Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Современная педагогика накопила значительное число эффективных технологий. Мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное для достижения поставленных задач и действовать при этом в соответствии с образовательным стандартом.
Для достижения своей цели я выбрала несколько эффективных технологий современного образования. Одна из основных – «Технология развивающего обучения». Она как нельзя лучше помогает развивать потенциальные возможности каждого ребенка, учит его самостоятельно осваивать знания, анализировать, независимо мыслить. Я не столько ставлю целью научить детей считать, измерять и решать арифметические задачи, сколько развиваю у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. А все это необходимо для развития умения мыслить логически.
«Игровые технологии» являются составной частью педагогических технологий, особенно в дошкольном детстве, так как ведущей деятельностью детей этого возраста является игра. Вся моя деятельность с дошколятами представляет систему увлекательных игр и упражнений с цифрами, геометрическими фигурами, знаками, символами, схемами, тем самым позволяет оживить ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Организация деятельности на основе интересов, потребностей и склонностей дошкольников стимулирует желание детей заниматься математикой. В группе оформлена развивающая зона, где дети в любой момент могут самостоятельно или под моим руководством организовать игру.
На основе этих технологий, а также учебного курса Захаровой Н.И. и учебного пособия Комаровой Л.Д. мной разработана программа и организован кружок «Цветная логика» и «Цветная логика для малышей», где логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются основным дидактическим материалом для развития логико-математического мышления дошкольников. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера помогают понять свойства чисел и подводят к постижению абстрактных понятий. Логические блоки и палочки являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Еще одна немаловажная технология – «Технология проектной деятельности». Она заключается в такой организации образовательного процесса, при которой дети с желанием получают знания, учатся планировать, реализовывать, искать источники информации, выдвигать гипотезы, что тоже способствует развитию логического мышления. В ходе проектной деятельности дети не пассивные участники, а самые настоящие партнеры воспитателя. Они предлагают тему исследования; выдвигают гипотезы; намечают пути решения задач; презентуют проект. Это подтверждают награды за ежегодное участие старших дошкольников в районной и региональной конференциях исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку».
Создавая условия для развития логико-математического мышления, конечно же, невозможно обойти стороной «Личностно-ориентированную технологию». Партнерство, сотрудничество, взаимопомощь, индивидуальные задания. Возможность каждого быть успешным – все это неотъемлемая часть моей деятельности с детьми. Это стимулирует желание детей заниматься математикой.
Технология «Портфолио дошкольника» закрепляет это желание. Фото работ с блоками, достижения детей помещаем в портфолио. Это подтверждает ценность труда, дает возможность увидеть достижения на материальном носителе, показать и рассказать о них, тем самым закрепить желание развиваться.
Технология «Электронное портфолио педагога» позволяет мне систематизировать деятельность, поделиться опытом и «открыть» процесс образования для общественности.
Очень часто применяю «Информационно-коммуникационные технологии» для мотивации детей; поддержки интереса; проблемной постановки вопроса; рассматривания схем или моделей действия. Большой отклик получил такой прием, как просмотр детьми видео наших же занятий. Каждый может посмотреть на себя со стороны, сделать выводы, к тому же каждому ребенку приятно увидеть себя на экране телевизора. Снимать занятия или фрагменты – один из способов, который я использую, чтобы информировать родителей об организации образовательного процесса в ДОУ.
Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл мониторинга вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Сравнительная диаграмма показывает, что все дети к концу обучения достигли положительной динамики развития логико-математического мышления. У 73 % детей этот показатель сформирован, у 27 % в стадии формирования.
В результате грамотного создания условий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, руководствуясь наблюдениями и результатами педагогической диагностики, я могу смело сделать выводы, что дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы. Они владеют сенсорными эталонами формы, цвета, размера и величины; понимают знаки и символы свойств и арифметических действий; умеют «читать» предметные схематические модели; владеют действиями сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству; также отражают в речи способы выполнения действий.
Мои воспитанники показали средневысокий уровень готовности к обучению в школе по результатам психолого-педагогической диагностики МБДОУ СОШ.
Количество просмотров: 2787 |
Добавить комментарий