Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края

 
 

Юршина Юлия Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77  г. Новосибирска

 

Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

Константин Симонов

Мы живем в молодом быстро растущем микрорайоне Родники, города Новосибирска. Здесь много молодых семей, часто мы встречаем родителей, приехавших из других регионов и городов, к сожалению, у них наблюдается низкий уровень знаний о городе, в котором они сейчас живут и где родились их дети.

Готовясь к 125-летнему юбилею города Новосибирска, мы провели с родителями анкетирование «Город, в котором я живу», результаты показали, что большая часть родителей имеет низкий уровень знаний о культурных, исторических ценностях города Новосибирска, традициях пришедших от наших предков, о людях, прославивших наш город и нашу область.

Данное анкетирование было проведено в начале запуска проекта и по завершению запланированной деятельности. На диаграммах мы можем увидеть, насколько повысился уровень знаний родителей о городе Новосибирске и родном крае.

К сожалению, сейчас все реже встречаются семьи, которые уделяют много времени общению со своими детьми, часто общение происходит по дороге из дома в детский сад и обратно. Родители все реже читают книги детям перед сном, место книги, во многих семьях, занимают развлекательные телевизионные передачи. Не посещают музеев, которыми богат Новосибирск. Не знают, что в Новосибирске есть авторы-литераторы в том числе и детские…

 В современных условиях, происходят глубочайшие изменения в жизни общества, большой поток информационного воздействия, влияние западной культуры накладывает негативный отпечаток на наше общество. Просматривая иностранные фильмы, дети «впитывают» чужую культуру и названия чужих праздников. Семейный отдых родители, чаще всего планируют за пределами нашей родины, изучают, культурные и исторические ценности той страны, в которую планируют отправиться в отпуск, забывая о прекрасных, заповедных уголках Новосибирска, области, родного края.

«Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример ему!»

Необходимо заинтересовать родителей, напомнить о важности преемственности поколений, о знании истории города и края, в котором ты живешь, особенностях традиций и декоративно-прикладного творчества нашего народа, так как прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Именно поэтому приоритетным направлением в данном проекте мы обозначили совместную работу с семьями воспитанников направленную на расширение знаний родителей об исторических и культурных ценностях родного края, которые прославляют столицу Сибири – Новосибирск.

Педагогическим коллективом ДОО было принято решение о запуске совместного с родителями проекта «Родной свой край, люби и знай!» направленного на формирование нравственно-патриотического, художественно-эстетического развития у дошкольников через приобщение к истории, культуре и традициям родного города и края.

Целью данного проекта является приобщение дошкольников к истории, культуре и традициями родного города и края.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции).

2. Формировать представление о городе Новосибирске и Новосибирской области как своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

3. Познакомить с культурными ценностями и традициями города Новосибирска и поселка городского типа Ордынский с его природными богатствами (Обское водохранилище, Караканский заповедник).

4. Познакомить детей и родителей с людьми, которые внесли большой вклад в культурное развитие города (Мухлынина Н.И. автор уникальной Ордынской росписи, Магалиф Ю.М. детский писатель, Шамов В.В. писатель, Шило Р.А. основатель Новосибирского зоопарка).

Развивающие:

1. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу и краю.

2. Развивать экологическую культуру у детей и их родителей.

3. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.

2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.

3. Формировать нравственные качества личности ребенка: уважение к людям, прославляющим родной край, чувство гордости к родным местам.

Для реализации поставленных задач, нами был составлен подробный перспективный план по знакомству детей с городом Новосибирском и родным краем. Особое внимание мы уделили художественно – эстетическому развитию. Педагогами были разработаны тематические беседы, виртуальные экскурсии, познавательные фильмы, сопровождаемые музыкальным оформлением, с использованием стихотворений русских писателей.

Были составлены картотеки: «Народных музыкальных игр», «Народных подвижных игр», «Пословиц и поговорок о семье и родном крае», «Стихов, рассказов, сказок о родном крае».

 

Большое внимание мы уделили знакомству детей с известными людьми Новосибирска и области: Ю. М. Магалиф и его сказки, В.В. Шамов и его персонажи Городовичок и Обинушка, Р.А. Шило основатель самого большого зоопарка России, художница Н.И. Мухлынина и её уникальная Ордынская роспись.

Знакомство с детским писателем Юрием Магалифом и персонажем его сказки – Жаконей

Знакомство с детским писателем Владимиром Шамовым и персонажами его сказок – Обинушкой и Городовичком

Знакомство с творчеством Мухлыниной Н.И. и Ордынской росписью

Особое внимание мы уделяем работе с родителями воспитанников и активно привлекаем их к участию в образовательном процессе. В рамках проекта родители с детьми посетили музеи города Новосибирска и изготовили фотоколлаж «В музей всей семьей». В группе ДОО был организован мини-музей старинных предметов. Все родители приняли активное участие в пополнении музея интересными экспонатами: деревянная посуда, расписанная различными росписями, старинная монета 1783 года, пяти рублевая купюра 1909 года, различные березовые туески, лапти, самовар, тряпичные куклы, скатерть, деревянные игрушки, старинные подстаканники и др.

 

Наше ДОО оснащено современным мультимедийным оборудованием, что позволяет педагогам с детьми совершать различные виртуальные путешествия. Педагогами были разработаны «Прогулки» по музеям Новосибирска («Музей игрушки», «Музей солнца», «Краеведческий музей», «Музей сказок» и др.).

В рамках знакомства с уникальностью природы родного края педагоги совместно с родителями изготовили игровой макет посёлка Ордынский Новосибирской области, находящийся на берегу Обского водохранилища в окружении могучего соснового бора. Дети совершили виртуальное путешествие в Караканский заповедник, увидели красоту сибирского леса вдохновившего Нину Ивановну Мухлынину на создание Ордынской росписи.

С преподавателем по ИЗО деятельности дети познакомились с элементами Ордынской росписи, подготовили подарок для мам к празднику 8 марта, расписали кухонную дощечку элементами Ордынской росписи. Ко дню рождения города Новосибирска изготовили альбом «Любимые животные нашего зоопарка» в нетрадиционной технике. Педагогами группы были изготовлены различные дидактические игры, которые бы знакомили детей с историческим и культурным наследием нашего края и города (круги Луллия, разрезные картинки, «бродилки», мозаики), для знакомства детей с видами росписей России (гжель, хохлома, Городец, Ордынская роспись).

На музыкальных занятиях дети познакомились со звучанием русских народных музыкальных инструментов. Для знакомства с культурой нашего народы были проведены народные гуляния «Приходила Коляда!», «Широкая масленица», родители воспитанников принимали активное участие в подготовке детских костюмов для праздничных гуляний. С детьми были проведены тематические беседы о значении данных праздников в нашей культуре, дети познакомились с русскими народными костюмами, расширили свой словарный запас редко используемыми словами: косоворотка, кушак, лапти, кокошник и другими редко используемыми словами.

Дети познакомились с убранством русской избы, совершив виртуальное путешествие в горницу. Педагогами было разработано дидактическое пособие лэпбук «Русская изба» с различными дидактическими играми («Лото-предметы русского быта», «Народные гуляния», «Игрушки наших бабушек», мнемотаблицы «Расскажи сказку», «Сказки по валенки и лапти»).

В рамках знакомства с культурой родного края дети посетили музей тряпичных кукол, организованный в группе №21.  Эта экскурсия произвела большое впечатление на детей и что бы поддержать этот интерес мы с детьми изготовили тряпичную игрушку «Зайчик на пальчик», предварительно проведя тематическую беседу о данной игрушке.

Воспитателем 21 группы был проведен мастер- класс для родителей наших воспитанников, на котором Марина Геннадьевна провела ознакомительную консультацию о народных игрушках и изготовила обережную куклу «Кукла – радость».

Подводя итоги выполненной работы, мы можем сделать следующие выводы:

– В ДОО пополнена и обновлена стимулирующая РППС по ознакомлению детей культурой родного края и города Новосибирска.

– Дети и родители познакомились с людьми, которые внесли большой вклад в культурное развитие нашего города и области, повысили и расширили уровень знаний о городе Новосибирске, познакомились с историческими фактами о родном городе, с его основными достопримечательностями.

– Благодаря проведенной работе повысилась и активизировалась познавательная деятельность детей. Заметно повысился интерес к различным видам изобразительной деятельности, к предметам народного декоративного-прикладного творчества.

– У детей наблюдается рост эмоциональной восприимчивости к услышанным литературным и музыкальным произведениям.

– Повысился уровень взаимодействия всех участников проекта в образовательном процессе.

Количество просмотров: 10722  

Добавить комментарий

1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы