Технология и инструменты создания информационной среды интеллектуальной игры для школьников

 
 

Гусельникова Евгения Владимировна,

учитель информатики высшей квалификационной категории
МБОУ Лицей № 130 Советского района города Новосибирска

 

Технология и инструменты создания информационной среды интеллектуальной игры для школьников

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры обогащают образовательный процесс за счет удовлетворения потребности личности в самореализации, стимулирования ее творческой составляющей, вовлечения в игровой процесс широкого круга участников и их взаимодействия.

Интеллектуальная игра с использованием информационных и коммуникационных технологий призвана облегчить и разнообразить урок или явиться завершением учебной темы или стать внеурочным мероприятием, создавая игровые ситуации, внося элемент соревнования, основывается на самостоятельной учебной деятельности обучающихся с различными Интернет-ресурсами. В данной статье используются примеры сайтов интеллектуальных игр и конкурсов, созданных автором для учащихся 5-6 классов в 2014-2016 годах.

Детальная проработка ресурсного и информационного обеспечения облегчает задачу создания и формирования информационной среды интеллектуальной игры для школьников. Ниже представлена форма, которая может помочь систематизировать и детализировать процесс подготовки, обеспечивая тем самым успешное проведение игры.

ФОРМА «Подготовка интеллектуальной игры»

I. Цель, задачи мероприятия ________________________________

Кто, что, где, когда? (Класс(ы), предмет/тема, место, время)   ____________

II. Формат игры

Индивидуальная              В парах                    Групповая

III. Правила игры

Цель / результат игры

(для игроков)

 

Продолжительность игры

(урок, минуты)

 

Деление, роли

(учитель, по желанию учеников)

 

Выполнение заданий

(по порядку, все, выбор по желанию учеников)

 

Сдача задания

(решение/ответ; один игрок, сдавать неограниченное число раз)

 

Приз (оценка, зачет, сувенир)

 

 

IV. Задания

 

Название

Компьютер

Оценка

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

V. Таблица продвижения

на доске                  бумажная              электронная

VI. Подведение итогов, награждение

рейтинг, места, победители и призёры, лауреаты, участники

дипломы, сертификаты

призы, сувениры

VII. Рефлексия, анализ

вопросы (устно)               анкета            

Первым шагом определяется образовательная тема, дидактическая цель и задачи игры; место, время проведения, состав участников. Далее формат игры, может быть индивидуальный участник, пара или группа. Создаются правила игры: цель – результат игры (для игроков), продолжительность (урок, день, неделя); устанавливается порядок выполнения заданий (по порядку, все, выбор по желанию учеников); описывается процедура сдачи задания (ответ, полное решение в письменном виде или же защита решения); призовой фонд – оценка, зачет, сувенир. Под четвертым пунктом следует список заданий с указанием среды, инструмента, компьютерной программы. Создание и заполнение таблиц продвижения и результатов. Подведение итогов и награждение: рейтинг, места, победители и призёры, лауреаты, участники; дипломы и сертификаты; призы и сувениры. И ещё один важный пункт – проведение рефлексии участников игры: учеников и учителей.

Постепенное заполнение формы показывает, что продумано и уже готово, а над чем надо ещё поработать.

Для организации работы и публикации заданий игры удобно использовать сайт, назовём его основной сайт игры. Приступая к созданию такого информационного объекта как веб-сайт, важно учитывать соотношение ресурсно-временных затрат по созданию и наполнению сайта игры и время работы сайта во время игры. На создание сайта может уйти ни одна неделя, игра пройдет в течение одного урока, игроков десять человек – хорошо подумаешь «А стоит ли вообще затевать такое мероприятие?». Организация игры через веб-сайт удобна в случае большого количества игроков, продолжительности самой игры, наличия интерактивных заданий, для выполнения которых, например, требуется компьютер, публикации творческих работ учащихся.

Основной сайт игры выполняется в виде гугл-сайта, блога, набора вики-страниц или статичной структуры веб-страниц. Бесплатный Сервис Сайты Google предлагает широкий выбор оформлений шаблонов, инструментов, связей с различными интернет-сервисами и приложениями, документы из которых удобно добавляются в создаваемые веб-страницы.

Основной сайт игры выполняет и информационную, и коммуникационную функции. Информационная функция – публикация регламентирующих документов, таких как «Правила игры», «Обратная связь», «Сроки выполнения и критерии оценивания заданий», «Требования к публикуемым творческим заданиям» и т.д., и публикация заданий игры, отражение таблиц продвижения и результатов игроков, ссылки на творческие работы учеников. Коммуникационная функция – функция общения между игроками, от имени которых выступает их руководитель, и организаторами игры.

Структура основного сайта игры включает следующие страницы: Описание игры, Новости, Регистрация, Задания, Таблица продвижения, Таблица результатов, Творческие работы игроков, Обратная связь. В качестве примера сайт интеллектуальной игры «Осенний квест по математике и информатике».

Специально созданный автором сайт «Осенний квест по математике и информатике» являлся информационной поддержкой игры для учеников 5-6 классов и их учителей во время традиционной школьной Недели математики Лицея № 130 15-18 ноября 2016 года. Адрес сайта в сети Интернет https://sites.google.com/a/sch130.ru/osennij-kvest-po-matematike-i-informatike/. Для создания сайта использовался бесплатный сервис Сайты Google.

На начало игры ученикам доступны только несколько страниц сайта: Описание игры, Новости, Регистрация и Обратная связь. Встроенные на страницы основного сайта игры формы регистрации команд и обратной связи созданы с использованием опросных форм сервиса Документы Google.

