Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

 
 

Моторина Яна Игоревна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 368 г. Новосибирска

 

Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» принято рассматривать как отсутствие заболеваний и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.

Дошкольный возраст – один из самых значимых периодов развития ребенка, характеризующийся высокими темпами психического и физиологического роста. Однако специалисты вынуждены констатировать тот факт, что совершенство детского организма далеко от реальной картины.

Одна из распространенных категорий детей с особыми возможностями здоровья, посещающих дошкольную образовательную организацию, это дети с тяжелыми нарушениями речи. Данная группа детей характеризуется не только многообразными речевыми нарушениями, но и особенностями, выраженными недостаточностью двигательного, познавательного и эмоционального развития. Как правило, у детей данной нозологической группы отмечается недостаточный объем произвольного внимания, снижен уровень восприятия, слухоречевой памяти, дошкольники с трудом овладевают основными логическими операциями, отмечается раздражительность, плаксивость, моторная неловкость, повышенная тревожность, отсутствие самоконтроля и опосредованной мотивации.

Целью моего исследования и практического применения здоровьеориентированных практик в рамках изучаемой темы стало выявление и преодоление речевых и двигательных нарушений, а также профилактика психосоматических заболеваний путем снятия мышечных зажимов посредством упражнений телесно-ориентированного и нейропсихологического двигательного репертуара в коррекционно-развивающем процессе.

Я полагаю, насколько совершенны и своевременны методы и приемы в моей коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в данный период дошкольного детства, настолько будет возможным их полноценное и гармоничное развитие в будущем.

С самого рождения по двигательным реакциям ребенка можно понять его состояние. Все эмоциональные всплески оказывают влияние не только на психику, но и на его физическое состояние. Вялость, мышечная дистония, проблемы, патологии, возникающие под действием наследственных, травматических и инфекционных факторов, или же стресс, испуг, переутомление вызывают определенные реакции, в результате которых некоторые группы мышц могут напрягаться, образуя «мышечный панцирь» – так тело человека выражает защиту от негативных внешних и внутренних раздражителей. «Мышечные зажимы» приводят к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям, не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к соматическим и нервно-психическим заболеваниям.

Надо помнить, что снятие психофизических зажимов приводит к повышению у детей стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Малыш не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, используя нейропсихологические игры и телесно-ориентированные упражнения, в том числе и на коррекционных занятиях, т. к. такие приемы не только позволяют эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывают общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности: стабилизируют эмоциональный фон, повышают самооценку и уверенность в себе, раскрывают потенциальные возможности ребенка.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Продолжать изучение передового педагогического опыта.

2. Проанализировать потенциал речевых и двигательных ресурсов обучающихся, выявить компенсаторные возможности каждого ребенка с ТНР.

3. Для эффективной профилактики необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и коллегиально разработать индивидуальные образовательные маршруты.

4. Создать банк методических и практических разработок, пополнять предметно-пространственную среду.

5. Подобрать необходимый инструментарий для решения практических задач по восстановлению энергии тела ребенка, снятию психофизических зажимов и развитию психомоторных функций.

6. Развивать речевую и двигательную активность путем мобилизации энергетического потенциала через сенсорное и психомоторное воздействие с опорой на сохранные сильные звенья.

7. Проводить сравнительную диагностику в начале и в конце учебного года.

8. Повышать мотивацию к учебной и коррекционной деятельности с помощью нейротренажеров и игровых упражнений.

9. Вести просветительскую работу с воспитателями и родителями (разработать методические рекомендации по использованию нейротренажеров, нейрокарт и оздоровительных снарядов).

10. Распространять идеи реализации здоровьеориентированных технологий через социальные сети.

За время моей практической деятельности в должности учителя-логопеда я изучала и анализировала передовой опыт, научно-исследовательские труды в рамках выбранной мною темы таких известных авторов, как Т. Г. Визель, Е. Ф. Архипова (метод тактильно-кинестетической стимуляции), А. В. Семенович. С точки зрения нейропсихологического подхода в рамках метода замещающего онтогенеза рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию. Это способствовало повышению моего самообразования.

В основу применения технологий психомоторной коррекции были положены следующие принципы:

а) забота о здоровье как первостепенная задача (любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ребенка);

б) принцип «Не навреди!» – необходимо применять только проверенные на практике, обоснованные средства, методы и приёмы обучения, не вредящие здоровью обучающихся;

в) непрерывность и преемственность (работа проводится не эпизодически, а ежедневно на всех этапах жизненного пространства ребенка);

г) ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на тех участках онтогенеза индивидуального развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены;

д) принцип природосообразности;

е) принцип единства диагностики и коррекции;

ж) принцип комплексности коррекционного воздействия;

з) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционном процессе.

Методы и приемы в рамках реализуемой темы:

1. Наблюдение, диагностика, обследование – на диагностическом этапе устанавливаются: наличие запаздывания функционального созревания мозговых структур и несоответствие физических параметров ребёнка с возрастной нормой; потенциал речевых и двигательных ресурсов; компенсаторные возможности; природа и локализация мышечных нарушений.

Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.

2. Словесный: индивидуальные беседы, консультации.

3. Практический: обогащение ППС (предметно-пространственной среды), тренажеры (балансборд, нейроскакалки, мячи, утяжелители на голову, нейродорожки), карты по развитию межполушарных связей (двуручное рисование, обводилки и пр.), мячи массажные; разработка системных картотек нейрогимнастик и нейроигр, альбомов, речедвигательных упражнений; подбор инструментария; включение нейрогимнастических упражнений в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем-логопедом, в режим дня, в совместную и образовательную деятельность; проведение семинаров-практикумов, консультации для воспитателей; ведение консультативной и просветительской работы с семьями детей с ОВЗ; разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов и подбор комплексов нейроупражнений для воспитателей, родителей; применение нейроподхода в образовательном процессе и в совместной деятельности на базе ДОУ.

4. Наглядный: оформление и обновление стенда «ЛОГОПЕДиЯ» в групповой приемной, подборка материалов, представление презентации «Нейротренажеры – успешный инструмент развития и коррекции детей с ТНР», демонстрация дидактического материала, авторских игр на развитие межполушарного взаимодействия, на развитие пространственных представлений, участие в челленджах для демонстрации показателей родительской и педагогической общественности.

5. Игровой: включение нейротренажеров, нейрогимнастических игр и комплексов игровых упражнений в режимные моменты группы, в непосредственно образовательную и совместную деятельность, в динамические и речедвигательные паузы, на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях, в домашних  условиях.

Балансборд. Воздействие на мозжечок – координация движений, развитие правильной осанки, планирование сложных и последовательных действий, формирование саморегулирующей функции и правильной речи.
Вестибулярная система управляет положением головы, туловища в пространстве, обрабатывает сенсорную информацию. Напряжение перераспределяется по всему позвоночному столбу, снимая спазмы. Набор специальных упражнений позволяет через активность тела воздействовать на мозговые структуры.

Нейроскакалка. Взаимодействие полушарий – увеличение нейронных связей, снятие мышечных и психологических зажимов, пространственные понятия и ощущения усваиваются в короткие сроки.

Прыжки на нейроскакалке. В ограниченном пространстве развивается зрительно-пространственный гнозис, мышечное (телесное) восприятие, межполушарные связи, саморегулирующая функция, легкие высвобождаются от застоявшегося воздуха и наполняются свежим, укрепляется сердечная мышца, отделы головного мозга, насыщаясь кислородом, способствуют повышению энергетического тонуса.

Формируется эмоционально-волевая сфера – умение преодолевать сложности и проявлять усилия для достижения цели (ребенок мотивирован на результат). Устойчивость внимания, выносливость, выдержка. Растет потребность к соперничеству, состязанию, самовыражению. Уровень самооценки повышается.

Упражнение «Бумажные комочки». Сжатие листа бумаги, превращение его в комок одновременно двумя руками (развиваем межполушарное взаимодействие, ручной праксис).

Нейроприем: одновременно с середины гимнастических палок, правая рука пальчиками поднимает палку вверх, левая опускает палку вниз, затем наоборот (межполушарное взаимодействие, ручной праксис, равновесие, координация).

Приём «Обводилки двумя руками» – развитие точной, мелкой нейромоторики, внимания, сосредоточения, мышления, памяти. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии.

Анализ результативности применения здоровьесберегающих технологий:

– Разработан ряд новых методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий для родителей и педагогов, альбомы речедвигательных упражнений по лексическим темам, картотеки специальных игр.

– Разработана и внедряется парциальная программа «Скрепыши» по программе нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ методом замещающего онтогенеза по программе А. В. Семенович.

– Укрепились взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в рамках темы.

– Расширилась и обогатилась предметно-пространственная среда по данному направлению (увеличилось количество тренажеров, комплектов нейроигр и упражнений, в том числе сделанных своими руками).

– С целью распространения опыта в рамках данного проекта на странице ДОУ социальной сети ВК мы участвуем в челленджах, где демонстрируем фото- и видеоматериалы о применении здоровьеориентированных практик.

– Снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

– Повысилась мотивированность детей к обучению и познанию посредством нейроигр, тренажеров и приемов телесно-ориентированных практик.

– Показатели развития психомоторных навыков отражают высокую динамику сенсорных, двигательных реакций и движений сложного моторного планирования.

– Воспитанники проявляют эмоциональную стабильность, социальную уверенность и удовлетворительное состояние физического здоровья. Часто болеющих детей в группе нет.

В результате внедрения и реализации темы «Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста» группа детей успешно закончила образовательный этап дошкольного обучения.

Литература:

1. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Г54 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст]. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.

2. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга» [Текст]. В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

3. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми [Текст] : практическое пособие : [в 2 ч.] / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. – М.: Айрис-пресс, 2019. 143 с.

4. Семенович А.В. [Текст] Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.

5. Семенович А. В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития – 1 часть. [Текст].  Печатается по решению Методического Совета Центра Отдел нейропсихологии. Авторский коллектив: к.п.н. Под редакцией проф. А.В. Семенович. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В. М., 2001.

6. Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика [Текст] – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика [Текст]. – М., 2002. с. 128.

Количество просмотров: 201  

Добавить комментарий

1. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе
2. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!»
3. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху
4. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи
5. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
8. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции
9. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе
10. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями
11. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда
12. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста
13. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы