Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей
Обучение одарённых детей – задача, требующая
совместных действий многих специалистов. Будущее одарённого ребёнка,
в отличии от одарённого взрослого, ещё не определено,
поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В. А. Сухомлинский
Проблема одарённости занимала человека с давних времён. Такое понятие, как «талант», зародилось в античной эпохе и плотно утвердилось в научных трактатах до XIX века. Одарённый или гениальный человек, согласно античным философам: Платон, Демокрит, Сенека – обладал истинным знанием. В средние века развитием одарённости никто не занимался, так как считалось, что это – дар Божий. Интерес к одарённости появился в эпоху Возрождения, когда стал проявляться интерес к творчеству. Эта эпоха дала человечеству много гениальных и одарённых людей, и у многих философов снова возник вопрос «Что же есть одарённость?»
Создание концепции одарённости началось лишь на рубеже XIX и XX веков.
Английский учёный Ф. Гальтон попытался доказать экспериментальным путём, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Позднее было установлено, что одарённость во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов. Более точное первое определение дал Б.М. Теплов: «Одарённость следует понимать как сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха».
В настоящее время широко используются понятия «индивидуальность», «одарённые дети» и «детская одарённость». Можно найти определённые родственные аспекты в значении этих понятий. Индивидуальность – это неповторимость определённых признаков, своеобразие психики и уникальность присущая конкретному человеку, делающая его непохожим на окружающих. Индивидуален каждый ребёнок со своими личностными способностями и знаниями. Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают выполнение определённой деятельности, тогда можно говорить об одарённости. Все одарённые дети проявляют успехи в учении и творческой деятельности и значительно превосходят сверстников. У таких детей своя точка зрения, свои мысли и позиции, которые отличаются от общепринятых. Характерные особенности: необычайная внимательность, отличная память, абстрактное мышление и стремление к постижению нового. Эти дети могут широко пользоваться накопленными знаниями. Детская одарённость рассматривается больше в педагогике по времени её проявления. Замеченную одарённость в ребёнке педагогом, родителями или психологом называют актуальной. Если одарённость не сразу заметна взрослым, называют её – потенциальной. Психологические особенности детей демонстрирующих одарённость могут рассматриваться, как признаки сопровождающие одарённость, но не обязательно, как факторы её порождающие, поэтому могут служить основанием для предположения о наличии одарённости.
Не следует думать, что одарённость детей – это постоянное явление, на которое ничто не может повлиять. Без правильного воспитания и обучения неординарные способности могут затухнуть. Важно вовремя рассмотреть одарённость в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в её развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены. Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одарённым, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления. Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.
Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Родители должны в первую очередь определиться с методикой поведения к своему одарённому ребёнку: стараться не лишать его детства и всех прелестей этого возраста (игр, приобретение социально-бытовых навыков, общения), а также способствовать развитию его способностей, но без перехода границ.
Работать с одарёнными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесёт результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одарёнными детьми в разном возрасте, очень мало.
Какие использовать рекомендации при воспитании одарённой личности? Конечно же, родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой. Если нет возможности определить ребёнка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Пусть ребёнок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть свой потенциал. Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции ребёнка во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребёнку не доставляет удовольствие. В этой ситуации родителям самое главное не пускать всё на самотёк, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.
Обучение и воспитание одарённых детей является одним из наиболее актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одарённых детей исследовали многие ведущие учёные, психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий. Как и прежде актуальным остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одарёнными детьми. А это является одной из главных задач модернизации существующей системы образования, потому что у категории таких детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования. Работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Работать с такими детьми может такой же неординарный учитель, который не может всё время вести процесс обучения на «среднего ученика», который умеет наблюдать, увлекать, заинтересовать и самообразовываться.
Процесс будет требовать от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями. Необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. В процессе воспитания и обучения должно присутствовать сотворчество учителя и ученика. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
В современном образовании для формирования готовности педагогов к работе с одарёнными детьми требуется работа с педагогами для формирования у них заинтересованности в выявлении и поддержке одарённых детей и стимулировании роста их профессионального мастерства. Поэтому необходим пересмотр стандарта образовательного обучения и направленность на индивидуальный подход.
Количество просмотров: 3975 |
Добавить комментарий