Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции
Основной контингент детей начальной школы, получающих логопедическую помощь, – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР), дизартрией. Об этом свидетельствуют результаты обследования состояния речи обучающихся первых классов СОШ, прошедших диагностику в условиях ТПМПК (Калининского района) в период с февраля по декабрь 2024 года. Данные представлены в диаграмме.
Из 100 % обследованных детей (124 ребенка) 58 % – дети с ОНР, дизартрией. 78 % из них обратились повторно. Эти дети получали помощь учителя-логопеда в условиях ДОО, но специалистам не удалось провести полную коррекцию, и дети направлены для прохождения ПМПК с целью получения помощи в условия школы.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. У детей с дизартрией, наряду с ведущими расстройствами фонетической и просодической стороны, часто наблюдается общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Помимо речевой симптоматики, отмечается и неречевая симптоматика у детей с дизартрией: парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры, нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевые расстройства, вторичные психические наслоения (связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности). Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи (как устной, так и письменной) ребенка и эффективность коррекционной работы.
В процессе коррекционной работы с данной категорией детей большое внимание уделяется коррекции нарушений произносительной стороны речи. Именно нарушения произносительной стороны речи повлекут в дальнейшем нарушения чтения и письма у детей начальных классов. Поэтому своевременное устранение данного нарушения является актуальным.
Учитывая сложность нарушения и неэффективность традиционных подходов в коррекционной работе, необходимо искать новые пути преодоления данного нарушения. Одним из таких нетрадиционных подходов может стать включение в процесс коррекционной работы по устранению нарушений произносительной стороны речи приемов психомоторной коррекции. Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990-1997 годах. Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию всех высших психических функций.
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия. Он говорит о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе.
Первой внедряется система упражнений, направленная на формирование произвольной саморегуляциия, то есть интенция направлена от третьего к первому, затем ко второму и вновь к третьему функциональному мозговому блоку. Первоочередная оптимизация психологических конструкторов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом.
Работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с ОНР, дизартрией можно разделить на три этапа (на этапы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией накладываются этапы по психомоторной коррекции):
Подготовительный этап
Цели:
1. Формирование произвольной саморегуляции.
2. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
3. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
4. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
5. Развитие сенсорных функций.
Содержание работы
1. Развитие мотивации и положительного отношения к занятиям.
2. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (растяжки, релаксация).
3. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями.
4. Преодоление патологических ригидных установок и синкинезий.
5. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий.
6. Глазодвигательные упражнения. Развитие мимической, тонкой моторики.
7. Подготовка артикуляционного аппарата:
– консультация узких специалистов (ортодонта, невролога);
– логопедический массаж, борьба со слюнотечением; при необходимости – подавление врожденных автоматизмов.
8. Коррекция нарушений речевого дыхания: постановка диафрагмального дыхания, развитие длительного ротового выдоха, дифференциация носового и ротового дыхания, формирование вокализованного выдоха.
9. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности речи на данном этапе необходимо использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса.
10. Развитие фонематического восприятия. Развитие и уточнение словаря.
Предполагаемый результат: преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики, подготовить речевой аппарат для постановки звуков.
Второй этап – формирование первичных коммуникативных навыков
Цели:
1. Преодоление основного нарушения.
2.Формирование операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов.
3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.
Содержание работы
1. Постановка звуков.
2. Автоматизация звука:
– постепенное, последовательное введение звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, в текст;
– коррекция нарушений слоговой структуры слова;
– работа над просодической стороной речи;
– развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; знакомство с буквой;
– обогащение словаря, развитие грамматического строя речи и связной речи
3. Дифференциация звуков:
– развитие слуховой дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза, связь звуков с буквой;
– закрепление произносительной дифференциации;
4. Формирование психологического базиса речи: соматогнозиса, тактильных и кинестетических процессов, пространственных и квазипространственных представлений, кинетических процессов, чувства ритма, мнестических процессов, межполушарных связей, мышления.
Предполагаемый результат: сформировать правильное звучания изолированного звука, правильное произношение звука во фразовой речи, различения звука на слух и в произношении.
Третий этап – закрепление звука в спонтанной речи
Цель: выработка коммуникативных умений и навыков.
Содержание работы:
Закрепление звука идет через стадии самоконтроля:
1 уровень – нулевой самоконтроль.
