Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе

 
 

Бузина Виктория Владиславовна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)Ш № 1 г. Новосибирска

 
 
 

Ефимова Нина Юрьевна,

директор высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)Ш № 1 г. Новосибирска

 

Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является весьма актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и педагогов.

Успешное преодоление психофизических отклонений у детей в специальных (коррекционных) школах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Ментальные нарушения, а в их числе и умственная отсталость, определяются как тяжелые нарушения психического развития, при которых, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и общепринятому поведению в обществе.

Вся деятельность коррекционного образовательного учреждения направлена на социализацию школьника и успешную интеграцию выпускника в общество. Но этот процесс крайне затруднен, прежде всего тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Л. С. Выготский называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с ОВЗ очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Сложность нарушений развития, с которыми обучающиеся в настоящее время поступают в коррекционную школу не позволяет им легко войти в школьный коллектив и, соответственно, в образовательный процесс, потому и назрела потребность в специальном тьюторском сопровождении, при осуществлении которого принимаются во внимание характерные особенности ребенка для каждой категории нарушений. Задача этой группы единомышленников – преобразовать педагогическую деятельность в важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на конкретного ребенка системы сопровождения.

В целях улучшения качества образования в школах создано методическое объединение коррекционного блока. Оно обеспечивает бережное отношение к здоровью и развитию личности ребенка, создание для него комфортных условий пребывания в учебном учреждении. Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью.

На протяжении 10 лет с момента введения ФГОС сложилась эффективная система коррекционно-развивающего сопровождения. Осуществляются как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные занятия по коррекции дефектов развития обучающихся.

На представленной модели можно выделить наличие индивидуальных и подгрупповых занятий всех специалистов.

Чтобы обеспечить единство в работе педагогического персонала коррекционного профиля выработана следующая система деятельности:

1. Комплексное обследование специалистами

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий, изучают в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, в столовой, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Комплексная разработка программ коррекционной направленности, СИПР, ИУП

Одной из важных задач педагогов коррекционного блока является проектирование СИПР (специальная индивидуальная программа развития). Особенностью СИПР является снижение общей учебной нагрузки, наличие индивидуального гибкого графика занятий и перечень предметов, который наиболее приемлем каждому ребенку. При составлении гибкого графика учитывается мнение и пожелания родителей.

При проектировании СИПР, особенно для ребенка с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать ряд показателей: структуру нарушений, особые образовательные потребности и потенциальные возможности конкретного обучающегося. Проводятся психолого-педагогические исследования индивидуального режима работоспособности школьника по времени суток и в течение учебной недели; выявляется учёт его занятий в других организациях и их влияние на образовательный процесс в школе. Глубокий совместный анализ позволяет правильно разработать эффективную индивидуальную программу обучения, адаптированную под нужды конкретного ребёнка.

3. Составление расписания коррекционных занятий

Вся урочная и внеурочная деятельность отражена в школьном расписании в формате ФГИС НСО «Электронная школа». Данный сервис отражает все групповые и подгрупповые занятия. Родители могут просматривать время занятия, домашние задания своего ребёнка не только по общеобразовательным предметам, но и по коррекционным. Если необходимо, педагоги могут прикреплять индивидуальные задания для конкретного ребенка. Разработка данного расписания уникальна, учитывает разбивку по вариантам обучения.

4. Проведение недели коррекционного блока

Все специалисты готовят открытые мероприятия по теме своей деятельности. Пять дней подряд насыщены коррекционными занятиями, на которых любой учитель, родитель может увидеть и перенять заинтересовавшие его методики и технологии. Занятия приобретают праздничный и несвойственный колорит, охватывают все классы, уровни и категории обучающихся. Занятия проводятся не только с детьми, интересные формы обретает родительский клуб, профессиональные и профилактические тренинги для педагогического персонала. Специалисты представляют свои находки и находят профессиональную поддержку и оценку коллег.

5. Тесное взаимодействие с родителями

Задача педагогов в работе с семьями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, выходит далеко за рамки простого обучения. Это комплексная работа, направленная на установление прочного партнёрства и создание единого образовательного пространства, где семья и школа действуют сообща. Педагоги стремятся не только передать родителям знания и навыки, необходимые для работы с ребенком дома, но и помочь им осознать свою фундаментальную роль в его развитии. Это подразумевает не только обучение конкретным методам и приемам коррекционной работы, но и глубокое понимание индивидуальных особенностей ребёнка, его сильных сторон и зон, требующих особого внимания. Процесс обучения родителей включает в себя детальное объяснение принципов коррекционных методик, практическое освоение приёмов, направленных на преодоление выявленных нарушений, а также конкретные рекомендации по организации развивающих занятий дома. Педагоги делятся практическими советами по выполнению домашних заданий, помогают родителям понимать и интерпретировать поведение ребенка, основываясь на его индивидуальных особенностях и этапах развития. Не менее важно помочь родителям понять и принять диагноз, рассеять их сомнения и страхи, оптимистично настроиться на долгосрочную работу.

Ключевым моментом является деликатный и одновременно убедительный подход. Педагоги стараются построить общение с родителями на основе взаимоуважения и равенства. Цель – сотрудничество, направленное на достижение единой цели – гармоничное развитие ребёнка. Клубный формат работы основан именно на принципе равенства участников – родителей, педагогов и специалистов. Каждый вносит свой ценный вклад, делясь своим опытом и знаниями.

Такой подход позволяет создать атмосферу доверия и открытого диалога, где каждый чувствует себя услышанным и понятым. Позитивный результат достигается только при существовании стабильной системы взаимодействия семьи и школы. Это система, в рамках которой родители активно участвуют в образовательном процессе, получают регулярную обратную связь от педагогов, а педагоги, в свою очередь, учитывают индивидуальные особенности семьи и её возможности. В итоге такого взаимодействия мы видим взаимное удовлетворение родителей и педагогов, поскольку результаты работы очевидны и дают надежду на дальнейший успех в развитии ребёнка. Речь идёт о создании долгосрочной стратегии, где не только устраняются имеющиеся проблемы, но и закладывается фундамент для дальнейшего развития и самореализации ребёнка.

6. Участие специалистов в конкурсах, публикациях, семинарах

Современная коррекционная школа для детей с интеллектуальными нарушениями сталкивается с постоянно меняющимся контингентом обучающихся, что требует переосмысления подходов к образовательному процессу.

В прошлом, акцент часто делался на компенсации недостатков, а сейчас мы стремимся раскрыть и развить имеющиеся у каждого ребёнка способности, учитывая его индивидуальные особенности и возможности. Здесь именно проектная деятельность выступает как один из наиболее эффективных инструментов в достижении этой цели. Она позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями не только усваивать знания, но и применять их в практической деятельности, самостоятельно исследуя интересующие их темы и создавая собственные проекты. Этот процесс способствует развитию универсальных способов познания, обогащению личного опыта и, что немаловажно, повышает их социальную адаптацию. Обучающиеся учатся сотрудничать, работать в команде, преодолевать трудности, принимать решения и презентовать результаты своей работы. Это формирует у них уверенность в себе, развивает коммуникативные навыки и способствует повышению самооценки. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, именно проектный метод занимает лидирующую позицию. Владение проектной методикой становится критерием высокой профессиональной компетентности современного педагога коррекционной школы, отличительной чертой его мастерства.

Мы видим, как проектная деятельность объединяет всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Результаты этой работы часто превосходят все ожидания, демонстрируя огромный потенциал каждого ребенка и эффективность использованной методики.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология, 2008. № 4.

2. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И. Копытин. СПб.: Речь, 2014.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

4. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА-терапии // Дефектология, 2014. № 2. С. 3–13.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. 2008.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е. М.: Теревинф, 2014.

7. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для педагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с.

8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф, 2004. 136 с.

Количество просмотров: 182  

Добавить комментарий

1. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе
2. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!»
3. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху
4. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи
5. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
8. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции
9. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе
10. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями
11. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда
12. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста
13. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы