Экологическая кладовая писателей: экобиблиографическое пособие для детей и взрослых
Данное методическое пособие является одним из продуктов работы образовательного учреждения в рамках Дней защиты от экологической опасности. «Экологическая кладовая писателей» представляет собой библиографическое пособие, которое нацелено на популяризацию природоведческой литературы. В экологическую азбуку вошли книги от "А" до "Я" о природе, экологических проблемах, а также те книги, которые находятся в фонде школьного информационно-библиотечного центра. Каждое издание представлено в наиболее полном виде: название, автор, краткое содержание каждой книги и красочная обложка. Мы представили 85 книг.
Уникальность проекта в том, что пособие содержит алфавитный указатель: это фотографии букв, которые изготовили сами участники из бросового материала.
Данное пособие может быть использовано преподавателями как дополнительный материал на уроках естественного цикла, внеурочных занятиях в рамках ФГОС нового поколения, факультативах, кружках, а также школьниками в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам «Окружающий мир», «Биология» и «Экология». Также «Экологическая кладовая писателей» поможет и старшеклассникам при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Это обусловлено тем, что в последнее время учащимся на экзаменах предлагают всё больше тем и текстов, связанных с экологией.
Оно будет интересно всем категориям пользователей, особенно любителям природы и людям, не равнодушным к судьбе природоохранных территорий. Надеемся, что наш указатель станет хорошим подспорьем для учащихся в написании докладов, рефератов, сообщений и др. работ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили как писатели прошлых веков, так и современности. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина».
В художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей. Эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.
В библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей» мы предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей так или иначе вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе.
В рамках Дней защиты от экологической опасности с 15 апреля по 5 июня в школе стартовал уникальный проект «Экологическая азбука». Идея проекта была в том, что участники проходят три этапа:
первый – создание букв азбуки из бросового материала, который может загрязнить природу;
второй – подбор книг о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре на определенную букву;
третий – творческая презентация – аннотация книг, которые прочитали.
«Экологическая азбука» – проект по созданию 33 объектов (объемно-художественных композиций) − букв, каждая из которых своим рисунком, конструкцией, материалом отражает тот или иной аспект экологической кладовой.
Новизна проекта, прежде всего, в том, что проект объединил творческих учеников, родителей и учителей школы, владеющих какой-либо техникой декоративно-прикладного искусства. Мастера выполнили буквы из разного материала: это пластиковые бутылки, пуговицы, ленты, старые нитки, упаковка от продуктов, старые фломастеры, трубочки и колпачки, газеты, фантики и другие предметы, от которых многие пытаются избавиться, выбрасывая в мусорное ведро, тем самым нанося удар природе и даже не догадываясь, какие возможности несёт этот материал для творчества. А люди с воображением и творческой жилкой делают из этого всего уникальные шедевры.
Таким образом, «Экологическая азбука» превратилась в библиографическое пособие, предназначенное для учащихся разного возраста и их родителей с целью знакомства с произведениями художественной литературы по экологии. В пособие вошли замечательные истории, рассказы, сказки, энциклопедии, художественная ценность и занимательность которых не вызывают сомнений.
Наш проект нацелен на создание библиографического пособия по экологии.
Для реализации нашей цели мы поставили перед собой задачи: использовать бросовый материала в изготовлении макетов букв азбуки; изучить художественные произведения о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре; презентовать книги в соответствии с экологической азбукой.
Данное информационное пособие является своеобразным навигатором, который необходим каждому читателю в его плавании по экологической литературе. И если у вас появились вопросы: Как охраняются главные природные ресурсы: воздух, вода, почва, растительный и животный мир? Какую роль в охране живой природы играют заповедники, зоопарки и ботанические сады? Какую помощь взрослым могут оказать школьники в охране окружающей среды, то на них ответят книги, представленные в библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей».
СОДЕРЖАНИЕ
На основании опыта работы предлагаем алгоритм реализации проекта.
Цель: Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.
Участники проекта: Учащиеся, родители, учителя.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: социально-творческий.
По содержанию – интегративный.
По характеру участия учащихся в проекте – от зарождения идеи и до получения результата.
По характеру контактов – в контакте с семьей.
По количеству участников – коллективно- групповой, разновозрастный
По продолжительности – долгосрочный.
Сроки и этапы реализации Проекта:
1 этап – Подготовительный (февраль).
Цель: Донести до участников проекта важность проекта.
Погружение в проект участников образовательного процесса.
2 этап – Практический (март-июль).
Цель: Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.
Организация и осуществление творческо-поисковой деятельности.
3 этап – Аналитический (сентябрь).
Цель: Презентация результатов.
Подведение итогов реализации Проекта.
Основные мероприятия по реализации проекта
| 
 Планируемые мероприятия  | 
 Сроки  | 
 Ответственные  | 
| 
 Подготовительная работа  | 
||
| 
 Заседание Совета образовательного учреждения по рассмотрения вопроса участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности». Продукт деятельности. Мозговой штурм.  | 
 Февраль 2015 г.  | 
 Лекомцева Г.Ю., зам. директора по ВР  | 
| 
 Нахождение педагогов-единомышленников.  | 
 Февраль 2015 г.  | 
 зам. директора по ВР  | 
| 
 Разработка проекта « Экологическая азбука»  | 
 Февраль 2015 г.  | 
 зам. директора по ВР  | 
| 
 Регистрация участников проекта. Выбор объекта для творческой деятельности (выбор букв)  | 
 Февраль 2015 г.  | 
 зам. директора по ВР  | 
| 
 Старт – программа проекта «Экологическая азбука». Донести до участников проекта важность проекта. Погружение в проект участников образовательного процесса.  | 
 Февраль 2015 г.  | 
 зам. директора по ВР  | 
| 
 Практический этап  | 
||
| 
 Выбор бросового материала для создания буквы «Экологической азбуки»  | 
 Март – апрель  | 
 Участники проекта  | 
| 
 Творческая деятельность участников Проекта  | 
 Март – июль  | 
 Участники проекта  | 
| 
 Изучение фонда школьного информационно-библиотечного центра на наличие литературы о природе, экологии.  | 
 Июнь – август  | 
 Участники проекта  | 
| 
 Презентация книг в соответствии с экологической азбукой.  | 
 Июнь – август  | 
 Участники проекта  | 
| 
 Аналитический  | 
||
| 
 Подготовка к презентации букв и информационной справки по объекту для путеводителя «Экологическая Азбука»  | 
 Август  | 
 Участники проекта  | 
| 
 Открытие выставки « Экологическая азбука»  | 
 1 сентября  | 
 Заместитель директора по ВР, участники проекта  | 
| 
 Проведение круглого стола для участников проекта.  | 
 15 сентября  | 
 Руководитель проекта  | 
| 
 Подготовка экскурсоводов по объемно-художественной выставке «экологическая азбука»  | 
 Октябрь  | 
 Руководитель проекта  | 
| 
 Передвижная выставка «Экологическая азбука», «Экологическая кладовая писателей»  | 
 Октябрь 2015г Сентябрь 2016 года  | 
 Руководитель проекта  | 
| 
 Использование проекта «Экологическая азбука» в урочной и внеурочной деятельности». Проведение музейных уроков. Проведение классных часов. Старт – проекта «Экологическая кладовая писателей». Использование фотографий букв азбуки в экобиблиографическом указателе.  | 
 Октябрь 2015г Сентябрь 2016 года  | 
 Заместитель директора по ВР, учителя предметники. Классные руководители  | 
1. Объединить участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.
2. Вызвать у детей познавательный интерес и уважение к истории своего поселка.
3. Принять участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности».
4. Помочь приобрести школьникам опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
5. Создать воспитательное пространство для активного приобщения ребенка к духовно- нравственному воспитанию.
6. Организовать разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности.
Количественные и качественные показатели реализации Проекта
| 
 Результаты проекта  | 
 Количественные показатели  | 
| 
 Создание объемно-художественных композиций, букв «Экологической азбуки»  | 
 33 букв  | 
| 
 Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.  | 
 327 человек  | 
| 
 Участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности»  | 
 Проект оценили жители поселка  | 
| 
 Создано экобиблиографическое пособие для детей и взрослых.  | 
 Создан путеводитель в бумажном и электронном варианте  | 
| 
 Организованно передвижных выставок  | 
 15  | 
| 
 Проведено 40 библиотечных уроков  | 
 Охват 900 человек  | 
| 
 Проведено 36 классных часов  | 
 Охват 789 человек  | 
| 
 Подготовлено экскурсоводов  | 
 20 человек  | 
| 
 Фотографии букв использованы в экобиблиографическом указателе  | 
Приложение. «Экологическая кладовая писателей»: библиографическое пособие по экологии
| Количество просмотров: 3630 | 
	
Добавить комментарий