Использование лингвистических словарей в начальной школе при формировании метапредметных умений
В Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты [1].
Одним из метапредметных умений, которое должно быть сформировано у обучающихся начальной школы, является умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Сформировать данное умение поможет использование лингвистических словарей на уроках и во внеурочной деятельности.
Несколько лет назад начальная школа практически не располагала альтернативными учебными пособиями развивающего характера, в частности, словарями, которые приучали бы ребёнка самостоятельно добывать знания и умело пользоваться ими. За последние годы ситуация изменилась. Сегодня в распоряжение учителя начальных классов предоставлены лингвистические словари разного типа: толковый, орфоэпический, орфографический, словообразовательный, этимологический, фразеологический и другие. Кроме того, мы можем использовать и электронные словари. Электронный словарь – это словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово. Внутренне устроен как база данных со словарными статьями [2].
Адреса некоторых электронных словарей:
– Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
– http://www.slovorod.ru/rev-zaliznyak/index.html Обратный русский словарь
– http://dic.academic.ru/Словари и энциклопедии на Академике.ру
Если по каким-то причинам в образовательной организации или дома у обучающегося нет возможности выхода в Интернет, удобно использовать словари на различных электронных носителях, например, на мультимедийных дисках.
Мой опыт убеждает в необходимости организации работы со словарём с самых первых дней обучения ребёнка в школе. Именно в период обучения грамоте следует начинать подготовку к овладению каждым ребёнком новой для него деятельности – самостоятельного поиска информации в книге.
Элементарное знакомство со словарём в первом классе осуществляется постепенно на ряде уроков. Осваиваются все стороны книги: содержательная, структурная, формальная. Дети узнают, что содержание словаря составляет перечень слов в строго определённом порядке. Обязательно проводится знакомство с обложкой и со всеми её элементами: заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А-Я. Ученики получают представление о странице словаря, о её структуре: номер страницы (вверху), столбик (левый и правый), линия границы между столбиками. В период обучения грамоте словарь можно использовать и для заучивания алфавита, обращаясь к соответствующим страницам словарей, адресованных младшим школьникам.
Позже дети приучаются пользоваться словарями как справочниками и как альтернативным учебным пособием по русскому языку. В первом случае ребёнок учится выбирать из словарей соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного обращения со словарём. Во втором – обращается к словарям для освоения любой программной темы по русскому языку (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, морфемика, словообразование, грамматика, развитие речи). По словарю выполняются разнообразные задания языкового и речевого характера. Таким образом, словарь можно использовать на любом уроке, вместо учебника в том числе. Разнообразные виды взаимодействия учителя – словаря – ученика зависят от целей и задач каждого конкретного урока.
Приведу примеры упражнений по разным разделам русского языка, которые можно выполнять на уроках, работая со словарями.
Упражнения с алфавитом:
– Мальчики называют согласные, девочки – гласные буквы.
– Хоровое чтение алфавита с разной интонацией, от имени сказочного героя (медведя, мышки, ветра …)
– Из слова или предложения выписать по алфавиту гласные или согласные.
Раздел фонетика и графика:
– Найти слово, в котором звуков меньше, чем букв.
– Найти слово, в котором все согласные твёрдые.
Раздел орфография:
– Среди слов на букву Ж найдите слова с орфограммой ЖИ:
одно слово, которое отвечает на вопрос ЧТО?
одно слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?
одно слово, которое отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
– Среди слов на букву Л найдите все слова с корнем ЛЕД. Какое из них будет проверочным? Какие – проверяемые? (правописание безударных гласных, проверяемых ударением).
Раздел лексикология:
– Учитель называет определение слова из словаря, указывает страницу, на которой следует искать слово-отгадку. Дети самостоятельно находят слово в словаре.
– Найти слово, противоположное по смыслу.
Раздел состав слова:
– Найти на странице два однокоренных слова.
– Найти слова, которые начинаются с по-. В каких словах по- является приставкой?
Раздел грамматика:
– Выпишите существительные 1, 2, 3 склонения.
– Найдите слова, в которых никогда не бывает окончаний.
Раздел синтаксис:
– Выписать из словаря предложение к определённому слову, прочитать его с разной интонацией.
– Выписать из словаря предложение к определённому слову, подчеркнуть подлежащее, сказуемое.
Работа со словарями помогает решить задачи обучения русскому языку: формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и т.д.
Постепенно у детей возникает потребность в создании своих словариков. Например:
– Этимологический словарик фамилий учеников класса.
– Словарик устаревших слов.
– Словарик футбольных терминов.
Использование лингвистических словарей на уроках и во внеурочной деятельности формирует позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; помогает овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; формирует умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [4]. Кроме того, помогает освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; научиться использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; овладеть различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами [5].
Список источников информации
1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
3. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование
4. ФГОС НОО. Пункт 12.1. Филология Русский язык.
5. ФГОС НОО. Требования к результатам освоения ООП НОО.
Количество просмотров: 10354 |
Добавить комментарий