Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста

 
 

Шахова Оксана Александровна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 286 г. Новосибирска

 

Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста

Образование – это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок и функций. Роль профессионального, грамотного педагога в развитии детей невозможно переоценить. Именно педагоги обеспечивают эффективное использование современных методик и образовательных технологий, направленных на формирование всесторонне развитой личности ребёнка. Они создают условия для раскрытия потенциала каждого воспитанника, стимулируют интерес к познанию нового, развивают эмоциональную сферу и формируют нравственно-этические качества. Современные методики и технологии позволяют сделать образовательный процесс увлекательным, творческим и ориентированным на индивидуальные потребности каждого ребёнка, способствуя успешному развитию и социализации будущих поколений. Одной из методик, доказавших свою эффективность, является метод проектного обучения.

Проектная деятельность в современном дошкольном образовании приобретает особое значение, поскольку становится одним из ключевых инструментов развития познавательной активности, самостоятельности и творческих способностей ребенка. Она позволяет детям активно включаться в процесс познания окружающего мира, стимулирует развитие коммуникативных навыков и формирует основы критического мышления. Кроме того, проектная деятельность играет важную роль в формировании тесного взаимодействия и взаимного доверия между семьей и дошкольным учреждением.

В нашем детском саду с 2016 года успешно реализуются долгосрочные проекты, которые остаются актуальными и сегодня благодаря своей новаторской сути: каждый разработанный проект проходит этап оценки возможности реализации, обеспечивая гибкость подхода и выявляя творческий потенциал участников. Любой проект может быть реализован, либо не реализован. Среди причин неудач реализации проектов наиболее часто встречаются такие, как недостаток ресурсов, нереальные сроки, ошибки формулирования целей, разобщённость команды проекта, неэффективное взаимодействие участников внутри проекта, недостаточно детальное планирование, изменение целей в ходе реализации проекта.

Поскольку проектная деятельность имеет особое значение для всех участников образовательного процесса нашего ДОУ, с 2021 года она была включена в рабочую программу воспитания, а с 1 сентября 2023 года и в адаптированную образовательную программу для обучающихся. То есть, данная деятельность является для нашего детского сада уже не только инновационной, но и обязательной, и качество её выполнения должно быть достаточно высоким.

По инициативе Президента РФ у нас в стране существует традиция – каждый год посвящать какому-нибудь значимому историческому событию, географическому объекту, области культуры и искусства и т. д. Объявление 2024 года Годом семьи стало важным событием как для всей страны, так и для нашего коллектива.

В основе современного подхода к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Вовлечение родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи является важным аспектом любого проекта. Что, как не проектная деятельность, позволит ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки? С другой стороны, открытость, взаимная поддержка родителей и педагогов в рамках общей деятельности снижает напряжённость в общении, позволяет избегать конфликтных ситуаций, ведь у нас общая цель – расширить представления ребёнка о мире, дать ему возможность быть более уверенным в себе и в своих силах. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Успешная социальная адаптация возможна при включении в этот процесс заинтересованных взрослых – родителей и педагогов.

Тематика наших проектов различная и зависит от нескольких факторов, например, от увлечения и заинтересованности обучающихся, наличия какой-то проблемы, актуальности для участников образовательного процесса учреждения либо более широкой аудитории. Одним из ярких реализованных проектов ДОУ стал долгосрочный проект «Русское искусство как фактор нравственно-патриотического и художественно-эстетического развития дошкольников».

В российской педагогике обычно подчёркивается только роль декоративно-прикладного искусства в жизни ребёнка дошкольного возраста. Но шедевры отечественного изобразительного, архитектурного, литературного, музыкального, музейного, театрального искусства тоже доступны и интересны для дошколят. Чтобы научить ребёнка творить и чувствовать прекрасное, необходимо прививать ему эстетические ценности как в детском саду, так и дома. Подтемами нашего общего проекта, посвященного русскому искусству для дошкольников, стали живопись, архитектура, художественная литература (как проза, так и поэзия), музыка, исконно русские музейные ценности, театральные постановки отечественных авторов для детей.

К изобразительному искусству ребёнок впервые приобщается в семье. В детском саду продолжают формировать художественные чувства, эстетические взгляды воспитанников. В рамках нашей проектной деятельности все желающие посетили выставку «Василий Суриков» в картинной галерее, а также посмотрели выставку русских современных художников в нашем детском саду (рисунок 1). Как организатор и экскурсовод выставки, я познакомила посетителей с картинами о космосе, о природе и животных, выполненных карандашом, маслом, акварелью, воском. Авторами картин, которые были созданы нашими участниками, стали члены семей обучающихся ДОУ и педагогов. Конечно, не все из них профессиональные художники, это просто талантливые люди, среди которых есть и учитель-дефектолог нашего детского сада, рисующий картины утюгом в технике «энкаустика», и музыкант, и даже юрист.

 

Рисунок 1. Выставка картин современных художников в ДОУ

 

В ходе реализации проекта обучающиеся групп совместно с родителями и педагогами посетили Дом-музей сказки и музей-театр сказок «Тридевятое государство». Игровая программа по русским народным сказкам, необычные интерьеры комнат и гостеприимные хозяюшки в ярких сарафанах и кокошниках не оставили равнодушными детей и взрослых, окунувшихся в сказку.

Также в процессе проектной деятельности ребята совершили погружение и в отечественное архитектурное творчество. У него очень длинная и богатая история. Фраза «Архитектура – это застывшая музыка» принадлежит немецкому философу Ф. Шеллингу. Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат песни и предания. Отечественное архитектурное искусство весьма разнообразно. Семнадцать архитектурных шедевров России находятся в списке всемирного культурного наследия: соборы и исторические ансамбли, Московский Кремль и Красная площадь, центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Ярославля и Суздаля и многие другие.

Безусловно, ближе всего для детей архитектура родного города. Были проведены беседы с воспитанниками о профессии архитектор, о стилях архитектуры: деревянное, каменное зодчество, русский стиль, готика. Папа одного из воспитанников провёл со старшими дошкольниками тематическую беседу, используя альбомы русских архитекторов: А. Д. Крячкова, Б. А. Гордеева. Рассмотрели с ребятами особенную красоту деревянных домов – архитектурных памятников нашего города. Вместе с педагогами и родителями были созданы творческие работы, посвящённые Новосибирскому государственному академическому театру. Ледовый Дворец спорта стал примером архитектурного здания нового времени. Организована фотовыставка «Самое красивое здание моего города». Дети рассказывали, где проводили время с семьей и чем запомнилось данное архитектурное здание.

С помощью родителей, являющихся активными участниками проекта, созданы Макеты русской избы и Часовни на Красном проспекте. Часовня когда-то считалась центром Российской империи, и взамен того, что когда-то было разрушено, в 1993 году построена новая часовня, являющаяся одним из символов города Новосибирска. Знакомство детей с русской избой проходило через чтение русских народных сказок, заучивание песенок и потешек. Ребята узнали о том, что в избе имеется печь (которая топится дровами, в ней можно печь пироги, блины), лавки, сундук (в нем хранятся народные костюмы). В макете «Русская изба» есть красивая печь с предметами народного быта, деревянные горшки, чугунки, а также вся необходимая для печи утварь, которую можно потрогать, поиграть, при этом окунуться в быт наших предков.

Совместно с родителями знакомим детей с музыкальным искусством. Мамы и папы ребят проводили мастер-классы по ознакомлению с музыкальными инструментами: балалайкой, домрой, скрипкой. Приобщали детей к русским народным традициям и обычаям с использованием музыкальных средств. Дети младшего дошкольного возраста с огромным интересом рассматривали такие народные инструменты, как деревянные ложки, бубен, колокольчики, бубенцы и трещотки, пробуя их звучание. В свободное время проводили подвижные игры с русской народной песней и хороводами. 

При огромной поддержке всех участников проекта оркестр русских народных инструментов, состоящий из дошкольников старшего возраста, принял участие в областном фестивале «Жить. Любить. Творить», блестяще исполнив музыкальную композицию «Сибирский гусачок». Дружно исполняли песни русских детских композиторов: В. Шаинского, А. Рыбникова, Е. Крылатова и других. Папы двух воспитанниц с удовольствием продемонстрировали игру на гитаре, исполнив произведение из мультфильма «Смешарики».

Помимо прочего, мы знакомили ребят с великолепной классической музыкой, специально подобранной для детского восприятия. Среди композиторов, чьи произведения стали частью нашего музыкального воспитания, выделяются Михаил Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. Особое внимание уделялось произведениям Чайковского, многие из которых написаны в жанре колыбельной. Особо выделяется сборник «Детский альбом», состоящий из 24 миниатюрных пьес, каждая из которых раскрывает перед детьми целый мир детства: здесь и трогательные истории о любимых игрушках, и яркие образы повседневной жизни русского народа.

Благодаря погружению в музейное искусство участники проекта не только создали мини-музеи групп: «Музей игрушки», «Музей солнца», «Музей русской утвари», но и посетили настоящие музеи города Новосибирска.

Театральное искусство стало объединяющим началом как для воспитанников, так и для родителей, которые с удовольствием погружались в атмосферу творчества внутри стен детского сада. Родители активно участвовали в качестве исполнителей второстепенных ролей в театральных постановках, проявляя искреннюю заинтересованность и творческие способности. Их вклад был незаменимым и важным: они помогали создавать костюмы для спектаклей, разрабатывать коррекционно-развивающие пособия и игры, что значительно обогащало образовательный процесс и создавало особую семейную атмосферу.

По подтеме проекта «Литературное искусство» проведены беседы с детьми о великих русских писателях и поэтах, о книге. Совместно с родителями посетили детскую библиотеку «Садко», познакомились с профессией библиотекаря. Дети вместе с родителями бережно и увлечённо создавали собственные книги вручную, вложив в этот процесс много старания и фантазии. Затем ребята представили свои уникальные издания в детских группах, продемонстрировав плоды совместного семейного творчества и вызвав восторг у сверстников и педагогов. Так, в подготовительной группе был составлен сборник стихов о зиме с иллюстрациями к понравившимся стихотворениям.

Педагоги нашей образовательной организации придают большое значение взаимодействию с семьями воспитанников, стремясь оказать квалифицированную поддержку родителям в овладении эффективными педагогическими методами, необходимыми для успешного домашнего воспитания. Специалисты помогают взрослым развивать способность адекватно оценивать потенциал собственных детей, уважительно относиться к ним как к полноценным партнерам в процессе взросления и формировать конструктивное сотрудничество в рамках семьи.

Итоговым мероприятием проекта стали праздник и масштабная выставка творческой деятельности обучающихся, на которой были представлены разнообразные художественные работы, созданные детскими руками под руководством опытных наставников – родителей и педагогов (рисунки 2, 3).

 

Рисунок 2. Праздник «Русское искусство»

Рисунок 3. Выставка творческой деятельности по итогам проекта

 

Таким образом, совместные мероприятия, проведённые в рамках проектной деятельности, оказались чрезвычайно интересными и важными для всех участников проекта. Объединяя общую идею, творческое вдохновение и стремление воплотить замыслы в реальность, участники почувствовали себя частью единого творческого коллектива. Такие события позволили укрепить связи между детьми, родителями и педагогами, обогатив учебный процесс яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Совместные усилия способствовали раскрытию талантов и созданию благоприятной атмосферы сотрудничества, что существенно повысило мотивацию и вовлеченность всех сторон в реализацию поставленных целей.

 

Количество просмотров: 58  

Добавить комментарий

1. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога
2. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
3. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности
4. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов
5. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху
6. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
7. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России
8. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город»
9. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования
10. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя
11. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества
12. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию
13. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам»
14. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
15. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста
16. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды
17. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника
18. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени?
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы