Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»

 
 

Барбакарь Юлия Сергеевна,

заведующий техническим структурным подразделением

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»

Сегодня каждый из нас понимает, что формирование экологического мировоззрения учащихся является важнейшей частью воспитательной работы. Но как сформировать экологические знания, развить экологическое мышление, экологически оправданное поведение в современных детях?

Решение данного вопроса способствовало поиску интересных форм взаимодействия с детьми, универсальных средств, методов и инструментов экологического воспитания.

С 2021-2022 учебного года в центре внешкольной работы «Галактика» педагогами технического структурного подразделения был запущен проект «Город будущего», представляющий собой реализацию краткосрочной каникулярной профильной смены для учащихся образовательных учреждений Дзержинского района. Название профильной смены выбрано нами не случайно. Мы понимаем, что сегодня знания человека о своей планете, своем городе, своем доме являются основой формирования жизненной позиции, общего мировоззрения. И проблемы, которые возникают в современных городах, требуют нашего внимания, участия и, конечно же, решения. Из множества городских экологических проблем: сточные воды, твердые отходы, потеря зеленых и природных территорий, загрязнение почвы, воздуха – мы остановились на проблеме сортировки и переработки мусора.

Решением данной проблемы занимались ребята в возрасте от 10 до 17 лет в количестве 30 человек: 21 ребенок из числа обучающихся образовательных учреждений Дзержинского района и 9 детей (наставников) из числа обучающихся ЦВР «Галактика» по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Компьютерная графика», «Робототехника», «3D-моделирование» и «Программирование виртуальной и дополненной среды».

Интеграция различных направлений технического творчества позволила учащимся не только попробовать свои силы (первые пробы) в современных профессиях технической направленности, но и представить пути решения в ходе практической деятельности глобальной экологической проблемы загрязнения города Новосибирска. Смена была направлена на организацию социально-значимой деятельности учащихся, которая осуществлялась в ходе практической работы по созданию коллективного проекта «Город будущего». Деятельность профильной смены организовывалась как имитационная игра: отряды превращались в команды юных исследователей, которые работали в лабораториях над своей частью общего проекта. Сопровождали их заведующие лабораториями (педагоги) и наставники (обучающиеся МБУДО ЦВР «Галактика»). В лаборатории «Робототехники» ребята в возрасте 7-10 лет выступили в роли инженеров-разработчиков: спроектировали и сконструировали модели роботов, помогающих в очищении окружающей среды. Создали для будущей VR-игры машину для сортировки мусора по размеру, робота-уборщика мусора, судно для очистки поверхности воды от мусора, вертикальный пресс для прессования твердых отходов для дальнейшей переработки или утилизации и многое другое.

 

В лаборатории «Компьютерной графики» ребята в возрасте 11-15 лет почувствовали себя настоящими дизайнерами и разработали агитационные плакаты и баннеры для города Новосибирска, призывающие к ответственному экологическому поведению и высокой значимости сортировки отходов. Ребятам удалось поработать в двух профессиональных графических редакторах Corel Draw и Adobe Photoshop, оценить и сравнить их возможности в верстке рекламной полиграфии для будущей VR-игры.

В лаборатории «3D-моделирования и VR программирования» ребята подросткового возраста создавали квест-игру «Город будущего» с элементами виртуальной реальности. Перед 3D-моделлерами была поставлена задача смоделировать в программе Blender3D объекты для виртуальной игры: твёрдые бытовые отходы для виртуальной сортировки мусора (пластиковые стаканчики, пластиковые бутылки, бумажные стаканчики, стеклянные бутылки, консервные банки, батарейки) и продукты вторичной переработки (бумага, книги, тетради, бутылка, банки). Перед программистами стояла задача разработать VR-игру по раздельному сбору мусору. Участники смены были разделены на 3 подгруппы, каждая из которых разрабатывала отдельный уровень игры. В состав каждой подгруппы вошли наставник из числа учащихся, прошедших обучение по образовательной программе «Программирование виртуальной и дополненной среды» в течение 2021-2022 учебного года, и участник смены, впервые пробующий себя в программировании.

В результате участники профильной смены разработали обучающую VR-игру по раздельному сбору мусора, в которой на первом уровне было обучение сортировке твёрдых бытовых отходов дома, на втором уровне – сортировка мусора на производстве, на третьем – вторичная переработка рассортированного мусора.

Изучение содержания программы профильной смены и формирование экологического мировоззрения учащихся осуществлялось через разнообразные формы организации деятельности: мастер-классы; практикумы; работу в группах; игры-викторины; познавательные беседы; квест-игры; презентации проектных работ; робопарад; выставки. Сотрудничество со специалистами кафедры экологической безопасности НГУЭУ позволило ребятам глубже, более детально и осмысленно погрузиться в проблему загрязнения нашего города, получить уникальные знания по вопросам сортировки и переработки отходов и применить эти знания в итоговом проекте «Город будущего».

 

Смена получилась очень интересной и познавательной: за 5 дней ребята смогли пополнить багаж экологических знаний и на их основе создать удивительную виртуальную игру с реальными практическими советами и действиями для жителей нашего города по переработке и сортировке мусора. Разработанная VR-игра может быть использована как обучающий и воспитательный ресурс для педагогов дополнительного образования, для преподавателей и учащихся по экологической направленности.

С игрой можно ознакомиться по ссылке: https://rutube.ru/video/4d13b94478091706aa36e604c59d0e68/

Количество просмотров: 2936  

Добавить комментарий

1. Непрерывность исторической памяти в системе воспитательной работы учреждения
2. Формирование педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования
3. Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»
4. Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей
5. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
6. Играем на фортепиано…Современные средства и технологии развития у детей интереса к процессу обучения
7. Проектная деятельность в школе раннего развития «Пчёлка» и студии «Умка»
8. Игровой метод при подготовке спринтера углубленного уровня обучения
9. Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности
10. Методическая площадка для преподавателей детских школ искусств Новосибирского района
11. К вопросу об использовании приемов геймификации на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
12. Взаимодействие педагогов с родительской общественностью в системе дополнительного образования
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы