Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Современное образование создает условия для развития личности независимо от врожденного дефекта. Полное развитие, успешная образовательная траектория рассматриваются как норма в отношении любого обучающегося, какими бы факторами не был деформирован процесс его социализации.
Благодаря разработке и реализации гуманистической парадигмы системы образования становится возможным повышение уровня интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, более полное удовлетворение их социокультурных потребностей.
Сегодня формируется иной, отличный от дефектологического, подход к организации развивающей деятельности в образовательном пространстве без акцента на особенности здоровья ребенка.
Сурдопедагоги специальной (коррекционной) образовательной школы № 37 работают над одним из важнейших социальных направлений – реабилитация и социальная адаптация обучающихся с нарушением слуха, имеющих и сопутствующие заболевания. Опираясь на социальную модель развития, учителя работают в этом направлении на уроках, коррекционных занятиях, во внеурочное время. Во главе этого направления находятся не внутренние причины, обуславливающие ограниченные возможности обучающихся, а их взаимодействие с обществом. С этой точки зрения врожденный или приобретенный дефект определяется во многом отношением к нему окружающих детей. В рамках социальной модели не соответствующее нормам поведение детей с нарушением слуха рассматривается как деформированный процесс накопления социокультурного и мировоззренческого опыта. Это обусловлено не только болезненными процессами, на которые возможно влиять в ограниченной степени, но и становится возможным целенаправленное воздействие и коррекция взаимодействий в социуме.
«Даже грубая исключительность инвалида однозначно не определяет формирования его как личности. Сама по себе она не способна породить комплекса неполноценности, замкнутости, или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны», – отмечал психолог А.Н. Леонтьев.
При работе с детьми с нарушением слуха учитываются три фактора снижения социальной активности: медицинский, психофизиологический, социальный.
Развитие обучающихся возможно лишь в благоприятных условиях открытости и интегративности. Эту задачу решает педагогический коллектив школы через адаптацию детей к социокультурной среде. Гибкие формы воспитания, обучения и развития позволяют получить дополнительное образование в школе путем проведения внеурочных мероприятий по краеведению и экологии, а также участвуя в проектной деятельности социальной направленности. Целью является работа с детьми с нарушением слуха в эколого-краеведческом направлении по созданию условий для полного развития и успешности обучающихся. В совокупности с множеством других факторов: средства массовой информации, улица, досуг, сверстники, семья, эта деятельность способствует индивидуализации детей с нарушением слуха, а школа успешно решает задачи социальной реабилитации.
Краеведческая работа – приоритетное направление дополнительного образования детей и подростков. Она выступает как средство социальной реабилитации и помощи в самоопределении, самообразовании, самооценки школьников. Основой данной работы выступают следующие факторы:
1. Оздоровительное влияние природной среды и психофизической активности на свежем воздухе.
2. Изменение социальной ситуации развития:
– выход из школьного пространства, кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;
– изменение социальной роли: переход из роли опекаемого, объекта воздействия в роль активного субъекта взаимодействии;
– функционирование в группе, состоящей из равных по социальному статусу сверстников;
– изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей.
3. Повышение жизненного потенциала:
– приобретение нового витагенного опыта;
– расширение сферы жизнедеятельности.
Широкий выбор подходов в развитии детей с нарушением слуха предоставляет система дополнительного образования, создающая условия для полноценного развития личности через свободный и творческий подход к своей жизнедеятельности. Активная жизненная позиция способствует раскрытию потенциала каждого обучающегося и приоткрывает горизонты будущего. Реабилитация, оздоровительно-восстановительные мероприятия не прекращаются на протяжении всего пути и идут параллельно с общим и дополнительным образованием. Участие в проектной деятельности по краеведению и экологии помогает выпускникам определить дальнейшее профессиональное образование и профессиональную деятельность.
Социально значимые проекты оказывают большое содействие по интеграции в общество детей с нарушением слуха. Важным положительным фактором эколого-краеведческой деятельности является повышение уровня жизнеспособности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет освоения навыков жизнедеятельности.
Список литературы
1. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: М., 2010.
2. Бабакова Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Дис. … д-ра пед наук: М., 1996.
3. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. М.
4. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: Екатеринбург, 1997.
Количество просмотров: 783 |
Добавить комментарий