Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху

 
 

Яковлева Оксана Жабировна,

методист подразделения «Спортивное»

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 
 
 

Олейник Валентина Павловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

поздразделения «Спортивное»

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными формами нарушений опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА). Поэтому наибольшую актуальность в последнее время приобретают программы, направленные на предупреждение и преодоление многих осложняющих нарушений и выявление компенсаторных возможностей детского организма у детей с НОДА. Основная цель – помочь каждому обучающемуся в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться и обучаются в общеобразовательных школах, однако многие возможности дополнительного образования для них остаются «закрытыми».

В жилом районе Пашино не было специализированных учреждений, где дети с ограниченными возможностями здоровья могли бы получить бесплатную квалифицированную помощь в физическом воспитании и развитии, отвечающим их индивидуальным возможностям и потребностям. Родители стали обращаться за помощью к Валентине Павловне Олейник, педагогу Центра внешкольной работы «Пашинский», специалисту в области лечебной физкультуры, тогда и возникла необходимость в организации для детей специальных условий (индивидуальный подход и сопровождение, тесный контакт с родителями и консультации у врачей и психологов), была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений».

У всех детей с НОДА ведущими являются двигательные расстройства – задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций. Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (деформации и контрактуры), появляются ортопедические нарушения. Возникающие нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность ребенка, затрудняют развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых, особенно родителей. Это способствует формированию у детей пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Ребенок, привыкший к пассивности и постоянно ожидающий помощи от окружающих, рискует сохранить низкий уровень активности на всю жизнь.

Программа «Свобода движений» позволяет включить «особенных» детей в образовательный процесс, учитывая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Основная цель – помочь каждому обучающемуся в достижении успеха, не допустить исключения из жизни общества, формировать у детей мотивацию к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение своего здоровья.

Особое внимание уделяется обучению тем двигательным навыкам, которые больше всего необходимы в жизни и прежде всего обеспечивают ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.

На первых занятиях главной задачей становится установление доверительного контакта с ребенком, определение образовательных потребностей, адаптация и формирование мотивации к занятиям. Проводится визуальный осмотр (осанка, нарушения ОДА, мышечный рельеф), с помощью простых упражнений оцениваются двигательные и потенциальные возможности ребенка. На основе полученных данных подбираются методика обучения, корригирующие позы, специальные физические упражнение и др.

В первый год обучения педагог учит ребенка правильному выполнению упражнений, умению оценивать свое физическое состояние, на базовом уровне – обучение новым умениям и навыкам, развитие самостоятельности, социализация путем привлечения ребенка к участию в спортивных мероприятиях, развитие функциональной грамотности.

Особенности организации образовательного процесса состоят в том, что на 1-2 году обучения занятия проводятся индивидуально, а к 3-5 году возможно объединение в малые группы (с учетом возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений), что способствует не только нормализации деятельности, но и социализации обучающихся, повышении мотивации к занятиям.

Варианты проведения занятий:

– традиционная форма,

– занятия, основанные на подвижных играх,

– сюжетные занятия.

Принципы работы с детьми с НОДА

1. Создание мотивации. Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Педагогом создаются ситуации, при которых ребёнок может проявить активность. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств.

Дети с НОДА, как и все дети, любят играть. В игре они часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Игры включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно-пространственных, речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок отказывается работать, если слишком лёгкие – ему не интересно.

2. Согласованность активной работы и отдыха. У таких деток высокая утомляемость при физической и психической нагрузке, которая требует своевременных пауз для отдыха, своевременного перехода к другому виду деятельности до наступления утомления (тремор). Поэтому упражнения подбираются тщательно, учитывая указанные выше факторы. Стремимся, чтобы ребенок понимал смысл действия и осознавал личную ответственность за результаты, так как ему приходится преодолевать неприятные ощущения.

Ребенку необходимо наличие позитивного опыта действий, поддержание эмоционально комфортной обстановки и достижение успеха в доступных ему видах деятельности.

3. Непрерывность процесса обучения. Занятия являются регулярными, систематическими, адекватными, практически постоянными и в учреждении, и дома.

Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность – важнейшее условие процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Все упражнения необходимо выполнять регулярно, непрерывно. Мышечная память достаточно быстро забывает конкретные моменты, следовательно, они должны систематически выполняться, чтобы можно было достигнуть наилучшего результата. Стараемся обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий.

4. Необходимость поощрения. Дети с НОДА, как и все дети, нуждаются в поощрении, и если на занятии сегодня ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то за это мы его отмечаем, обязательно хвалим, в конце занятия подводим итог, но ни в коем случае не сравниваем успехи детей.

5. Социальная направленность занятий. Работаем над социально значимыми двигательными актами (протянуть руку, взять кружку, поднести ко рту, переложить предмет), а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).

6. Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизируем наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые).

7. Сотрудничество с родителями. Обязательно сотрудничаем с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие. Особенно важен тесный контакт, доверие и взаимопонимание с родителями. К сожалению, чаще всего в семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого «немощного сосуда». А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь своего ребенка от «губительных» воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, мало приспособлены к самостоятельности в жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия, кроме того, у них формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим.

Поэтому главной задачей считаем наладить постоянный заинтересованный и ответственный диалог с семьей. Проводим беседы, обмениваемся информацией с родителями, даем рекомендации, домашние задания (отправляем родителям фото и видеосъемки, чтобы они видели успехи ребенка). Особое внимание уделяется беседам с родителями о важности создания условий для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Подчеркивается важность использования лечебной силы движений в простом и разнообразном домашнем труде – почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Просим родителей, чтобы они не отбивали желание у детей что-либо делать самим, поощряли их к этому, ни в коем случае не делали за детей то, что они могут сделать сами.

8. Воспитательная работа. Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Настаиваем на том, что семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка, и для родителей.

В рамках учебного процесса с обучающимися организуется воспитательная работа в форме бесед, диалогов, участия в тематических мероприятиях согласно «Плану воспитательной работы МБУДО «ЦВР «Пашинский». Участие в спортивных мероприятиях, мероприятиях, посвященных праздничным и памятным датам – это возможность получить реальный социально-значимый практический опыт, который способствует гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.

По результатам диагностики мы видим улучшение клинических признаков здоровья (у детей повышается эмоциональный тонус и самочувствие). Если раньше некоторые дети вообще не хотели идти на занятия, либо была повышенная плаксивость во время выполнения упражнений, к концу года дети занимаются с удовольствием, т.к. педагогу удалось не только наладить контакт, но и заинтересовать ребенка, правильно подобрать упражнения, при которых ребенок видит свой успех, свои результаты. У всех детей наблюдаются нормализация осанки и коррекция движений, увеличение роста стоя или сидя. Увеличиваются показатели емкости легких и объем движений в конечностях (спирометрия, динамометрия). Появляются новые навыки самообслуживания, развиваются раннее отсутствующие движения.

С детьми с ОВЗ нужно проводить постоянную психологическую работу, так как изначально они не хотят трудиться, у них нет веры в свои силы. Поэтому еще раз подчеркнем, что первый контакт педагога с ребенком очень важен, если получится его наладить, это первый шаг к успеху.

Второй шаг – обязательное сотрудничество с родителями. Важно донести них, что жалость – преграда на пути развития таких детей. Ребенок должен выполнять все самостоятельно! Важно, что родители, замечая успехи ребенка, перестают чрезмерно его опекать, помогают освоить полученные на занятиях навыки дома, тренируются.

Приведем один пример: наш выпускник, который в начале нашего общего пути плакал, не хотел идти на занятия, потому что не привык самостоятельно выполнять элементарные действия, благодаря совместной работе педагога и родителей, успешно прошел программу, поступил в колледж и продолжает заниматься физкультурой. Мы отмечаем, что особых успехов добиваются именно те дети, родители которых услышали педагога и стали его союзниками.

Мы убеждены, что хорошего результата можно достичь лишь в том случае, когда мы все вместе движемся в одном направлении, опираемся на грани возможного. В нашей работе самое главное – дать почувствовать ребенку, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным.

Количество просмотров: 281  

Добавить комментарий

1. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе
2. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!»
3. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху
4. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи
5. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
8. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции
9. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе
10. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями
11. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда
12. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста
13. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы