Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов)

 
 

Дружинина Юлия Викторовна,

кандидат исторических наук,

доцент ФГБОУ ВО «НГПУ»

 

Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов)

Опубликовано: Сибирский педагогический журнал № 4 / 2022

В настоящее время проектная деятельность школьников не теряет актуальности. Такой вывод можно сделать на основе того, что в последние десятилетия постоянно появляются новые исследования, посвященные этой педагогической технологии. Кроме того, в связи с тем, что в настоящее время в мире уделяют большое внимание развитию у учащихся глобальных компетенций, проектная деятельность не выпадает из фокуса внимания исследователей как технология, стимулирующая развитие у учеников критического мышления, креативности, коммуникативности, умения работать в команде [7]. Не теряет значимость для современной школы проектная деятельность и в связи с тем, что во ФГОС основного общего образования, принятом в 2021 г., это направление деятельности школы находит   официальное закрепление [8].

Стоит заметить, что преподаватели нашей кафедры принимают участие в качестве жюри в работе городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов, который популярен среди новосибирских школьников. В связи с этим существует возможность обобщить информацию о том, какие направления, успехи и сложности в организации деятельности школьников в рамках исследовательских проектов по обществознанию присутствуют в нашем городе. Можем предположить, что наше исследование поможет начинающим педагогам сориентироваться, какие темы исследовательских проектов обществоведческой направленности возможно предлагать школьникам.

Цель данной статьи – охарактеризовать актуальные проблемы организации школьных ученических проектных исследований обществоведческой направленности в городе Новосибирске.

Задачи: 1) выявить основные направления проектно-исследовательской деятельности учеников; 2) обозначить основные несоответствия проектных исследований критериям оценивания конкурса; 3) обозначить перспективы в организации исследовательской деятельности школьников в рамках проектной деятельности обществоведческой направленности.

Обзор научной литературы по проблеме. В этой работе целесообразно упомянуть лишь отдельных авторов, занимающихся изучением проектной деятельности школьников, так как этому вопросу следует посвятить отдельное исследование. Основные подходы и особенности организации проектной деятельности в школе представлены в работах Л. В. Байбородовой и Л. Н. Серебренникова; Е. Ф. Бехтеновой; Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгиной, О. В. Чураковой; В. С. Лазарева; Н. Ю. Пахомова; Е. С. Полат; Д. Н. Турчена; Н. Ф. Яковлева и др. Вопросами организации проектной деятельности в школе обществоведческой направленности занимались Н. А. Заикина [1]; О. Н. Мачехина [2], Г. М. Пронькина [3]; О. Б. Соболева [4]; Е. В. Терентьева [5]; О. А. Шамигулова [6] и др.

Методология и методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы научной исследовательской работы с текстами исследовательских проектов школьников и программами городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов: сравнение, анализ, синтез, описание, метод контент-анализа.

Результаты исследования. Обсуждение. Во время выполнения работы нами привлекались программы городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов (2016–2022 годы), а также тексты исследовательских проектов школьников за последние три года.

Стоит отметить, что учредителем конкурса исследовательских проектов является Департамент образования мэрии города Новосибирска, а организатором – МАУ ДО ДТД УМ «Юниор». Конкурс регламентируется «Положением о городском конкурсе исследовательских проектов обучающихся 5–8-х классов» [9]. В нормативно-правовом акте отмечено: «Исследовательский проект конкурса – это творческая работа, которая предусматривает создание интеллектуального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, а также потенциалом практического применения» [9].

В документе также отмечено, что конкурс направлен на «выявление и продвижение обучающихся 5–8 классов, мотивированных к проектной деятельности, для создания индивидуальной траектории развития…» [9]. Здесь же зафиксировано, что конкурс направлен на решение ряда задач, связанных с формированием мотивации школьников к проектной деятельности разной направленности, с освоением учащимися города методов проектной деятельности и формированием активно-творческого мировоззрения у обучающихся.

Среди направлений работы конкурса имеется гуманитарное, куда входит предмет «обществознание».

Проанализировав программы городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов с 2016 года по 2022 год, были выявлены основные направления проектно-исследовательской деятельности учеников (названия исследовательских проектов школьников не подвергались нашей обработке, сохранены авторские версии):

1. Исследовательские проекты, посвященные повышению финансовой грамотности населения («Кешбэк: миф или реальность», «Возможности детских банковских карт SberKids», «Личный финансовый план как карта жизни»). К этой же категории можно отнести работы, в которых представлены варианты организации предпринимательской деятельности («Бизнес-план предпринимательского проекта по созданию мастерской по изготовлению электронных ключей», «Организация парковой зоны на прибрежной территории Бердского залива», «Фурсьютинг как бизнес»). В настоящее время подобных работ поступает на конкурс превалирующее количество.

2. Работы, в которых семья рассматривается как важнейший социальный институт общества, выполняющий разнообразные функции («Важность семьи как социального института в современном обществе», «Учительская династия в нашей семье», «Экономика семьи»).

3. Исследовательские проекты, посвященные экологическим проблемам («Авоська как спасение от загрязнения планеты из-за полиэтиленовых пакетов», «Жила-была речка Каменка. Социально-экологический проект-сказка», «“Вторая жизнь бумаги”. Способы использования макулатуры»).

4. Работы, затрагивающие различные аспекты духовной сферы жизни общества («Национальная программа поддержки и развития чтения на примере библиотек»,

«Театр как фактор социализации», «Путеводитель болельщика по достопримечательностям города Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею в 2023 году»).

5. Труды, посвященные изучению психологического аспекта обществоведческого знания («Эмоциональный интеллект школьника как ресурс самопомощи», «Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте», «Троллинг как форма социальной агрессии»). Отметим, что подобных работ в последние пару лет стало поступать на конкурс так много, что встал вопрос о необходимости создания самостоятельной секции по психологии.

6. Исследования, посвященные общению в сети, интернет-ресурсам («Социальная сеть как форма общения подростков», «Особенности виртуального и реального общения у подростков», «Общаемся в “Игра – Сити”»).

Переходя к рассмотрению второй задачи настоящего исследования, отметим, конкурсные работы школьников отбираются членами жюри по критериям, представленными в «Положении…». Комментарии, посвященные основным ошибкам, несоответствиям, выявляемым членами жюри при оценивании (в соответствия с критериями) проектных исследований школьников, отображены в таблице.

Основные несоответствия проектных исследований школьников критериям оценивания

Критерий оценивания

Комментарии

1

2

3

1

Умение выделить и сформулировать проблему, определить цели и задачи проекта

Типичная ошибка, которая встречается в большинстве работ, связана с неумением сформулировать цель и задачи работы, ошибочное включение в исследовательские задачи таких формулировок, как «подобрать литературу по теме», «изучить источники по теме» и т. д.

2

Оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта

В настоящее время сложилась практика оформления и представления продукта проектной исследовательской деятельности школьников в формате презентации, буклета, брошюры.

Крайне редко такие материалы отражают творческий подход в осмыслении школьниками темы. Чаще всего, подобные материалы созданы по шаблону, который используется на научно-практических конференциях, слабо отражают личностное отношение учащихся к обрабатываемому ими материалу, их креативность.

3

Наличие исследовательского компонента в проекте

В большинстве проанализированных нами работ, именно этот критерий недостаточно осознается школьниками и их родителями, руководителями проектов. Не сложилась практика обращения к исследованиям (хотя бы к основным) по тем проблемам, которые выбраны школьниками в качестве проектных. Часто в работах постулируется, что автор проекта впервые затрагивает эту тему, что, конечно, свидетельствует о неполноте знаний автора и его руководителя об историографической ситуации (например, ребёнок пишет, что до него никто не изучал вопрос о формировании финансовой грамотности у школьников города Новосибирска).

Школьникам, в большинстве своем, не известны или не понятны хотя бы основные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, принцип историзма и т. д.). В связи с этим текст проектного исследования превращается в интуитивное изложение обнаруженного школьниками материала, не подвергшегося осознанной им переработке. Крайне редко встречаются работы, содержащие хотя бы зачатки методологических подходов.

Вызывают вопросы о проведении в рамках проектного исследования анкетирования, социологических опросов, результаты которых приводятся в подавляющем большинстве исследовательских проектов. Подобные вопросы связаны с:

  • необходимостью обращения к опросам и анкетированию, применительно к данному исследовательскому проекту. Например, школьники часто отмечают, что опрос был проведен для того, чтобы понять, что респонденты ничего не знают о той проблеме, которая выбрана в качестве проектной. Далее полученные результаты опроса/анкетирования не привлекаются в исследовании, не помогают решить какую-либо исследовательскую задачу;
  • репрезентативностью выборки респондентов, которая не дает возможность получить объективные результаты. Например, опрошено 10 человек из класса, а выводы экстраполируются на всю школу, город;
  • вопросами, включёнными в опрос или анкетирование, которые носят рандомный характер, не соотносятся с проблемой проектного исследования, не продуманы. Кроме того, школьники не ориентируются на существующие исследования, которые помогли бы им качественно организовать необходимый опрос, анкетирование.

4

Возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов

Результаты проектной деятельности нередко не отчуждаемы от ребенка или не осознаются им таковыми. Школьник затрудняется ответить на вопрос, а кому еще могут быть полезны результаты его проектной деятельности, где могут быть применимы.

5

Степень самостоятельности автора; качество оформления проекта; качество презентации проекта; уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура общения

Данные критерии, чаще всего, не вызывают разночтений у участников конкурса. Стоит обратить внимание на то, что существуют требования оформления текста научного проекта, которые не всегда соблюдаются конкурсантами – отсутствуют сноски на использованную литературу, равнение текста, не оформлен или отсутствует библиографический список.

Нам представляется актуальным в рамках этого исследования обозначить перспективы в организации проектной исследовательской деятельности школьников обществоведческой направленности.

1. Возможно улучшить качество работ за счёт привлечения историографических трудов и обращения к методологическим работам при организации исследований школьников в рамках проектной деятельности.

2. В настоящее время увеличивается возможность привлечения при организации проектной исследовательской деятельности школьников таких источников информации, которые не особо привлекали внимание исследователей ранее (например, материалов диафильмов, документальных фильмов, памятных досок, компьютерных игр и т. д.).

3. Возможно обратиться к заданиям по организации исследовательской проектной деятельности, предлагаемой в зарубежной обществоведческой практике (например, в школьных белорусских учебниках по обществоведению содержится массив заданий к проектной деятельности, применимый к российским реалиям). Было бы интересно увидеть, как на нашем отечественном материале работают зарубежные практики.

4. Целесообразно проводить междисциплинарные исследования.

5. Возможно предлагать нестандартные формы предъявления результатов исследовательских проектов, не ограничиваясь буклетами, брошюрами, презентациями.

6. Не все сферы жизни общества одинаково интересны школьникам при выборе проблемы исследовательского проекта. Так, практически нет работ, посвящённых политической, правовой жизни общества. Экономическая сфера общества представлена, в большинстве случаев, темами, посвященными повышению финансовой грамотности населения и предпринимательству.

7. Необходимо конкретизировать названия исследовательских проектов, так как в настоящее время на конкурс поступает массив работ, из названий которых возникают ложные представления о содержании работ. Даже те примеры названий проектов, которые мы приводили выше, в большинстве случаев свидетельствуют о необходимости их переформулирования, доработки. Во многих работах, поступивших на конкурс и не прошедших отбор, название исследовательского проекта не соответствует его содержанию.

Заключение. Подводя итог, подчеркнем, что ученические исследовательские проекты по обществознанию, несмотря на сложность их организации, обладают мощным потенциалом: позволяют школьникам более детально познакомиться с общественными проблемами; освоить проектную технологию; познакомиться с сущностью исследовательской деятельности и освоить ее базовый инструментарий; способствуют развитию глобальных компетенций; могут способствовать профессиональному самоопределению учащихся; направлены на социализацию школьников в современном обществе.

Список источников

1. Заикина Н. А. Метод проектов как способ формирования правовой компетенции учащихся на уроках обществознания // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9–2. – С. 41–44.

2. Мачехина О. Н., Воскобойников В. В. Индивидуальный проект выпускника при подготовке к ЕГЭ по обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 1. – С. 61–64.

3. Пронькина Г. М. Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из способов достижения образовательных результатов по истории и обществознанию // Научно-методический журнал «Поиск». – 2017. – № 4 (60). – С. 46–50.

4. Соболева О. Б. Опыт оптимизации проектно-исследовательской деятельности учащихся по обществознанию // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: материалы Четвертой Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: РГПУ, 2007. – С. 143–148.

5. Терентьева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках обществознания // Вестник научных конференций. – 2021. – № 2–3 (66). – С. 90–92.

6. Шамигулова О. А. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по обществознанию // Учитель Башкортостана. – 2012. – Т. 911, № 1. – С. 76–80.

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https:// fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi- gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart- osnovnogo-obshchego-obrazovaniia (дата обращения: 15.06.2022).

9. Положением о городском конкурсе исследовательских проектов обучающихся 5–8-х классов [Электронный ресурс]. – URL: https:// junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2015/08/ Приказ-ДО_НПК-5-8-классы_22.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

 

Количество просмотров: 1536  

Добавить комментарий

1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы