Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся
В последние годы в нашей стране все чаще обсуждается проблема нехватки и сохранения медицинских кадров в системе здравоохранения. Анализ штатной укомплектованности МЧС ФСИН России на начало 2023 года выявил кадровый дефицит медицинских работников, что составило по медперсоналу 87,0 %, по врачебному – 77,1 % [3]. Это послужило толчком для объявления конкурсного отбора среди общеобразовательных организаций для открытия специализированных медицинских классов в 2023-2024 учебном году на территории Новосибирской области. МАОУ лицей № 9 в 2022 году успешно принял участие в данном конкурсе, стал победителем отбора среди 11 школ региона и с 2023 года на базе учреждения был сформирован специализированный медицинский класс. Кроме того, что организация образовательного процесса в данном классе подразумевает прежде всего соответственно углубленную подготовку обучающихся по предметам естественно-научного профиля, она также включает медицинское, информационное и организационное сопровождение реализации проекта, подготовленного медицинским университетом и медицинскими колледжами области, причем одного из инновационных, нужных и интересных проектов в современном школьном образовании. Нельзя не отметить, что немаловажное значение отводится формированию у обучающихся творческих способностей и интереса к медицинским профессиям.
Давайте рассмотрим, каких ребят принимают в специализированные медицинские классы. Прежде всего обучающихся с 8 по 11 классы, чтобы подготовить компетентных и осмысленно выбравших будущую профессию, связанную с медициной. Личные достижения поступающего (участие в олимпиадах, портфолио, средний балл) имеют существенное значение. Одним из профильных предметов выступает предмет «Биология», предлагая более глубокие и современные знания по данному курсу. Поэтому привлекает внимание, безусловно, обучающийся, который выделяется яркими, выдающимися достижениями, проявляющий интеллектуально-творческий потенциал, креативность, мотивацию, демонстрирующий высокие способности.
Встает проблема, как заметить и раскрыть природный потенциал способностей ребенка, не позволить снизить свои показатели IQ с возрастом, сохранить и поддержать величайший дар природы, уникальный уровень познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых, личностных свойств как предпосылок дальнейшего развития.
Перед авторами встала задача эффективности подготовки одаренных обучающихся по профильному предмету «Биология». Наиболее результативной формой для выполнения поставленной задачи авторы посчитали интеллектуальную игру. Авторы разработали цикл игр по разным темам профильного предмета.
Цель: создание условий для развития одаренности обучающихся 8 специализированного медицинского класса и формирования положительной мотивации к углубленному изучению профильного предмета «Биология» через работу в команде с использованием цикла интеллектуальных игр.
Задачи:
1. Отобрать задания, связанные с профильным предметом «Биология».
2. Сформировать команды для участия в состязаниях по профильному предмету «Биология» среди медицинских классов города и области.
3. Включить материал по межпредметным связям с географией, экологией, ботаникой, зоологией, анатомией.
4. Разработать цикл интеллектуальных игр.
5. Проводить мониторинг результативности участия членов команд в состязаниях по профильному предмету «Биология» за пределами лицея.
Выделим условия применения и некоторые возможные трудности при реализации цели и решения поставленных задач.
Лицей обладает достаточными ресурсами для выполнения поставленной цели: высококвалифицированные педагоги, оснащенность кабинета биологии, актовый зал и аппаратура (проектор, звукорежиссерский пункт), финансовый план лицея и сметы расходов Благотворительного фонда на покупку грамот и призов. Возможные сложности обусловлены высокой занятостью детей внеурочной деятельностью и риском смены профиля в силу возрастной неопределенности будущей профессии.
Познакомившись с работами П.И. Пидкасистого, В.И. Загвязинского, Д.А. Белухина, Д.Б. Эльконина, оценив наши возможности и учитывая уровень развития обучающихся, для углубленного обучения предмету «Биология» были определены следующие задачи:
1. Постепенно осуществлять углубление и расширение фундаментального материала по биологии, усиливать межпредметные связи.
2. Прививать умения критически мыслить, оценивать происходящие события, самостоятельно искать информацию.
3. Развивать познавательную активность, положительный мотивационный интерес, творческую деятельность и исследовательскую интуицию ребят.
4. Воспитывать личностные качества сотрудничества, сотворчества, сопереживания, а также дисциплины, усидчивости и ответственности.
Авторы считают, что наиболее эффективно углубление профильного предмета «Биология» возможно через внеучебную деятельность по предмету, если она представляет собой систему действий. Эти действия учитель, тьютор и обучающиеся 8 медицинского класса могут осуществлять через организацию цикла интеллектуальных игр.
Интеллектуальные игры представляют собой прежде всего целенаправленно организованную деятельность и предназначены для обучения и развития обучающихся. В основе игры лежит применение участниками своего интеллекта, эрудиции, применения знаний, полученных на уроках, а также обязательно добытые самостоятельно.
Сегодня интеллектуальным играм отводится особая роль, они актуальны и пользуются большой популярностью благодаря своей возможности раскрыть талант, эрудицию, развить разнообразные способности, творческое самовыражение. Функция игры заключается в использовании её как средства преодоления различных трудностей, возникающих у подростка в учении.
Интеллектуальная игра позволяет:
– коллективно отрабатывать материал, не входящий в учебную программу;
– использовать знания по предмету, полученные во внеучебной деятельности и на спецкурсах в лицее и ВУЗах (НГМУ, НГУ, НГПУ);
– каждому обучающемуся работать в своем, индивидуальном темпе, подключая все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную);
– развивать функциональную и читательскую грамотность ребят по предмету;
– адекватно оценивать свои возможности и способности при участии в личных и командных состязаниях разных уровней;
– побуждать обучающихся к интеллектуальному труду, проявлять любознательность, волю, целеустремленность.
Опишем технологию организации и условия проведения интеллектуальных игр, которая включает этапы, непосредственно связанные с задачами:
1. Отбор заданий, связанных с профильным предметом, предполагает работу учителя и тьютора по выбору ключевых разделов и тем по биологии. Была проделана большая предварительная подготовка к пониманию интеллектуальных ресурсов, видов заданий, тем. Определены проблемные зоны в изучении предмета, начиная с уровня начальной школы, включая и среднее звено. Сформирован список необходимых литературных источников для использования при подготовке к играм. В завершении работы был определен банк заданий для проведения интеллектуальных игр, который объединил пять сценариев. Интеллектуальная игра 1 – «Медицинский калейдоскоп», включает 12 тематических вопросов на медицинские темы; благодаря игре «Лесной лабиринт» в формате викторины у обучающихся формируются коммуникативные навыки, развиваются лидерские качества, расширяется кругозор, логика мышления. Игра «Простейшие» в форме туров предполагает соревнование «Умников и умниц». Интеллектуальная игра по теме «Черви» предполагает не только углубление знаний по данной тематике, но и взгляд на бережное отношение к своему здоровью. Завершает игра «Обитатели Новосибирской области», которая не может оставить участников равнодушными и не проявить повышенный интерес, любовь к тому месту, где они родились, проживают, закрепить и углубить свои знания о многообразии растений и животного мира НСО.
2. Формирование команд – данный этап посвящен комплектованию команд с учетом эмпатий, лидерских качеств, эмоционального и когнитивного факторов. Обучающимся были предложены анкеты и тесты, после анализа которых осуществлялось благоприятное комплектование команд, но и обязательно учитывались пожелания. Каждая команда выбрала себе название, капитана и ответственного за организацию обратной связи. Из сомневающихся ребят в своих способностях был сформирован резерв.
3. Включение материала по межпредметным связям с географией, экологией, ботаникой, зоологией, анатомией – на третьем этапе, учитывая области смежных наук, внимание было уделено региональному компоненту: особенностям природно-климатических и экологических условий, животного и растительного мира, действиям антропогенного фактора в новосибирской области.
4. Разработка цикла интеллектуальных игр – содержание данного этапа представляет разные формы проведения интеллектуальной деятельности обучающихся. Так, например: «Что? Где? Когда?», маршрутная игра, медицинский батл, медицинский калейдоскоп, викторина. Игра может быть представлена как в формате раундов, так и как набор разноплановых заданий. Отсутствие шаблонов и стереотипности мотивирует ребят на творчество и вносит элемент новизны и неожиданности. Каждая игра предполагает блок вопросов, которые рассылаются заранее, что позволяет их скорректировать, а ребятам понять значимость их знаний, повысить самооценку и усилить конкуренцию в игре. Музыкальное сопровождение и слайд-программа создают эмоциональную атмосферу.
Для проведения интеллектуальных игр были разработаны правила:
– игра проводится один раз в месяц;
– для каждой игры соответственно тематике подбирается музыкальное сопровождение;
– ведущие читают вопрос один раз;
– на выполнение задания отводится ограниченное время;
– засчитывается только одна версия ответа;
– ведется протокол игры;
– результаты объявляются сразу по окончании игры;
– телефонами пользоваться запрещено;
– корректное и уважительное отношение среди участников обязательно.
Также на этапе определяется состав жюри и секундантов из числа старшеклассников, обсуждается система награждения (призы, грамоты). Объявление о теме игры, месте и времени проведения, список литературы объявляется капитанам команд заранее.
5. Мониторинг результативности участия членов команд в состязаниях по профильному предмету «Биология». Важная и напряженная часть – это подведение итогов и сообщение результатов. После того как закончилось выполнение заданий, а жюри подводит итоги игры, ведущий работает с залом. Для этого подготавливаются творческие задания: песенный конкурс, инсценирование фрагментов текстов, пантомима, конкурс загадок, буриме, ребусов.
Жюри объявляет общий результат соревнования, учитывая баллы предыдущих игр. Команды получают грамоты и сладкие призы. Чтобы исключить множественность одинаковых результатов, авторами разработана рейтинговая система сложности вопросов и коэффициент выравнивания.
На выходе из зала каждый игрок имеет возможность оставить свой отзыв на заранее вывешенном плакате. Обратная связь помогает корректировать содержание вопросов и применение новых форм творческих элементов.
Таким образом, подведены общие итоги и сделаны выводы:
1. Наиболее эффективны и приветствуются командные формы работы, в которых ощущается командный дух и сплоченность, в отличие от парных и индивидуальных.
2. Интеллектуальные игры тренируют мозг, позволяют проверить свои силы, имитировать реальную жизнь, дают возможность общаться по интересам, накапливать социальный опыт взаимодействия.
3. Результаты игры не должны быть отсроченными, иначе теряется азарт, пропадает соревновательный дух.
Авторы представляют вниманию читателей фрагмент игры:
Раунд 1. «Общая эрудиция»
Вопрос 1. Древнегреческий поэт Арифнон Сикиопский написал «Гимн здоровья». Вот фрагмент из этого произведения:
«О здоровье, из богинь старше всех,
Если б мне с тобою
Прожить до конца моих дней
И благою ты ко мне бы была!»
А теперь вопрос. Назовите имя богини здоровья, к которой обращается поэт.
Ответ: Гигиея (гигиена) – одна из двух дочерей бога врачевания Асклепия, которая почиталась как богиня. Гигиея в переводе – «здоровье», отсюда гигиена – наука о здоровье.
Вопрос 2. Эрисман Федор Федорович – русский врач, один из основоположников гигиены в России. По происхождению – швейцарец, 27 лет жизни отдал России. С 1869 г. работал в Петербурге. Занимался частной практикой по глазным болезням, исследовал петербургские подвальные помещения – целиком отдавался вопросам гигиены.
Вопрос. Что придумал этот врач для школьников? Это изобретение до сих пор находится в школе.
Ответ: Он придумал парту, борясь с детской близорукостью. Это было ещё в XVIII веке.
Вопрос 3. Это появилось в Европе около 1300 года. А в Восточной Азии ЭТО известно было гораздо раньше. Несмотря на сугубо практическое значение, быстро ЭТО стали использовать как модное украшение и, подчиняясь моде, подвергать различным изменениям: материал, форма, цвет. В 18 веке в аристократическом обществе это носили на специальном стержне – палочке, дипломаты и офицеры предпочитали половину ЭТОГО, а в 19 веке ЭТО прикрепили к шнурку, чтобы не потерять и для удобства. В наше время ЭТО есть практически у всех, особенно, если солнечная погода.
Вопрос: что загадано?
Ответ: Очки.
Библиографический список
1. Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии: методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью школьников. – Новокузнецк: Свердловский областной институт усовершенствования учителей, 1990. – 55 с.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября, 2002. – 220 с.
3. Дефицит медицинских кадров (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов). – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/deficit_medicinskih_kadrov/
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2001. – 147 с.
5. Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 408 с.
6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 2004.
7. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Психология индивидуальных различий. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 136 с.
8. Тинберген Н. Социальное поведение животных / под ред. П.В. Симонова. – М.: Мир, 1993. – 149 с.
9. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 17-24.
Количество просмотров: 563 |
Добавить комментарий