Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников

 
 

Ширяева Вера Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ № 251 г. Новосибирска

 

Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Влияние тестопластики на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательно-речевой сферы и художественно-продуктивной деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Работая над проектом, были созданы условия для эффективного освоения детьми методов работы с тестом с учетом развития речевой функции через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Мною был составлен перспективный план, в котором я разработала цикл НОД. Цель НОД направлена на создание условий речевой коррекции, развитие мелкой моторики, самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом. Усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами. 

Выбрав работу с соленым тестом. Тесто замешивала вместе с детьми и при их активной помощи. Тесто можно помять, понюхать, высказать свое впечатление от соприкосновения. Да и сам процесс очень важен для детей.

Планирование данного вида деятельности шло параллельно и с опорой на тематический план логопедических занятий. В процессе работы в активную речь детей вводился тот лексический материал, который отрабатывался логопедом в данной период времени.

НОД лепкой является и НОД по развитию речи. В процессе сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая организация стимулирует речевую активность, речевое подражание, а в дальнейшем организует постоянный диалог с игрушечным персонажем. Лепка стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря. НОД нужно выстроить таким образом, чтобы обогатился словарь. Развились моторные функции, синхронизировалась работа обеих рук.

Первый опыт лепки из соленого теста – это плоские фигурки: солнышко, тарелочка с декором из лапши. Для раскатывания брала скалочки, для вырезания трафареты, заглаживали работы при помощи жидкого клея или воды, используем для этого стеку. Объемные формы соединяем при помощи спичек, зубочисток и проволоки. Основу декорируем деталями. Разнообразие декорирования дает возможность детям развить креативность воображения и свой талант декоратора.

В ходе выполнения поделок использовала коллективный вид работы. В зависимости от содержания и назначения работы организовала детей в подгруппы, при этом учитывала общность интересов и возможности каждого ребенка. Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей, цели, воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

В процессе овладения тестопластикой движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Очень заметно влияние тестопластики и на выразительность речи детей, так как через эмоциональное восприятие своих работ детям гораздо легче усвоить, закрепить образные, яркие сравнительные обороты речи, активировать словарь действий, признаков, наречий.

Лепка из соленого теста способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления. Она заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.

Важно чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности.

Мои воспитанники дарят подарки родителям и сотрудникам детского сада, также участвуют в выставках-презентациях тестопластики в нашем саду:

«Осень в гости просим»

«Скоро новый год»

«Осьминожки»

«Неугомонный петушок»

«Веселые бельчата»

Лесная сказка»

«Красная шапочка» и многие другие.

Осваивая далее тестопластику, стали использовать технику мозаика.

Принцип данной техники заключается в скатывании мелких шариков и осуществлении налепов круглой формы на силуэтное изображение или на фон работ. В результате получаются яркие объёмные картинки.

В ходе выполнения таких работ активизирую детей на речевое сопровождение своих действий. Выполняя работу, ребята высказывают своё отношение к появляющимся деталям картины, устанавливают связь между её фрагментами, планируют свою деятельность, проговаривая, что уже сделано, что делают, что ещё предстоит сделать. В процессе деятельности в непринужденной, тактичной форме стараюсь поправлять речевые ошибки, давать правильный образец, подходить дифференцированно к устранению отдельных недостатков устной речи у каждого воспитанника.

Количество просмотров: 10942  

Добавить комментарий

1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы