Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с малыми жанрами русского народного фольклора
«С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Одними из задач патриотического воспитания являются:
– активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
– углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;
– формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
– формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России.
Фольклорное наследие русского народа – это сокровище его национальной духовной культуры, народной педагогической мысли. Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»
Фольклор – это народная педагогика, воспитание с помощью ритмических построений, напевности, сочетания слова с музыкой и движением. Фольклорное наследие русского народа позволяет организовать эстетическое воспитание детей не только наиболее одаренных, а всех.
Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок познаёт мир, начиная с колыбельных песен, дорастая до сказок, былин, сказаний, постигая сложнейший мир эпических героев и нравственных идей.
В фольклорном творчестве отразилась такая важная особенность, как общность, единство народов России. Патриотическое сознание, образцы нравственных норм поведения нашли отражение в потешках, пословицах и поговорках, сказках и былинах и других фольклорных жанрах, раскрывая перед детьми картины из жизни, быта русского народа, традиции и обряды.
Детский фольклор – это особенный вид народного творчества, сопровождающий человека в период его детства. Уже много столетий прибаутки, пестушки, приговорки, потешки, считалки, сказки ненавязчиво поучают и воспитывают ребёнка, приобщая его к культуре своего народа, осуществляя связь поколений и передачу накопленных знаний и опыта. Произведения русского фольклора помогают дошкольникам различать и осмысливать «доброе» и «злое», положительно влияют на становление личности и психическое здоровье детей, способствуют проявлению великодушия и заботы ко всему окружающему.
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности дошкольников: для младшего дошкольного возраста более доступны колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, короткие считалки; в средней группе большее место уделяется народной сказке, закличкам, кричалкам; дети старшего дошкольного возраста осваивают такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, перевёртыши, дразнилки.
В нашем дошкольном учреждении художественно-эстетическое направление развития детей является приоритетным. Творческой группой педагогов разработана рабочая программа «Русская горница» по приобщению к истокам русской народной культуры, рассчитана на детей с 3 до 7 лет.
Цель программы: ознакомление с жизнью и бытом русского народа; развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.
Одним из направлений работы по программе является ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
Знакомя дошкольников с малыми фольклорными жанрами, ставим следующие задачи:
– Знакомить детей с бытом, традициями и обычаями русского народа.
– Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к фольклорным произведениям, обогащать словарный запас детей.
– Формировать у дошкольников первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, развивать разговорную речь детей.
– Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа России.
– Приобщать детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.
– Создавать у детей определенный запас русских народных потешек, считалок, закличек и т. д.
– Содействовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, культуры поведения в среде сверстников.
– Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность дошкольников.
– Развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, наблюдательность, активизировать мышление, мелкую моторику и координацию движений, по словесному указанию выполнять действия с пальчиками.
– Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
На всём протяжении дошкольного возраста дети осваивают малые фольклорные формы:
1. Колыбельные песни.
2. Потешки.
3. Прибаутки.
4. Заклички, приговорки, кричалки.
5. Считалки.
6. Скороговорки.
7. Загадки.
8. Пословицы и поговорки.
9. Небылицы-перевёртыши.
10. Дразнилки.
С самого рождения в своей семье ребёнок начинает знакомиться с поэзией пестования – пестушками, колыбельными песнями. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Народные колыбельные песни представляют собой своеобразные обереги – заговоры при воздействии сочетания музыки и слова. К приходу в детский сад ребёнок получает представление о ритме и рифме стихотворного произведения.
Воспитатели приобщают дошкольника к народной культуре через знакомство с различными фольклорными произведениями в ходе режимных моментов. Используя приём «минутка вхождения в день», педагог совместно с детьми инсценирует потешки, прибаутки. Приучая к правилам гигиены, во время пробуждения-потягушек – исполняют приговорки. Простой ритмичный текст, жизненный сюжет, краткость малых фольклорных форм позволяет педагогам сделать воспитательные моменты по передаче нравственных основ ненавязчивыми, занимательными, весёлыми.
Фольклорные загадки не только знакомят с предметами быта, объектами живой и неживой природы, но и развивают образное мышление, смекалку, сообразительность.
Пословицы и поговорки, применяемые в НОД, игровых ситуациях приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине.
Систематическое планирование проектно-творческой деятельности с использованием фольклорных произведений способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем большинство тем повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. В нашем дошкольном отделении осуществлена проектная деятельность по следующим темам: «Ясно-Солнышко», «Коляда-Маляда», «Встреча жаворонков», «Красная горка», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебное слово – мама», «Наши папы и дедушки – защитники России». Активное привлечение родителей дошкольников в общую проектную деятельность позволяет активизировать работу в семье по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В процессе усвоения различных форм фольклорных произведений, приобретения знаний о национальной культуре происходит формирование национального самосознания детей. Дошкольники учатся общаться со сверстниками и взрослыми, основываясь на национальных особенностях и общечеловеческих ценностях.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Волгоград: «Учитель», 2007. - 203 с.
2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010, 96 с.
3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский – Ростов-на-Дону, Изд. «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
6. Писарева, А. Е. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В. Уткина. – М.: «Сфера», 2011. – 128 c.
7. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. / С. С. Степанов – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.
8. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 22.05.2018).
Количество просмотров: 10324 |
Добавить комментарий