Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ посредством пособия «Тактильные кубы»

 
 

Киторова Татьяна Васильевна,

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ посредством пособия «Тактильные кубы»

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями и чувствами, потребует от ребенка их правильного понимания и соответствующую реакцию на них. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Требуется много времени и сил, чтобы ребенок научился осознавать свои переживания и понимать эмоции других детей и взрослых. Такое умение позволит ребенку произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими. У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, эмоционально не окрашены. Л. С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Если не уделять внимание развитию эмоциональной сферы, дошкольники в будущем могут стать замкнутыми, стеснительными, неуверенными в себе людьми или, напротив, агрессивными, не принимающими во внимание чужие чувства, переживания.

Прикосновения к различным текстурам способны вызывать определенные эмоции, то есть формировать эмоциональный опыт через тактильный. Прикосновения к различным по ощущениям поверхностям могут ассоциироваться с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. Таким образом опосредованно помогают развитию социальных навыков ребенка.

В своей работе для целенаправленного эмоционального развития я использую пособие «Тактильные кубы». Цель пособия – помочь ребенку понимать свои эмоции, ассоциировать прикосновения с различными эмоциями, развивать умение управлять своими чувствами. Сначала ребенок знакомится с базовыми эмоциями. К ним относятся «Радость», «Грусть», «Раздражение», «Удовольствие», «Отвращение», «Спокойствие». Каждую эмоцию иллюстрируют смайлики на отдельной грани куба. Начинаем знакомство с эмоции «Радость». При изучении других эмоций всегда возвращаемся к «Радости», заканчивая занятие в хорошем настроении.

 

Второй куб состоит из граней с кармашками различной текстуры, прикосновение к которым вызывает различные тактильные и эмоциональные реакции. Педагог бросает кубик ребёнку, ребёнок ловит кубик, ощупывает попавшийся ему кармашек, описывает, какие ощущения он испытывает, прикасаясь к нему, с какой эмоцией ассоциируются его ощущения, далее вынимает сюжетную или предметную картинку и соотносит изображение со своей эмоцией, ощущением. Либо ребенку предлагается показать изображение, соответствующее его ощущениям, далее он сам раскладывает картинки по кармашкам в соответствии со своими ощущениями. В основном использовались выражения радости, спокойствия, злости и отвращения. В качестве усложнения ребенку предлагается вспомнить и рассказать о ситуации из своей жизни, когда испытывал те же эмоции, или изобразить выпавшую эмоцию, чтобы другие отгадали.

Для другого варианта игры с использованием куба с цветными кармашками и куба для тактильного ощупывания понадобятся парные тактильные фишки. Их нужно разделить, выбрать 6 фишек и вложить в кармашки куба, а остальные 6 забросить внутрь тактильного куба. Получится, что каждая фишка, спрятанная в кармашке, соответствует фишке, спрятанной внутри кубика. Для каждой фишки из кармашка нужно вслепую нащупать такую же фишку внутри куба, всовывая руку через отверстие. Ребёнок называет, какие ощущения испытывает от попавшейся «парочки» из кармашка, прикасаясь к ней, какие эмоции он испытывает.

Используя различные по тактильности материалы и поверхности, можно предложить ребенку перестроить негативные эмоции на позитивные, прикоснувшись к приятной на ощупь поверхности.

Эмоции и тактильное восприятие – это взаимовлияющие процессы. Исходя из своего тактильного опыта, одни и те же текстуры у детей ассоциировались с несколькими эмоциями. Но, в целом, мягкие поверхности вызывали приятные эмоции, а жесткие – неприятные.

Благодаря такому незатейливому игровому пособию дети учатся различать и объяснять телесные ощущения, преодолевать трудности с распознаванием и описанием собственных эмоций, в игровой форме развиваются, познают, учатся общаться, выражая свои мысли, ощущения, эмоционально раскрепощаются, получают чувственный опыт.

Количество просмотров: 2662  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы