Применение VR-технологий при обучении детей с нарушением слуха

 
 

Боровская Виктория Валерьевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Воложанинова Виктория Андреевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Горбунова Мария Александровна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Применение VR-технологий при обучении детей с нарушением слуха

Виртуальная реальность (англ. virtual reality, VR, искусственная реальность) – созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие.

Когда речь идет о VR в образовании, необходимо проводить четкую границу между обучением в виртуальной реальности и обучению виртуальной реальности. В первом случае VR не является самоцелью, это лишь дополнительное средство при обучении предмету, такое же, как учебник, интерактивная доска или мобильное приложение. Во втором случае дети приобретают новый навык работы с технологией: учатся 3D-моделированию, программированию, системному администрированию, дизайну пользовательского интерфейса и т. д.

Рассказываем именно о первом типе использования виртуальной реальности.

Образовательный контент можно разделить на 3 типа:

– видео формата 360 градусов;

– платформы и площадки;

– интерактивные программы.

Видео 360 градусов

Самое простое, что может использовать учитель в классе, это различные видео 360 градусов. Такие системы взаимодействуют с очками виртуальной реальности и переводят 2D-изображения и видео в 3D-формат, создавая обволакивающие изображения.

Платформы и площадки

Виртуальная образовательная среда создается в режиме реального времени, где участники образовательного процесса одновременно погружены в VR.

Интерактивные образовательные продукты

Этот тип образовательного контента представляет собой относительно автономные и завершенные разработки, готовые к использованию на уроке или в качестве домашнего задания.

VR-приложения вошли в повседневный обиход во многих школах США, Канады, Сингапура, ОАЭ, Китая. Несмотря на барьеры входа VR/AR-технологий в российские общеобразовательные учреждения, интерес к новым технологиям постоянно растет как в среде преподавателей, так и, безусловно, у самих учеников.

На сегодняшний день образование считается одним из наиболее перспективных направлений для развития и внедрения технологий виртуальной реальности. Идея применения виртуальной реальности с целью обучения уже далеко не новая, и VR-технологии уже давно используются – от виртуальных экскурсий на уроках истории или географии до обучения управления самолетом или скоростным поездом.

Преимущества использования VR на уроках языкового цикла:

1. Максимальная безопасность для наблюдателей: применение оборудования виртуальной реальности позволяет показывать процессы и явления, независимо от степени опасности (экстремальные виды спорта, путешествия в космос и др.).

2. 100 % вовлечение: школьники имеют возможность самостоятельно влиять на процесс эксперимента, вносить собственные коррективы, прерывать, выбирать доступную для понимания форму учебы.

3. Точное фокусирование: оборудование отображает окружающий мир на все 360°С, тем не менее пользователь может сконцентрировать собственное внимание на мельчайших деталях.

Хотим представить свой опыт использования VR-технологий при написании сочинения на тему «Экстремальные виды спорта» у обучающихся с нарушением слуха. Сначала мы с обучающимися вспомнили, что такое спорт, зачем нужно заниматься спортом. Изучили виды экстремального спорта, вспомнили терминологический словарь: экстремальный, сноуборд, защита, шлем, парашют. Обговорили, что экстремальные виды спорта помогают развивать характер и формировать сильную личность. Так же мы обозначили плюсы и минусы такого вида спорта.

Потом мы провели небольшой эксперимент.

Обучающиеся работали в двух группах. Обе группы должны были написать сочинение на тему «Экстремальные виды спорта». Одна группа получила обычную фотографию, в то время как другая смотрела на гарнитурах плейлист из нарезки видео 360 градусов.

Обе группы написали развернутое сочинение, но обучающиеся из второй группы, которые пользовались VR-видео смогли упорядочить свои впечатления и написать более подробное, эмоционально-окрашенное сочинение по просмотренному сюжету. Описательные фразы оказались более эмоциональными. VR-видео не только улучшило детальность описаний, но и подарило учащимся радость, позволив им почувствовать эффект погружения в путешествие!

На уроках географии использование VR-технологий оказалось более эффективным при проверке знаний. Например, в 6 классе после изучения нового материала по теме «Горы» на следующем уроке обучающимся с нарушением слуха было предложено выполнить экспресс-опрос со следующими заданиями:

1. Подпиши основные части горы.

2. Чем гора отличается от холма?

3. Обозначь на горе склоны: пологий и крутой.

Благодаря новой технологии обучающиеся справились с заданиями намного быстрее, что позволило уделить больше времени изучению нового материала.

Обучающиеся рассматривают географические объекты и даже могут осуществить кратковременное виртуальное путешествие в горах.

Виртуальная реальность открывает новые возможности для изучения теории и отработки практики.

Основные преимущества в использовании VR в образовании

– наглядность;

– безопасность;

– вовлечение;

– фокусировка.

Виртуальная реальность дает возможность усовершенствовать урок, позволяет полностью погрузиться в учебный процесс, визуализируя ключевые моменты пройденного материала.

Ученые во всем мире поддерживают применение VR-технологий для обучения, так как эти технологии способствуют пониманию и запоминанию материала. Любые навыки освоить легче, если тренироваться в интерактивной, трехмерной среде.

К плюсам использования виртуальной реальности на уроках относят эффекты присутствия и погружения, фокусировку, интерактивность и др. Несмотря на то что виртуальная реальность все еще у многих ассоциируется с дорогой игрушкой, рассчитанной на вау-эффект, растет количество исследований, подтверждающих образовательную ценность методологически выверенных VR-разработок.

Список использованной литературы

1. Фореман Н., Прошлое и будущее 3D-технологий виртуальной реальности / Н. Фореман, Л. Коралло // Науч.-техн. вестн. С.-Петерб. нац. исслед. ун-та информац. технологий, механики и оптики. 2014. -№ 6.

2. https://appfox.ru/blog/vr-tekhnologii/

3. https://www.classvr.com

Количество просмотров: 2562  

Добавить комментарий

1. Проектирование совместного события с родителями с использованием цифровых инструментов по теме «Уроки английского языка во втором классе в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»
2. Большие данные в образовании: диагностика профессиональных дефицитов учителей обществознания
3. Развитие смыслового чтения младших школьников в информационно-образовательной среде
4. Рефлексивный анализ повышения квалификации учителя начальных классов в сфере цифровизации образования
5. Формирование основ глобальных компетенций младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды
6. Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе
7. Применение VR-технологий при обучении детей с нарушением слуха
8. Разработка и реализация проекта «Читаем все вместе» в информационно-образовательной среде школы
9. Актуальные цифровые сервисы как средство повышения мотивации обучающихся на уроках окружающего мира
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы