенности подготовки к ЕГЭ по биологии в 10-11 классах
8. Особенности УМК «Spotlight», способствующие формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе
9. Формирование креативного мышления у учащихся первых классов на уроке литературного чтения через драматизацию стихотворения Сергея Михалкова «Два барана» на новый лад
10. Подготовка к устному итоговому собеседованию обучающихся 9 класса
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы