Особенности подготовки к ЕГЭ по биологии в 10-11 классах

 
 

Пирогова Лилия Михайловна,

учитель биологии и географии

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 213 «Открытие» г. Новосибирска

 

Особенности подготовки к ЕГЭ по биологии в 10-11 классах

На сегодняшний день в нашей школе предмет «Биология» отсутствует в 10-11 классах в перечне обязательных предметов, он вынесен в часть, формируемую участниками образовательного процесса в виде спецкурса 2 часа в неделю. В начале года на основе анкет создают группы, обычно не более 6-7 человек. Это дети, которые заинтересованы в высоких результатах сдачи ЕГЭ по биологии, так как в будущем выбрали профессию врача или психолога.

В нашей школе преподавание биологии ведется по концентрической рабочей программе, эта программа предполагает изучение сущности предмета от более простого к более сложному. Программа 10-11 класса предполагает более углубленное изучение предмета. В содержание учебного предмета и тематическое планирование я вношу коррективы с учетом того, какие темы нужно повторить или дополнить. Например, на раздел «Генетика» в 9 классе отведено всего 3 часа, я же с учетом того, что у меня 2 часа в 10 классе, уделяю 25 часов на изучение этой темы потому, что задания по теме «Генетика» есть в задания ЕГЭ в линиях 3, 4. Задания линии 29 – это задачи, решение которых учащимся дается с трудом. Первые 10 часов мы с ними изучаем теоретическую часть, а все оставшееся время отдается практике, т. е. решению генетических задач различных уровней сложности.

 

Следующую тема, которую мы в 10 классе изучаем на протяжении 20 часов, – это «Митоз и мейоз». В 9 классе на эту тему также отведено всего 3 часа. Задания по этой теме содержатся в линиях 3, 5, 6, 8, 28 и могут принести ребенку при правильном решении от 1 до 3-х баллов. Первые 7 часов изучаем теорию, в оставшееся время решаем задания практического содержания, особое внимание уделяем заданию линии 28, т. к. это задание вызывает у учащихся затруднения. Особое внимание уделяю теме «Клетка и ее строение». Это тема присутствует практически во всех линиях ЕГЭ по биологии, поэтому данную тему изучаем и повторяем в течение всего курса биологии 10-11 класса. На основе изученных данных формируем таблицы по органоидам клетки с указанием их функций и строения. Данную таблицу учащиеся используют для решение заданий.

Как мы знаем, на ЕГЭ по биологии не используется лабораторное оборудование, но есть задания линии 2, где овладение методологическими умениями проверяется при помощи модельных заданий. Эти задания либо направлены на анализ одного из методов или результатов эксперимента, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, делать выводы на основании анализа полученных результатов. Прежде чем отрабатывать такие задания, мы с учащимися изучаем материал прошлых лет, анализируем, систематизируем, делаем различные схемы и только потом отрабатываем задания линии 2.

При организации различных видов контроля знаний обучающихся использую задания, которые проверяют не только знания, но и умения. С этой целью в работу включаю задания разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, множественный выбор, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений в биологии. В проведении занятий делаю акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, которые есть в учебнике. Я считаю, что иллюстрации учебника можно использовать не только для конкретики учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

На занятиях спецкурса в 11 классе особое внимание уделяем отработке заданий на основе КИМ на сайте «Решу ЕГЭ», ФИПИ, используем для отработки заданий из различных сборников.

Список литературы:

1. Сост. Н. А. Богданов. – М.: ВАКО, 2013. – 80 с. (Контрольно-измерительные материалы).

2. Теремов А. В. Биология. Биологические системы. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень) / 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2021. 400 с.: ил.

Количество просмотров: 5633  

Добавить комментарий

1. Воспитательный потенциал предмета английский язык в основном и дополнительном образовании
2. Развитие функциональной грамотности младших школьников через работу над проектом по созданию социального видеоролика о безопасности на дорогах и об использовании фликеров в темное время суток в рамках акции «Засветись, Новосибирская область!»
3. Литературный конкурс–фестиваль как современный инновационный способ углубленного изучения второго иностранного (немецкого) языка
4. Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе: потенциал, реальные возможности, новые перспективы
5. Развитие образовательного процесса во внеурочной деятельности через сказкотерапию
6. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС
7. Особенности подготовки к ЕГЭ по биологии в 10-11 классах
8. Особенности УМК «Spotlight», способствующие формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе
9. Формирование креативного мышления у учащихся первых классов на уроке литературного чтения через драматизацию стихотворения Сергея Михалкова «Два барана» на новый лад
10. Подготовка к устному итоговому собеседованию обучающихся 9 класса
1. Активизация самостоятельной учебной деятельности на уроках биологии в 7 классе: приёмы и методы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Подходы и методы в обучении иностранным языкам в моей педагогической практике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы