Реализация единой методической темы «Внедрение ФГОС в образовательный процесс» на районных методических объединениях как средство развития профессиональных компетенций современного учителя

 
 

Хорошева Татьяна Анатольевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 108 г. Новосибирска

 
 

Реализация единой методической темы «Внедрение ФГОС в образовательный процесс» на районных методических объединениях как средство развития профессиональных компетенций современного учителя

Учитель – человек из будущего.
Ему необходимо вооружиться глубокой верой
в познавательные способности каждого школьника.

Ш.А. Амонашвили

Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. «…Новая школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы», – говорится в национальной образовательной инициативе.

Исходя из этого, приоритетной задачей системы образования является создание благоприятных педагогических и организационно-методических условий для активного становления, интенсивного развития и дальнейшего совершенствования профессионализма педагогов.

Эффективным средством развития профессиональных компетенций по-прежнему остается работа районных методических объединений учителей-предметников (РМО). В образовательном пространстве Кировского района функционируют 22 районных методических объединения, руководителями которых являются опытные учителя из образовательных учреждений: Лицей Информационных Технологий, гимназия № 7 «Сибирская», школы №№ 41, 49, 64, 109, 134, 192, 196.

 

Методической службой Кировского района ведется системная работа по организации деятельности и наполнению содержания профессиональных объединений учителей. Данная система работы осуществляется с учетом многоуровневого подхода методической работы: проводится организационно-методическое, информационно-методическое и научно-методическое сопровождение.

Планирование научно-методического сопровождения деятельности РМО требует системного подхода, идеологической основой которого с 2012 года стала единая методическая тема «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс: теория, практика, предварительные результаты».

Данная тема соответствует основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, отражает интересы и потребности педагогов. Формами практической работы педагогов над единой методической темой РМО стали:

· индивидуальные и групповые консультации,

· круглые столы,

· творческие группы,

· самообразовательная работа,

· целевые взаимные посещения уроков и мероприятий с последующим анализом,

· доклады и сообщения из опыта работы в рамках заседаний РМО,

· разработка рекомендаций, памяток, пособий.

Общая посещаемость заседаний РМО

Высокая профессиональная компетентность руководителей районных методических объединений как учителей-предметников, их умение самостоятельно выявлять, формулировать и решать наиболее актуальные воспитательно-дидактические задачи, активизировать мотивацию учителей к самообучению и саморазвитию, раскрывать способности выступающих на заседаниях к самоанализу и творческому саморазвитию позволило выйти учителям-практикам на современный уровень профессиональных требований.

 

Тематика заседаний объединений по единой методической теме

 

РМО учителей

Темы

математики

Реализация компетентностного подхода в обучении математике.

физики

Система работы по повышению качества естественнонаучного образования.

информатики

Школьная информатика в свете реализации требований ФГОС ООО. Методические аспекты обучения информатике в рамках ФГОС ООО.

химии

Использование элементов модульной технологии на уроках химии. Сочетание химического содержания с культурологической информацией и прикладным аспектом.

русского языка и литературы

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России и современные требования, предъявляемые ФГОС.

Анализ видеоурока по литературе в контексте ФГОС ООО.

истории и обществознания

Кодовые задания на уроках истории в формате интерактивных технологий. Проектная деятельность на уроках истории.

французского языка

Планирование урока французского языка по новым стандартам: игровые приемы, учебно-речевые ситуации на уроках французского языка.

английского языка

Проектная деятельность учителей английского языка как одна из форм работы с одаренными детьми.

Формирование лексико-грамматических навыков посредством ИКТ.

немецкого языка

Формирование иноязычной компетенции через популяризацию немецкого языка и усиление межкультурного взаимодействия лицеистов.

биологии

Современные требования к организации учебного процесса на уроках биологии. Критерии оценивания различных форм деятельности учащихся на уроках биологии.

географии

Преподавание географии в рамках реализации стандарта второго поколения.

музыки

Специфика и организация урока музыки у младших школьников, способствующие развитию креативного мышления. Детская одаренность в условиях современного образования. Организация предметных недель по искусству.

ИЗО и МХК

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

технологии

Изучаем ФГОС ООО. Алгоритм разработки учебных программ.

физкультуры

Введение ФГОС ООО на уроках физкультуры. Мониторинг физической подготовленности учащихся. Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры.

учителя-логопеды

Возможности взаимодействия логопеда с учителем начальных классов в условиях ФГОС.

 

В работе каждого методического объединения есть свои интересные находки и направления. Анализ материалов заседаний РМО учителей информатики (руководитель Секаева Н. М.) позволяет отметить высокую заинтересованность участников в обсуждаемых вопросах, профессионализм в поисках решений актуальных проблем. Объединение создаёт благоприятные условия для непрерывного образования учителей, повышения их профессионального мастерства, обогащения и развития творческого потенциала каждого педагога, повышения уровня компетенции. Участникам заседаний представлялся научно-методический и практический материал по новым инновационным методикам, приемам и формам обучения и воспитания, возможность обмена передовым педагогическим опытом. Педагоги знакомились с тенденциями развития отечественной системы образования, перспективами развития предмета «Информатика и ИКТ». Особое значение на РМО отводилось вопросам изучения и внедрения в практику инновационных технологий и их элементов, совершенствование внутришкольных систем подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.

На заседаниях районных методических объединений учителей математики (руководитель Попович Л. С.) наибольший интерес вызвали выступления педагогов на темы:

«Реализация компетентностного подхода в обучении математике» Болотовой Т. Н., учителя математики МБОУ СОШ № 49;

«Системно-деятельностный подход в обучении математике – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения» Меретиной М. В., учителя математики МБОУ ЛИТ;

«Итоговая аттестация учащихся по математике в 9-х и 11-х классах: анализ результатов, проблемы и перспективы» Попович Л. С., учителя математики МБОУ ЛИТ, руководителя РМО. Данный материал необходим для знакомства учителей с наиболее трудными заданиями ЕГЭ и ГИА по математике и анализа типичных ошибок.

На методическом объединении учителей географии (руководитель Кушнарева Г. А.) выступили 13 человек, в том числе, старшие методисты МКОУ ДОВ ГЦРО Краснобаева Т. В., Крошина Л. Н., Хорошева Т. А. На встречах рассматривались вопросы распространения и обобщения педагогического опыта учителей географии через редакционно-издательскую деятельность. Участники объединения знакомились с положениями городских конкурсов педагогического мастерства, новыми требованиями к аттестации, изучали вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА. Шесть учителей географии приняли участие в информационно-методическом семинаре «Учебно-методические комплексы по географии издательства «Дрофа» как инструмент реализации требований ФГОС ООО». Слушатели данного семинара познакомились с ключевыми особенностями ФГОС, методикой диагностики и контроля личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

На встречах РМО учителей биологии (руководитель Колмыкова С. И.) особое внимание уделялось изучению ФГОС ООО и методическому опыту педагогов, работающих по стандартам второго поколения в 5-х классах. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 64 Курдюкова Ю. В. поделилась своими находками организации образовательной деятельности учащихся 5-х классов согласно стандартам второго поколения. В ходе обсуждения данной темы участники объединения определили темы проектов и исследований, отметили отличие проектной и исследовательской деятельности в курсе биологии. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 198 Наталуха С. В. представила вниманию коллег презентацию «Современный кабинет биологии согласно требованиям ФГОС», познакомила с формами документации учителя биологии: паспорт кабинета, журнал по ТБ, КИМы, ТСО (документ-камеру). Свой методический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся представила Акулинкина Н. А., учитель МБОУ СОШ № 91. Она рассказала о системе работы с детьми над проектами по экологии, о составлении плана исследовательских работ, сборе материалов. Особое внимание в своем выступлении учитель уделил межпредметному взаимодействию. Результаты внешней экспертизы обученности являются сегодня основным показателем качества образования, поэтому руководитель методического объединения Колмыкова С. И. представила анализ результатов ГИА и ЕГЭ по биологии, рассмотрела типичные ошибки учащихся. Учитель биологии МБОУ СОШ № 49 Шевченко Л. А. рассказала о критериях оценивания части «С» ЕГЭ, оформлении задач по генетике «С-6», аргументации задач в «С-1», «С-2», «С-3», «С-4».

На заседаниях проводится мониторинг удовлетворенности участников районных методических объединений, изучается потребность педагогов в получении новой информации, анализируется степень актуальности представленной информации.

Оценка содержания и наполнения заседания РМО

(макс 10 б.)

· Актуальность вопросов на сегодня;

· Логичность представленного  материала;

· Насыщенность содержания;

· Практическая направленность, возможность применения.

Оценка эффективности работы участников

(макс 10 б.)

  • Интерес;
  • Организация;
  • Могу это применить в своей практике;
  • Хочу поделиться этим в школе;
  • Мое участие в работе.

Наиболее значимым итогом научно-методического сопровождения РМО стало создание электронного сборника методических материалов по единой методической теме, куда вошли лучшие материалы заседаний РМО учителей-предметников в прошедшем учебном году.

Деятельность методических объединений способствует развитию умений учителей грамотно планировать и организовать свою работу, содействует формированию информационной компетентности, развитию профессионального самосознания педагогов.

Количество просмотров: 12866  

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы