Информатизация и её влияние на когнитивные процессы детей и подростков
Бесчисленные информационные технологии, а вместе с ними цифровые устройства, которые используются детьми и подростками, влияют не только на состояние их здоровья, но и на когнитивные процессы. По оценке международной исследовательской и консалтинговой компании «International Data Corporation» к 2025 году объём данных во всём мире составит 163 зеттабайт, что будет в 10 раз больше, чем общий объём данных предыдущих лет [1, 2]. Ежедневное многочасовое пребывание молодого поколения в виртуальной среде не может не повлиять на изменение их мышления.
В отличие от предыдущих поколений у современных детей и подростков мышление характеризуется как клиповое. В основе такого мышления лежит поверхностное понимание, фрагментарность (мозаичность) запомнившихся событий, структурная несвязность и алогичность [3].
Понятие «клиповое мышление» впервые ввёл в научный оборот американский философ и социолог Элвин Тоффлер (1928-2016) в своей книге «Третья волна». Однако понятие клиповости стало формироваться ещё в 60-х годах прошлого века. Философ и литературовед Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) предсказал появление нового когнитивного явления. Он писал, что развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры [4]. В России термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов, когда философ Ф.И. Гиренок в своих научных трудах отметил, что в самые ближайшие десятилетия логическое мышление перестанет играть важную роль в современном мире, произойдёт замена линейного, бинарного мышления на нелинейное [5].
Следует отметить, что мышление не отделено от высших психических функций, таких как внимание, восприятие и речь. Они, в свою очередь, тоже изменяются. Так, при клиповом мышлении учащийся во время чтения текста концентрирует своё внимание лишь на отдельных словах и фразах, при этом не задумываясь о значении и связи слов в предложении [6]. Отсюда возникает скудность речи, отсутствие возможности связно выразить свою мысль, изложить содержание увиденного, услышанного или прочитанного [7].
По мнению нейропсихолога, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета А. Семенович, в настоящее время наблюдается «недоразвитие и/или искажение церебральных и соматических механизмов развития в современной детской популяции» [8].
Вышеописанное объясняется тем, что при новом типе мышления происходят изменения в структурных частях головного мозга – в префронтальной коре и в гиппокампе. Вместе с этим снижается и способность ребёнка концентрироваться, а также через непродолжительное время после начала учебных занятий может возникать когнитивная усталость и рассеянность внимания [9].
Учёные в области психологии отмечают, что негативное влияние неправильной информации на сознание ребёнка «приводит к нарушению восприятия окружающей действительности и, как следствие, деформации личности». В связи с этим можно предположить следующее: если сознание ребёнка состоит из отрывочной информации, при этом большую часть времени он проводит в виртуальном пространстве, где доминирует негативная или искажённая информация, то это сознание будет находится в негативе по отношению к окружающему его миру. А значит, в условиях новой когнитивной реальности актуализируется проблема манипуляции сознанием ребёнка со стороны виртуальной среды [10].
Одной из характеристик современного времени является получение новой информации по типу «скольжения», т.н. «информационный сёрфинг», который нередко возникает из-за многозадачности. Многозадачность возникает в результате того, что человек занимается несколькими, часто не связанными друг с другом делами одновременно, а это значит, что он сталкивается с разными информационными потоками. Вышеизложенное подтверждают исследования кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, посвящённые изучению умственной работоспособности. С помощью корректурного теста С.М. Громбаха было выявлено следующее: у обучающихся с 8 по 10 класс в 2020-2021 учебном году коэффициент продуктивности статистически значимо не изменился, но отмечается увеличение количества ошибок в корректурной пробе и количества просмотренных строк по сравнению с их ровесниками, которые учились в 2014-2015 учебном году.
Можно предположить, что ошибки, которые допускают школьники третьего десятилетия происходят из-за быстрого просмотра знаков в строках теста, а это, в свою очередь, является результатом информационной перегрузки.
Видеоокулография (айтрекинг-исследование), проведённая среди учащихся с 8 по 10 класс, подтверждает современную гипотезу доминирования чтения по типу «F-паттерна», которая заключается в том, что в электронной (веб) странице современные дети и подростки прочитывают заголовок или верхнюю линию, а дальше просто сканируют левую сторону текста, додумывая содержание правой. Это увеличивает скорость чтения, но ухудшает понимание текста.
Перед педагогами, психологами, специалистами в области гигиены детей и подростков стоит важная задача ‒ адаптирование учебного процесса к новому типу мышления детей и подростков, тем самым противостоять стереотипам клиповости и сохранить понятийный (линейный) тип мышления.
Возникает вопрос, что же делать? Важно отметить, что клиповое мышление формируется у детей в ходе их взросления, с воздействием на них факторов со стороны информационной среды, которые были представлены выше. Следовательно, на данную проблему можно воздействовать. Прежде всего важна просветительская деятельность как среди учащихся и их родителей, так и среди педагогов. По результатам нашего социологического опроса, проведённого среди 110 педагогов общеобразовательных организаций и 134 родителей учащихся города Нижнего Новгорода, о данном типе мышления знают только 67,8 % педагогов и 31,2 % родителей.
В обучении учащихся было бы уместно использовать следующие педагогические методы:
– дивергентная карта – дидактическое средство с целью формирования, оценки и коррекции структур понятийно-познавательного опыта учащихся (концептуальных, семантических). Данная карта представляет собой графическую схему, состоящую из отдельных блоков и связанных между собой логическими связами;
– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение изобретательских задач. Изобретательская задача – задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в основе задачи, т.е. выявить первопричину и устранить эту причину;
– случайные ассоциации – это один из педагогических методов в обучении, который позволяет актуализировать взаимосвязь в сознании учащихся между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.
В частности, одним из способов, который позволяет предотвратить развитие клипового мышления – чтение художественных книг. С помощью чтения развивается когнитивная эмпатия, т.е. умение сочувствовать и сопереживать другим, а вместе с этим развивается эмоциональный интеллект.
Таким образом, совместная работа педагогов, гигиенистов, психологов и родителей позволит найти пути адаптации к клиповому мышлению, сделать его управляемым и оптимально учитывать его особенности в образовательном процессе.
Список литературы:
1. John D.R., Rydning G.J. Data Age 2025: The Evolution of Data to Life-Critical Don’t Focus on Big Data; Focus on the Data That’s Big. URL:https://www.import.io/wp-content/uploads/2017/04/Seagate-WP-DataAge2025-... (дата обращения: 19.08.2021).
2. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016. № 95 (2). С. 172-177.
3. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания. Актуальные проблемы педагогики. Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 21-28.
4. Архангельская И.Б. Г.М. Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: продолжение человека». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. Искусствоведение. 2008. № 4. С. 228-232.
5. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание / Ф.И. Гиренок. – Москва: Проспект, 2018. – 254 с.
6. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. №3. С.66-70.
7. Кутузова Н.В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации. // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Международной научной конференции (Казань, май 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. С. 6-8.
8. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Москва: Генезис, 2005. – 319 с.
9. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением. Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С.45-50.
10. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты. Психологические исследования. 2018. №11(59). URL: https://cyberpsy.ru/articles/negativnye-vozdejstviya-informacionnoj-sredy (дата обращения: 19.08.2021).
Количество просмотров: 4440 |
Добавить комментарий