Выявление и развитие математической одаренности в средней школе

 
 

Трегуб Анжелика Андреевна,

учитель математики

МБОУ Лицей № 130 им. академика М. А. Лаврентьева

 

Выявление и развитие математической одаренности в средней школе

Работа с одаренными детьми начинается с выявления таких детей среди множества учеников. Можно с легкостью определить ребенка, который отлично отвечает на уроках математики и исправно делает домашние задания, но одаренные дети необязательно являются высоко успевающими. Не все одаренные дети быстро выполняют задания. Ребята с исключительной памятью на формулы и алгоритмы могут выделяться на некоторых уроках, но они могут просто иметь хорошую память и не быть особенно хороши в математике. Поэтому сначала попробуем ответить на вопрос: что определяет математически одаренных детей?

По словам В.А. Крутецкого, дети, одаренные математически, склонны легко обобщать, расширять, создавать и изобретать новые методы решения математических задач. Они настойчивы в поиске лучшего и самого простого решения. Такие дети стремятся к самому короткому и элегантному решению.

В средней школе, когда учеников активно начинают приглашать участвовать в математических играх и олимпиадах, у многих детей, которые имеют математические способности, может появиться неприязнь к математике. Это обусловлено тем, что ребята вместо эмоций счастья и удовлетворения от первых побед, чувствуют разочарование и сомнение в собственных знаниях и умениях. Потому что в таких мероприятиях нужно подробно и грамотно описывать свои решения, а из-за стремления к сжатию аргументов, из-за отсутствия опыта участия в математических соревнованиях, многие одаренные дети хоть и решают задачи мысленно правильно, но записывая решения, пропускают промежуточные шаги. Зачастую судьи оценивают такие работы, как решенные не полностью.

Устная математическая олимпиада – один из способов выявить математически одаренных детей, поддержать интерес к математике и развить способности. В отличие от большинства математических олимпиад это соревнование проходит в устной форме, где каждый участник лично рассказывает свои решения судьям. Во время такой беседы члены жюри могут лучше понять ход мысли ребят, отметить нестандартный подход или оригинальное решение. Судьи своими вопросами помогают участникам структурировать мысли, восстанавливать пропущенные промежуточные шаги и рассказывать полное решение.

В качестве проектной работы с учеником 9 класса мы решили создать и провести устную математическую олимпиаду для 5-6 классов Лицея 130. Как жюри нам было важно увидеть не только правильные решения, но и нестандартный творческий подход ребят к задачам, пусть может быть иногда и неверный. В беседах с участниками мы выявили несколько ребят, у которых есть математические способности, но которые не проявляли их на уроках. Таким детям были даны рекомендации о дальнейших способах развития их потенциала. Сами участники олимпиады отметили, что благодаря беседам с жюри, поняли, как нужно правильно формулировать мысли и теперь смогут не только грамотно рассказывать решения, но и записывать их.

Количество просмотров: 2456  

Добавить комментарий

1. Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников во внеурочной деятельности
2. Каждый ребенок одарен. Но каждый по-своему. Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку…
3. Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка в начальной школе
4. Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми
5. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей
6. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro
7. Работа с одаренными детьми на уроках технологии
8. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности)
9. Soft skills и одарённый ребёнок
10. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей
11. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе
12. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми
13. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы