Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе
Чем проще пища, тем она приятнее – не приедается,
тем здоровее и тем всегда и везде доступнее.
Л. Н. Толстой
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ. На протяжении 15 лет мы принимаем участие в городских проектах, затрагивающих вопросы здоровьесбережения, формирования культуры здорового образа жизни и рационального питания. Традиция участия в проектах данной направленности обусловила разработку парциальной программы «Мы за правильное питание» на основе программы «Разговор о правильном питании», авторов М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева, которая является методологической основой данного проекта.
Задачи формирования основ ЗОЖ, которые стоят перед педагогическим коллективом, наиболее эффективно решаются в комплексной и системной работе, что обеспечивается реализацией программы, а также тесной коллаборацией с семьей.
С целью определения потребности в формировании и планировании форм взаимодействия по организации правильного питания дошкольников в детском саду проводится анкетирование, по результатам которого разрабатываются различные формы взаимодействия с родителями, направленные, прежде всего, на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания, составлено комплексно-тематическое планирование.
Информация о питании детей предельно открыта: в группах для родителей размещено ежедневное меню с указанием калорий и выход блюда.
На официальном сайте ДОУ представлена вся необходимая информация по организации процесса питания воспитанников: нормативно-правовые акты, перспективное десятидневное и ежедневное меню. В социальной сети ВКонтакте на официальной страничке ДОУ размещаются по просьбе родителей рецепты приготовления блюд детского сада, которые особенно полюбились детям.
Программа «Разговор о правильном питании» демонстрирует принципиально новый подход в организации процесса воспитания детей здоровому образу жизни не только в детском саду, но и в семье. Использование рабочих тетрадей «Разговор о здоровье и правильном питании» (часть 1), делает процесс увлекательным занятием, который по силам детям с различным темпом развития, социальной культуры. Дети работают в них в детском саду и дома.
Родители воспитанников являются активными участниками образовательного процесса в формате «Специальный гость». В приемной размещается календарь образовательных событий группы на месяц, в котором родители могут запланировать свое участие в любом виде деятельности в течение дня.
Одним из эффективных способов включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения считаем изготовление дидактических игр. Для формирования у дошкольников представления основ правильного питания в игровой форме совместно с родителями был изготовлен лэпбук «Азбука здоровья».
С участием родителей с марта по сентябрь традиционно проводится смотр-конкурс «Огород на подоконнике» с целью создания благоприятных условий для формирования экологической культуры дошкольников, воспитания любви к природе, познавательной активности. А также для знакомства с культурами, имеющими особую питательную ценность и пользу для здоровья. Дети не только наблюдают за работой педагогов по уходу за огородом, но и сами принимали в этом участие: ухаживали за посадками и с нетерпением ждали и наблюдали, когда появится первая зелень. В результате в процессе выращивания, ухода мы получили овощи, выращенные своими руками. Блюда из собственно выращенных овощных культур с большим удовольствием пробуют все воспитанники группы.
Родительские собрания являются незаменимой формой взаимодействия с родителями воспитанников. В группе проходят собрания, в ходе которых предоставляется возможность неформального общения с администрацией детского сада и медицинскими работниками. Среди родительского актива есть люди, прошедшие обучение по санитарно-просветительским программам «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)» и «Проведение мероприятий родительского контроля».
За время реализации проекта были созданы условия для включения родителей в планирование и организацию работы по реализации программы (совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, домашние задания и др.) Особенно запомнилось родителям и детям мероприятие «Осенняя ярмарка», в которой родители приняли активное участие.
Совместно с творческой группой педагогов по здоровьесберегающей деятельности было организовано спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья!» и участие в районном массовом спортивно-оздоровительном мероприятии «Зарядка бодрости от Импульс».
Опыт работы показал, что реализация проекта является значимой в выстраивании работы детского и родительского сообщества в направлении здоровьесбережения. Системность работы существенно меняет отношение детей к собственному здоровью, способствует образованию родителей в области детского питания, гигиены питания.
Совместная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, даёт возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы – семья, мы – вместе»), а также получить новый опыт.
Количество просмотров: 211 |
Добавить комментарий