2 уровень – констатирующий самоконтроль.
3 уровень – регулирующий.
Предполагаемый результат: правильное произношение звука в спонтанной речи.
Для осуществления каждого из перечисленных этапов работы может потребоваться разное количество занятий. Их должно быть столько, сколько необходимо данному ребенку, чтобы он усвоил материал и появилась возможность продолжать работу.
Для реализации данных этапов работы занятия необходимо проводить по определенной структуре. Содержание работы зависит от тех нарушений, которые выявлены у конкретного ребенка.
Структура индивидуального занятия:
– Ритуал начала занятия: знакомство, приветствие, постановка задач, концентрация внимания.
– Дыхательное упражнение.
– Массаж.
– Релаксация, растяжки.
– Глазодвигательные упражнения.
– Пальчиковая гимнастика, развитие чувства ритма, межполушарного взаимодействия.
– Мимическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
– Голосовые упражнения.
– Развитие фонематического восприятия.
– Постановка, автоматизация звуков в разных позиция.
– Ритуал окончания занятия: оценка успехов, поощрение, домашнее задание, прощание.
В рамках второго этапа по автоматизации и дифференциации звуков наиболее эффективными будут игры с приемами развития межполушарного взаимодействия путем одновременного выполнения разных движений левой и правой частями тела одновременно (руками) – кинезиологические упражнения.
Игра: «Божьи коровки слетаются и разлетаются»
Цель: дифференциация звуков [Р-Л] в словах, формирование межполушарного взаимодействия.
Оборудование: картинки с изображением листиков, картинки с изображением жучков с картинками на звук [Р, Л].
Ход игры: ребенок сначала берет божью коровку со звуком Р, а затем со звуком Л. Кладет двумя руками на листики, затем называет картинки и возвращает на место двумя руками.
Усложнение: на жучки наклеиваются буквы дифференцируемых звуков [Р, Л]. И дети сами придумывают слова на заданные звуки.
Игра «Пчелки»
Цель: дифференциация звуков [С-Ш] на уровне слова.
Оборудование: картинки-соты, картинки-пчелки с изображениями на звуки [С, Ш].
Ход игры: картинки с изображением сот лежат на столе. Ребенок берет пчелку со звуком [С], затем со звуком [Ш] и двумя руками пчелки летят на соты. Называет картинки и двумя руками возвращает пчелок обратно.
Усложнение: на пчелок наклеиваются буквы дифференцируемых звуков [C, Ш]. И дети сами придумывают слова на заданные звуки.
Следующая серия игр называется «Зеркальные картинки» и будет полезна для автоматизации звуков на уровне предложения.
Зеркальные картинки. Звук [Ш]
Цели:
– Автоматизация звука [Ш] на уровне слова и предложения.
– Развитие внимания, зрительной памяти, межполушарного взаимодействия.
– Формирование пространственных представлений.
Оборудование: лист белого картона, парные картинки на звук [Ш], где одна картинка развернута налево, а другая направо.
Ход игры: ребенку предлагается собрать первую картинку в соответствии с инструкцией: «Положи шарик в верхний левый угол, мишку посади посередине, машинку – в нижний левый угол, между шариком и машинкой положи шишку. Вторая часть картинки собирается самостоятельно с проговариванием действий: Шарик положу в верхний правый угол и т.д. Далее ребенок смотрит на картинки и запоминает их расположение. Далее ребенок двумя руками одновременно берет одинаковые картинки и кладет их на свои места.
Аналогичные игры можно сделать для дифференциации и автоматизации других групп звуков.
Ссылки на источники:
1. Виноградова Е.А. Нетрадиционный подход в использовании кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения // Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. № 5 (140) / май/ 2018. С 39-41.
2. Гриншпун Б.М. Дислалия / Хрестоматия по логопедии под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997-Т.1. – 560 с.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 474 с.
4. Семенова К.А., Мастюкова М.Е. Смуглин М.Е. Дизартрия / Хрестоматия по логопедии под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Т.1. – 560 с.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей / Хрестоматия по логопедии/под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстов. – М, 1997. Т.1. – 560 с.
6. Шарапова Е.В. Коррекция нарушений произношения у детей с дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции // Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. № 4 (109)/апрель/ 2015. С 53-56.
Количество просмотров: 175 |
Добавить комментарий