Процесс работы с информацией должен носить творческий характер и способствовать формированию навыков высокого мышления. Опыт проведения игр показывает, что в начале игры школьникам интересно выполнение творческого задания, назовём его «Визитка»: название команды, девиз, создание эмблемы команды или краткое представление игроков (без указания личной информации – за этим следит руководитель команды). С учетом возраста игроков, времени проведения игры, в зависимости от сложности поставленного задания результатом может явиться и текстовая информация, и графическая, и видео. Или другой пример творчества, составить задачку на тему игры и предложить её решить другим игрокам. Сервисы: Документы Google, Карты Google, ленты времени (Timetoast timelines http://www.timetoast.com/), электронные доски (RealtimeBoard https://realtimeboard.com/ru/).

Работы, соответствующие критериям задания, публикуются на сайте игры или сайте сервиса, и доступны для просмотра всем игрокам.

Задания по одному или группами открываются на сайте по времени, если запланировано их последовательное выполнение. Порядок регулируется организаторами игры. Также можно использовать следующий приём организации последовательного выполнения заданий: выполняя первое своё задание, при правильном ответе, ученики получают точное указание (ссылку-ключ, пароль) на следующее задание. Так, на одном наборе задач можно создать несколько маршрутов для игроков.

Для создания заданий используются формы сервиса Документы Google, интерактивные упражнения онлайн сервиса LearningApps http://learningapps.org/,  ленты времени, сервисы создания ребусов и т.д.

Пример задания, созданного через опросную форму, на станицах сайта «Как считали разные народы». Текст задания: Египтянин уронил и разбил глиняную табличку с записями о расходах кирпичей на стройке. Мысленно сложи кусочки плитки и определи, сколько кирпичей было использовано.

URL: https://sites.google.com/a/sch130.ru/webquestnumeration/test1

Ответ на задание ученики отправляют через эту же форму. Т.е. через опросные формы организатор может контролировать ход игры.

Сервисы сайта LearningApps http://learningapps.org/ были использованы в игре «Первый школьный квест по математике и информатике» для создания интерактивных упражнений: кроссворд «Имена», лото «Лишняя пара» и филворд «Символы».

URL: https://sites.google.com/a/sch130.ru/1-5-12-2014/etap-3

На сайте игры «Весенний квест по математике» опубликовано задание «Ребус», созданное инструментами сайта «Ребус Номер Один» http://rebus1.com/.

URL: https://sites.google.com/a/sch130.ru/1-5-12-2014/etap-2

Для выполнения некоторых заданий игрокам предлагается познакомиться с дополнительными материалами, которые могут быть опубликованы на главном сайте игры или же доступны по ссылкам на документы в сети Интернет. Осуществление различных видов поиска в сети выполняется через сайты Google, Яндекс и т.д.

В ходе игры организатору важно отслеживать выполнение и результативность работы игроков, это необходимо для своевременного оказания помощи и корректировки действий учащихся. Для этих целей можно использовать Таблицу продвижения и результатов, созданную с помощью таблиц сервиса Документы Google. Во время игры Таблица постепенно заполняется оценками за каждое задание, оперативно отображая общий результат команды.

URL: https://sites.google.com/a/sch130.ru/4-2015/rezultaty

Создание информационной среды интеллектуальной игры для школьников в форме сайта позволяет учителю вовлечь школьников в образовательный процесс через игровую деятельность, создавая ситуации успеха, познакомить учеников с современными облачными технологиями и сервисами; разнообразить учебные формы деятельности.

Список источников:

1. Башмаков М.И., Ларионов М.С. Ипокрена. Педагогический альманах. Выпуск 2. – СПб: ООО «ЦПО», 2014.

2. Гусельникова Е.В. Как считали разные народы…[Электронный ресурс]. 2014. URL: < https://sites.google.com/a/sch130.ru/webquestnumeration/>

3. Гусельникова Е.В. Первый школьный квест по математике и информатике [Электронный ресурс]. 2014. URL: < https://sites.google.com/a/sch130.ru/1-5-12-2014/>

4. Гусельникова Е.В. Весенний квест по информатике и математике [Электронный ресурс]. 2015.  URL: < https://sites.google.com/a/sch130.ru/4-2015/>

5. Гусельникова Е.В. Осенний квест по математике и информатике [Электронный ресурс]. 2016.  URL: <https://sites.google.com/a/sch130.ru/osennij-kvest-po-matematike-i-informatike/>

6. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. URL: <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1079>

7. Щербаков Ю. Создание образовательных  веб-квестов  [Электронный ресурс]. Новая школа: мой маршрут. 2-я международная образовательная научно-практическая on-line Конференция, 2014. URL: <https://sites.google.com/site/masterskaavebkvest/>

Количество просмотров: 10169  

Добавить комментарий

1. Облачные технологии в работе учителя начальных классов как способ формирования универсальных учебных действий учащихся
2. Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы с помощью ИКТ в школе для обучающихся с проблемами слуха
3. Использование лингвистических словарей в начальной школе при формировании метапредметных умений
4. Технология и инструменты создания информационной среды интеллектуальной игры для школьников
5. Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач в рамках учебного занятия
6. Формирование информационной культуры младшего школьника как способ достижения метапредметных результатов
7. Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность
8. Совместное развитие проектных ИКТ-компетенций учителя и обучающихся в информационно-образовательной среде
9. Использование интерактивной доски на уроках литературного чтения у неслышащих детей
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы