Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

 
 

Винокурова Елена Валериевна,

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 150 г. Новосибирска

 

Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

В эпоху информатизации и активного внедрения инноваций в систему дошкольного образования отечественные и зарубежные исследователи всё больше узнают о том, как устроен мозг человека. Специалисты, которые занимаются коррекционно-развивающей работой с детьми старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, уже активно применяют в своей практике новейшие достижения нейронауки.

С каждым годом в дошкольные образовательные учреждения поступает все больше дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, речевыми нарушениями, задержкой психического развития. У детей одновременно отмечаются проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, сниженные показатели мышления, внимания и памяти. Поэтому работа учителей-логопедов становится всё более значимой и необходимой, т. к. в ходе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников формируются не только коммуникативные умения и навыки, но и когнитивные способности.

Важно уделять особое внимание практическому опыту и исследованиям в сфере нейропсихологии и нейродефектологии, поскольку наряду с сохранением проверенных временем подходов необходимо искать новые и перспективные способы коррекционной работы. В работе учителя-логопеда в наши дни всё чаще применяется нейропсихологический подход, в том числе нейроигры. Он базируется на научном обоснованном понимании того, как устроен мозг и как его функции связаны с психическими процессами.

Целью настоящей статьи является обобщение и представление опыта работы учителя-логопеда по применению нейроигр с детьми старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Родоначальником нейродефектологического подхода в отечественной логопедии по праву считается А. Р. Лурия, который в своих научных работах показал специфику межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи. О. Н. Ветютнева представила описание сущности и возможностей применения нейроигр в межполушарном взаимодействии в логопедических целях. Нейроигры – это большая группа разнообразных техник и приемов, которые позволяют влиять на процессы работы головного мозга через тело. Использование комплекса нейроупражнений и игр способствует оптимизации коррекционно-образовательного процесса, а также позволяет более эффективно использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста [1, с.24].

Нарушения речи имеют физиологическую природу, которая связана с повреждением или дисфункцией определённых участков головного мозга. Это приводит к нарушениям высших психических функций. Речь обычно страдает в первую очередь. Интересно, каким будет эффект, если сосредоточиться на развитии у детей обоих полушарий мозга? Практика показывает, что это способствует активизации речевых и мыслительных процессов. Головной мозг представляет собой единую систему, состоящую из двух полушарий, которые тесно взаимодействуют друг с другом. В процессе тренировки мелкой моторики рук у дошкольников наблюдается более активное и качественное развитие речевых навыков. Это связано с тем, что формирование и улучшение моторики играет важную роль в стимуляции развития центральной нервной системы и всех психических процессов, включая речь.

С помощью нейроигры можно успешно решить следующие проблемы: повышенная или пониженная активность ребёнка; сложности с концентрацией внимания; трудности с быстрым включением в задание; необходимость времени для перехода от одного задания к другому; трудности с запоминанием и выполнением инструкций, включающих два-четыре действия; гиперактивность, раздражительность, возбудимость, агрессивность; быстрая утомляемость и дефицит внимания [3, с.37].

В основе разработанной и реализуемой в нашем детском саду коррекционно-развивающей программы используются игровые методы обучения, в частности, нейроигры. Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются, прежде всего, здоровьесберегающей технологией. Их основные преимущества: многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с физической активностью; развитие устойчивой мотивации и произвольного познавательного интереса; формирование сотрудничества между ребёнком, педагогом и родителями.

Работа в подгруппах была построена на основе нескольких направлений, направленных на развитие межполушарных связей:

– кинезиологические технологии (фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение);

– телесно-ориентированные технологии (биоэнергопластика, которая объединяет движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки);

– арт-терапевтические технологии (образовательные ситуации, включающие правополушарное рисование левой рукой у детей-правшей и наоборот;

– сенсорные технологии (разработка и применение сенсорной лепбуктеки для развития психологической основы речи);

– массажные технологии (рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа) [4, с.19].

В частности, кинезиологическое направление включало нейроигры и упражнения, которые помогали развивать взаимодействие между полушариями мозга посредством движений. В качестве примера можно привести упражнение «Перекрёстные шаги и прыжки». Педагог предлагает ребенку попрыгать, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. При ходьбе коснуться левой рукой правого колена. Затем – правой рукой левого колена. Было усложнено данное упражнение: добавлены слоги, которые меняются в процессе прыжка. Для отработки прямого слога со звуками [р] необходимо произносить только один согласный звук, а гласный звук меняется. Например, [ра–ра] / [ры–ры].

Другое направление, ритмокоррекция, способствует формированию слогоритмической структуры речи. В процессе нейроигры детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: хлопки в ладоши, движения с разным темпом и амплитудой. В качестве примера можно привести нейроигру «Хлопай–топай», которая основана на соотнесении цвета и выполнении действия. В более сложном варианте ребёнок произносит определённый слог. Учитель–логопед даёт условное обозначение действия с помощью цвета. Например, зеленый цвет означает хлопок в ладоши. Инструкция: «Когда увидишь карточки зеленого цвета, хлопни в ладоши два раза. Если увидишь три зеленых – хлопни три раза». Далее программа усложняется, и детям предлагается воспринимать различные ритмические рисунки. Например, комбинации хлопков: 1‒2, 1‒3, 2‒3, 3‒1 и т. д. Когда действие усвоено, организуется аналогичная игра с топанием. Цвет меняется с зеленого – на красный. Увидев две красные карточки, ребёнок два раза топнет ногой, три красных карточки – топнет три раза и т.д. Игра усложняется, когда взрослый чередует визуально–ритмические ряды с использованием карточек зеленого и красного цветов. На каждый цвет ребёнок должен вспомнить соответствующее действие, определив количество карточек, и правильно выполнить его.

Согласно нейропсихологическому подходу считается, что когда ребенок рисует правой рукой, то у него активизируется левое полушарие мозга. При рисовании левой рукой – правое. Если дети рисуют обеими руками одновременно, создавая симметричные зеркальные изображения, то у них гармонично взаимодействуют оба полушария мозга. Такие упражнения способствуют развитию произвольной саморегуляции, помогают снизить уровень тревожности и гипеарактивности («Нейродорожки», «Напиши букву», «Выложи букву обеими руками»).

Применение нейроигр, основанных на перекрёстном движении, способствует развитию мозолистого тела головного мозга у детей старшего дошкольного возраста. Это, в свою очередь, улучшает зрительно-моторную координацию, то есть способность точно направлять движения руки («Скажи и покажи», «Кулак, ребро, ладонь», «Веселые ладошки»).

Для развития графомоторных навыков в работе со старшими дошкольниками используем нейроигры из пособий и логопедических тренажеров А.М. Граб, О.А. Давыдовой, А.А. Соколовой. На занятиях применяются комплексы упражнений, направленные на развитие синхронности и последовательности движений рук, а также на укрепление мышечной и моторной памяти. Эти упражнения сопровождаются специально подобранными стихами и скороговорками [2, с.39].

Нейроигры с кинезологическими мячами способствуют правильному формированию связной речи, взаимодействию рук и ног («Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Перекладывания мяча обеими руками»). Мячи имеют насыщенные цвета и приятные тактильные ощущения. Такие игровые упражнения проводят под счет отстукивания или хлопки. Так мы задаём организму определённый темп, который запускает речевой ритм. Если ребёнок успешно справляется с заданием, то он уже выполняет упражнения двумя руками одновременно. В более сложном варианте дети выполняют движения, проговаривая звуки, слоги, слова и скороговорки. В нейроигре «Ленивые восьмёрки» происходит развитие речи через движение и озвучивание действий. Учитель-логопед предлагает ребёнку взять в правую руку карандаш. Затем ребёнок должен нарисовать на листе бумаги восьмёрку правой рукой. После этого он должен повторить это движение левой рукой. Далее ребёнок должен нарисовать восьмёрки одновременно двумя руками в воздухе. Затем он должен повторить это действие, но уже с руками, находящимися по разные стороны от тела.

Итак, анализ научных источников и методической литературы позволяет сформулировать вывод, что значимой особенностью применения нейроигровых технологий в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе выступает их направленность на активизацию «базового» опыта старшего дошкольника. Актуализируется зрительный, слуховой и чувственно-двигательный опыт. Каждая из нейроигр стимулирует определённую область мозга и запускает процесс объединения мысли и движения. На занятиях поддерживается позитивный эмоциональный фон, сохраняя высокий уровень активности и познавательного интереса старших дошкольников.

Как подтвердила наша практика, в результате новый учебный материал воспринимается детьми более органично (разумом и телом), что способствует его оптимальному усвоению и дальнейшему использованию на занятиях в группе и в бытовых ситуациях. Воспитатели нашего детского сада, которые работают в старших и подготовительных к школе группах, заметили, что регулярные занятия с использованием комплекса нейроигр на занятиях у детей старшего дошкольного возраста помогают эффективно корректировать речевые нарушения у детей, а также способствуют развитию межполушарных связей, улучшению памяти и концентрации внимания. Также существенно улучшились показатели пространственного восприятия, навыки самоконтроля движений и способность удерживать программу, а также монологическая связная речь.

Используемая литература

1. Ветютнева О.Н. Нейропсихологический подход в логопедии // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 22–30.

2. Гончарова К.Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля. Ростов/на–Дону: Феникс, 2020. – 155 с.

3. Овчинникова Т.С. Нейронаука и дефектология // Образование как фактор развития интеллектуально–нравственного потенциала личности и современного общества. – СПб: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. – С. 36–40.

4. Полонова Т.В. Нейроигра и развитие межполушарного взаимодействия в работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2024. – № 2. – С. 17–23.

Количество просмотров: 208  

Добавить комментарий

1. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе
2. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!»
3. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху
4. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи
5. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
8. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции
9. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе
10. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями
11. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда
12. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста
13. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы