Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе

В осеннем (108-109, октябрь 2023 года) выпуске http://io.nios.ru/articles2/126/36/obshchestvoznanie-uglublennyy-uroven-integraciya-socialno-psihologicheskogo-znaniya мы уже начали разговор об особенностях изучения обществознания на углубленном уровне, которое среди достаточно большого количества целей имеет и такую цель, как формирование умения взять ответственность за новые, более сложные компоненты содержания, включающие знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.

Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций [1].

Одним из новых аспектов и, соответственно, новым элементом содержания стало более углубленное социально-психологического содержание. Элементы социальной психологии всегда присутствовали в курсе обществознания, однако целенаправленная ориентация на углубление, практикоориентированность и ценностную интеграцию четко осуществляется впервые.

В качестве примера нового содержания рассмотрим фрагменты заданий по теме программы углубленного уровня – «Особенности общения в информационном обществе».

В рамках изучения данной темы мы строим образовательную реальность для того, чтобы ученик получил возможность узнать о изменениях в процессе общения в информационном обществе, об особенностях и рисках сетевого общения и правила информационной безопасности. Ученик должен научиться определять риски общения в социальных сетях, распознавать спусковые механизмы, запускающие развитие ситуации риска, приводить аргументы в поддержку и против активного взаимодействия в социальных сетях.

Соответственно, понятия, на которые мы опираемся, – информационное общество, сетевое общение, социальная сеть, информационная безопасность. Актуализация этой темы может быть организована посредством ответов на вопросы:

1. В каком типе общества мы живем?

2. Назовите признаки этого типа общества.

3. Как названные признаки повлияли на процесс коммуникации между людьми?

4. Какие изменения в процессах общения ты можешь выделить?

Задача учителя – организовать динамичный процесс ответов на вопросы. Ответы на последний вопрос (активность коммуникации, сокращение времени на личное общение, появление виртуального общения и виртуальных собеседников, активное общение, не зависящее от расстояния собеседников, сокращение времени на передачу информации и т.д.) должны стать началом конспекта на тему «Особенности общения в информационном обществе».

Теоретическое содержание должно быть пополнено историей создания социальных сетей, их функциями в современном обществе и рисками сетевого общения: распространение вирусов, кибербулинг (травля в интернете), психологическая зависимость, распространение вирусов и спама, погружение в виртуальный мир, уход из реального мира, распространение деструктивного контента (пропаганда наркотиков, насилия), распространение сетевого контента экстремистского, террористического содержания, рассылка откровенных фото (секстинг), угроза стать жертвой мошенников.

Предложите учащимся познакомиться с информацией об одном из самых опасных видов воздействия в социальных сетях. Обратите внимание на показатели, списковые механизмы, запускающие угрозу его появления. Организуйте обсуждение возможностей профилактики кибербулинга.

Кибербуллинг – это систематическое и целенаправленное негативное воздействие на пользователя в социально-сетевой среде с целью причинения психологической травмы и введения в состояние депрессии. Это намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени [2].

Маркеры, по которым можно распознать то, что школьник подвергается кибербуллингу:

– незначительное число друзей в социальных сетях;

– превалирование негативных комментариев в отношении размещаемой информации;

– при обсуждении событий/действий – переход на оценку личности;

– навешивание ярлыков и использование оскорблений.

Триггеры (спусковые механизмы), запускающие развитие ситуации риска:

– распространение откровенных фото;

– дистанцированность взрослых от ситуации;

– проблемы социализации и адаптации, связанные с индивидуальными личностными или социальными особенностями (дети из «неблагополучных семей»);

– создание аккаунтов и пабликов, направленных «против» кого-то из класса;

– дефицит социального интеллекта.

Профилактика кибертравли и противодействие ей:

– присутствие педагогов, вожатых, специалистов в области воспитания в глобальной сети;

– мониторинг аккаунтов подростка и ближайшего окружения;

– формирование у детей культуры принятия себя и своей индивидуальности;

– «социальное продюсирование» и навигация обучающихся и воспитанников в поиске дружественных онлайн-сообществ [3].

Завершить знакомство с данной темой можно посредством использования формулировок задания ГИА. Предложите учащимся привести два аргумента положительного влияния социальных сетей и два аргумента отрицательного влияния социальных сетей на личность. Обращайте внимание на то, что каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.

Тренинг «Профилактика рисков сетевого общения», организованный уже за рамками урочной деятельности, мог бы стать логичным внеурочным «углублением» темы и весомым вкладом в учебно-воспитательный процесс.

Литература

1. Примерная рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «Обществознание» (углубленный уровень) для 10-11 классов образовательных организаций. https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia-uchebnogo-predmeta-obshchestvoznanie-uglublennyi-uroven-dlia-10-11-klassov-obrazovatelnykh-organizatsii.

2. Словарь // Mobbingu.net. 28.01.2015. URL: http://mobbingu. net/guide/detail/163/ (дата обращения: 26.12.2023).

3. Риски интернет-коммуникации детей и молодежи: учебное пособие / под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, И. В. Жилавской, Е. В. Бродовской. – Москва: МПГУ, 2019. – 80 с.

Количество просмотров: 2213  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы