Урок мужества «Дороги Победы» с приглашением гостей
Цель сценария: содействовать формированию патриотизма детей и подростков на основе исторических событий.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с подвигом сибиряков-железнодорожников во время ВОВ.
2. Воспитание уважения к защитникам Отечества.
3. Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Вступительное слово классного руководителя:
Добрый день, дорогие ребята и гости нашего урока. Уроки мужества мы проводим с вами ежегодно. И сегодня у нас в гостях начальник группы обслуживания сибирского железнодорожного агентства по обслуживанию пассажиров Павлючик Марина Викторовна, она также мама ученицы нашего класса Павлючик Полины.
Страна вздрогнула после объявления о начале войны. Привычная спокойная мирная жизнь подошла к концу. На всех крупных станция Западно-Сибирской магистрали прошли митинги. Во второй день войны на митинге в паровозном депо «Инская» три сотни человек изъявило добровольное желание отправиться на фронт под флаг и знамя Красной Армии. В те года Западно-Сибирская железная дорога состояла из Томской и Омской магистралей. Труженики этих дорог мгновенно перестроили свою работу. Магистраль заработала в интересах обороны страны.
Сибирякам-железнодорожникам приходилось перевозить войска и снаряжение на запад, принимать большой поток эвакуируемых на восток людей и оборудования. Осень и зима первого года Великой Отечественной войны была очень тяжелой для Западно-Сибирской магистрали, выгрузка на Омском и Новосибирском узлах возросла втрое, а на Барнаульском, Томском и Новокузнецком узлах – в полтора-два раза.
Знаменитое лунинское движение возникло на Томской железной дороге. Н. А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов. Лунинцами были три четверти паровозных бригад Томской магистрали. Им удалось сэкономить за 11 месяцев 1,5 млн рублей. В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских железных дорогах уже трудилось более 1400 лунинских бригад. Трудились не покладая рук. А все ради одного дня…
Доклад ученика:
Но кроме организации перевозок, железнодорожники Сибири получали оборонные заказы для фронта. Исключительно в трех сибирских депо – «Инская», «Тайга», «Промышленная» – выпускали до ста наименований изделий для фронта. Это были и минометы, и боеголовки для снарядов, и финские ножи и многое-многое другое. Но в книги Великой победы есть особая страница, которая опять же досталась работникам Западно-Сибирской железной дороги. Наверное, многие догадались, строительство бронепоездов – еще одна заслуга сибиряков. Самыми первыми начали строить бронепоезда тайгинцы. Меньше чем за год в эксплуатацию был введен бронепоезд «Лунинец». В апреле 1942 года машинистом П. Хурсик боевая машина была отправлена на фронт. Боевое крещение экипаж «Лунинца» принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года. В Тайге построили еще один бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», эстафету подхватили и в Новосибирске. Там был построен бронепоезд «Советская Сибирь». Произведения героев труда – сибирских железнодорожников стали грозой врага. Эти бронепоезда совершили 1500 огневых налетов на позиции немцев. Экипажами было уничтожено 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров Вермахта.
Бронепоезд «Советская Сибирь»
Рассказ Павлючик Марины Викторовны:
Мы с вами сейчас посмотрим замечательный фильм, созданный работниками Западно-Сибирской железной дороги об огромном вкладе железнодорожников в Победу в Великой Отечественной Войне. Мне так же хочется рассказать о своих прабабушке и прадедушке, работавших в годы войны на восстановительном поезде Паровозного Депо и дедушке, прошедшем всю Войну.
В нижнем ряду слева моя прабабушка, рядом прадедушка. Еще на фото в центре их дочь-моя бабушка и родные братья прабабушки, которые в годы войны трудились в тылу и воевали.
Мой дедушка Разинкин И. П.
Прабабушка Герасимова Мария Петровна и прадедушка Герасимов Семён Михайлович всю жизнь трудились в Паровозном Депо в восстановительном поезде помощниками машиниста крана. По рассказам бабушки я знаю, как трудно им приходилось в те годы, но в голове у них была только одна мысль: фронту нужен наш труд!!!. И они трудились, не жалея здоровья. Обоим присвоено звание «Ветеран труда». Бабушка удостоена медали «За доблестный и самоотверженный труд в тылу».
Мой дед Разинкин Иван Петрович работал до войны в депо ст. Инская, но в 1941 году ушёл на фронт и прошёл всю войну в составе 193 Миномётного Мгинского Краснознамённого полка. Звание Мгинского полк получил после жесточайшей битвы за посёлок Мга, крупный железнодорожный узел в Ленинградской области, захваченный немцами в 1941 году. Победа в этой продолжительной битве в 1944 году, дала возможность нашим войскам прорвать блокаду Ленинграда. Дед участвовал во многих битвах и дошёл до Берлина, но потом в составе того же полка отправился воевать с Японией. Вернувшись домой с победой в 1946 году, дедушка продолжал трудиться в паровозном Депо и работал там до 1971 года. В 1971 году получил инвалидность, дали знать боевые ранения. Имеет награды: «Орден Красной Звезды», медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945», медаль «За победу над Японией» и другие медали.
Далее просмотр документального фильма с воспоминаниями ветеранов-железнодорожников, доживших до наших дней, о страшной войне.
Последнюю песню «День Победы» в фильме слушали все стоя, со слезами на глазах.
Классный руководитель:
Сегодня мы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Может ли человек проявить мужество в мирное время?
Примерные ответы детей:
– Пожилые люди стали мне ближе, роднее.
– Мне кажется, я не смогу нагрубить ветерану.
– Очень жалко стало наших прабабушек - у них ведь не было детства.
– Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.
– Стало стыдно за свое хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам
– Я с гордостью буду думать о профессии железнодорожника.
– И в мирное время есть место для мужества: не пройди мимо чужого горя, научись признавать ошибки, уважай старших, помоги младшему.
Ученик 2 читает стихи:
Мужество — с силою вражьей биться,
тревогу трубя, до самой последней пули,
оставленной для себя.
А если вдруг обессилишь —
бессилье своё признать
и снова суметь подняться,
всё снова опять начать.
Ученик 3 читает стихи:
Когда бы всё, что нам хотелось,
вершилось в жизни без труда,
с лица земли исчезла б смелость,
которой брали города.
И если б горькие ошибки
не жгли нам руки и умы,
считали б чистые улыбки
всего лишь вежливостью мы.
А я за то, чтоб в жизни встретить и неудачу, и грозу,
улыбку вовремя заметить,
припрятать вовремя слезу.
Чтобы на каждом повороте
тревожный красный свет не гас.
Чтобы и в жизни, и в работе
судьба не баловала нас.
Ученики по очереди:
1. В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – Мы!
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
2. Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!
3. Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
4. Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
5. О минувшей войне мы говорим и помним не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем.
Отзыв Марины Викторовны Павлючик:
Меня очень порадовало, что ребята слушали с большим интересом, с таким же интересом смотрели фильм. После просмотра у многих возникли вопросы, которые мы дружно обсудили. С восторгом узнали они, в честь кого названа площадь возле цирка и, мне кажется, вдохновились делами прославленного машиниста Н.А. Лунина. С интересом слушали рассказы ветеранов, ведь не каждому удавалось вот так из первых уст, хоть и с экрана, услышать истории о Войне.
Количество просмотров: 7144 |
Добавить комментарий