Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess

 
 

Скачкова Юлия Николаевна,

педагог дополнительного образования

ЦОЦиГП «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ»

Омской области

 

Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess

Современные информационные технологии способствуют созданию и развитию образовательных платформ, использование которых позволяет педагогу достигать более высоких результатов. К общим положительным сторонам таких ресурсов можно отнести экономию времени, индивидуальный подход к каждому ученику, визуализацию и наглядность, поэтапность обучения в игровой форме. На примере преподавания шахмат рассмотрим использование одной из самых популярных платформ Lichess.

Сегодня шахматы в школах введены в рамках внеурочной деятельности, являются частью образовательного проекта «Центры образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Педагогическая деятельность и общение с другими педагогами, тренерами по шахматам показывает популярность использования портала Lichess в Омской области. Одним из показателей данного утверждения является проведение областных онлайн-турниров по шахматам на этом портале, регулярно такие турниры проводит Горьковский район.

При проведении занятий заметна разница усвоения материала, понимания позиций и принципов игры, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ученику. Современные технологии позволяют организовать такой подход при работе в группе. Учебный кабинет оборудован ноутбуками, имеющими подключение к Интернету. Это позволяет использовать все образовательные возможности портала Lichess.

Для начинающих шахматистов есть раздел «Обучение». В подразделе «Основы шахмат» даны простые задания для знакомства с фигурами, правилами ходов каждой фигурой (рис. 1 и рис. 2).

По каждой теме дается набор заданий, и первое задание имеет указатель, подсказывающий ход (рис. 3).

Детям легко можно понять задачу, даже не прочитывая задание и условие. За правильный ход, выбор наиболее быстрого решения задачи начисляются баллы. На боковой панели даются подсказки к заданию, что помогает пониманию того, как правильно выбрать верный ход.

После освоения ходов фигурами можно приступать к более сложным заданиям – к защите фигур и нападению на фигуры противника. Здесь же популярные задачи «мат в один ход». Портал позволяет выбирать любую тему и сложность задания. Младшим школьникам сложно определить свой уровень подготовки, поэтому учитель помогает подобрать задание для каждого ученика.

Для более подготовленных есть раздел «Практика», в котором необходимо доиграть партию и поставить мат с определенной позиции. Это помогает детям отработать теорию, закрепить навыки правильного матования короля. Зачастую дети, научившись играть, не знают, как закончить партию – как поставить мат. Нередко выигрышная партия у них завершается патом, то есть ничьей. Для более успешного решения заданий из этого раздела необходима теоретическая подготовка с учителем, разбор различных вариантов, например, линейного мата.

Подраздел «Координаты» открывает игровое задание на скорость «Найти поле», позволяющее научиться быстро ориентироваться на шахматной доске. Наилучшим результатом данного умения является возможность «держать в голове» шахматную позицию, играть с противником, представляя доску и фигуры в уме, без реальной доски.

В разделе «Обучение» еще представлены подразделы «Студия» и «Тренеры». В первом можно найти интересные разборы партий, более детальное изучение какого-либо шахматного приема. Во втором разделе можно подобрать себе тренера с самым высоким уровнем мастерства и договориться с ним об онлайн-уроках.

Также есть задачи на позиционный и материальный перевес в 1 или несколько ходов, для их решения необходим игровой опыт. Они вынесены в отдельный раздел главного верхнего меню «Задачи». Задания в данном разделе обновляются ежедневно, портал в рандомном порядке может показать любую задачу, можно использовать сортировку по теме и сложности при отсутствии регистрации пользователя на портале. Для зарегистрированных пользователей за решение задач создается отдельный рейтинг, в соответствии с ним автоматически портал подбирает более подходящие задачи.

Раздел «Просмотр» позволяет увидеть различные партии, видеообзоры наиболее интересных партий, стримы шахматных мастеров, текущие партии пользователей портала с большим рейтингом, видеотрансляции текущих шахматных турниров на Lichess.

В разделе «Сообщество» можно найти любого игрока, создать свой шахматный клуб и пригласить в него друзей. Создание шахматного клуба позволяет создавать турниры для участников клуба. Здесь же можно заходить в другие клубы и принимать участие в их турнирах. Обычно это делается по приглашению знакомых шахматистов.

Важным разделом для изучения шахмат является раздел «Инструменты». Здесь можно проанализировать любую партию как из своего аккаунта на Lichess, так и по шахматной нотации, любую свою записанную партию. Можно рассматривать различные варианты ходов. Встроенный шахматный движок Stockfishбыстро анализирует партию, оценивает позицию белых и черных, подсказывает наилучший ход в любой ситуации. С помощью этого движка мы анализируем как тренировочные игры, так и турнирные после завершения тура. Именно для дальнейшего анализа игроки записывают свои партии на турнирах различного уровня. Современная шахматная программа играет сильнее любого тренера, поэтому её советы позволяют преодолеть недостаточный уровень тренерской подготовки, ведь нет столько мастеров спорта по шахматам, сколько есть шахматных клубов, особенно это актуально для сельской местности.

Наиболее часто используемым является раздел «Игра». Здесь создаются игры по разным параметрам – быстрый старт дает возможность быстрого поиска противника по основным видам шахмат: быстрые (bullet – «пуля») – 1-2 минуты на всю партию каждому игроку, блиц – 3-5 минут, рапид – 10-15 минут и классические – 30 минут. Можно создать свою игру, задав любое время и даже любую начальную позицию, например, как в фишеровских шахматах. Можно играть с другом, создав для него ссылку на игру, можно играть с компьютером, выбрав уровень его игры от 1 до 5.

При целенаправленном изучении шахмат необходима регистрация на Lichess, только зарегистрированные пользователи могут участвовать в различных турнирах этого портала, а также использовать все возможности сайта. Главное преимущество регистрации – это наращивание шахматного рейтинга с каждой победой. Чем больше рейтинг, тем больше возможностей для участия в турнирах, для дальнейшего роста шахматного мастерства.

В заключение можно сказать, что в современном мире невозможно обойтись без использования шахматных программ и шахматных порталов в процессе изучения шахмат. Одним из наиболее популярных шахматных порталов является Lichess. Его широкие возможности позволяют тренеру наиболее эффективно использовать учебное время.

Литература:

1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: Первый год обучения: Методика проведения занятий («Карвин в шахматном лесу»). – Русский шахматный дом, Дайв, 2009. – 256 с.

2. Барский В.Л. Карвин в Шахматном лесу 1: Учебник шахмат для младших школьников. В 2-х частях. Часть 1. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. – 96 с.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80 с., ил.

4. Фишер Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. – М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. – 278 c.

5. Халифман А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А. Халифман. – М.: Гарде, 2012. – 235 c.

6. Черняк В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 224 c.

7. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. – М.: Sahovski Informator, 2013. – 444 c.

8. Юдович М. Занимательные шахматы / М. Юдович. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 232 c.

Количество просмотров: 2614  

Добавить комментарий

1. Командная работа младших школьников: от идеи к практике
2. Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы
3. Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся
4. Методические аспекты организации учебного исследования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
5. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6. Формирование системы работы с родителями (законными представителями) воспитанников через использование собственного ресурса в сети Интернет «Виртуальная академия родительства»
7. Цифровая трансформация дошкольного образования: детский сад – территория технологических инициатив
8. Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess
9. Комиксы как средство формирования у младших школьников экономической компетентности
1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы