Быть патриотом уже за школьной партой

 
 

Голенкова Олеся Вячеславовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 48 г. Новосибирска

 

Быть патриотом уже за школьной партой

В годы детства не надо говорить своим питомцам

много громких и высоких слов о Родине.

Самое главное – зажигать на жизненном пути каждого

вечные огоньки, навсегда запечатлевать в сознании

немеркнущие образы, открыв глаза на дорогое и родное.

В. А. Сухомлинский

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество». Почему же любовь к Отечеству так важна? Специалисты предполагают, что это естественное психическое состояние, которое выражено в готовности защищать свое от чужого. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых есть силы преодолевать страх и даже идти на смерть. Поэтому воспитание патриотизма во все эпохи было основной задачей идеологов любого государства. Разрабатывались мероприятия с упором на образцы героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что защищает, поддерживает и оберегает от невзгод.

Еще в начале 20 века В.А. Сухомлинский в своих работах указывал на трудности в воспитании патриотизма. Потому, что в повседневной жизни мы никак не можем измерить эту "трудно постижимую ценность" – патриотизм. «Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина».

К сожалению, отечественный опыт патриотического воспитания в последние десятилетия оказался забытым и не получил должного признания ни в теории, ни в практике воспитания подрастающих поколений. Патриотическое воспитание молодежи – это одна из основных задач нашего государства. Оно сегодня просто необходимо. Очевидно, что для многих молодых людей материальные ценности преобладают над моральными. Когда деньги и другие блага выходят на первый план, о патриотизме забывают, «своя рубашка ближе к телу». Мы понимаем, что это происходит потому, что целое поколение современной молодежи выросло в очень сложный для страны период, когда рушились привычные стереотипы, изменялось отношение к морально-нравственным ценностям. Новое поколение все равно по-своему понимает и принимает патриотизм как ценность. Проблема состоит, наверное, в отсутствии в глазах молодежи достойных примеров.

По мнению педагогов и социологов, в молодежной среде конца 90-х годов прошлого века произошел ряд изменений: притупление чувства патриотизма, потеря национального достоинства, размывание традиционных ценностей. Подростки отстранились от включенности в общественно-полезную деятельность; отдалились от семьи; у них размылась связь с малой родиной; в поведении преобладает неадекватное отношение к традициям своего народа.

В настоящее время все больше образовательных организаций понимают необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Еще в майских указах 2012 года президент Владимир Путин распорядился подготовить программу патриотического воспитания граждан. Причем, основное внимание уделить в ней именно молодежи. Для подъема в народе патриотических чувств, предполагалось использовать связь «семья –религия - здоровый образ жизни».

На данный момент наиболее актуальной социальной проблемой является низкая информированность молодого поколения о семейной родословной, традициях, которые формируются несколькими поколениями, утрачивается уважение и почитание исторического прошлого своих предков.

Поэтому, решая проблему патриотического воспитания обучающихся, необходимо направлять усилия в воспитательной работе на формировании у них ценностного отношения к событиям своих семей.

 С точки зрения использования методов как педагогического инструментария в деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлемой, из всех классификаций последних пятидесяти лет, по-прежнему является классификация Ю.К. Бабанского. Данная классификация отражает особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач патриотического воспитания.

1. Методы формирования патриотического сознания личности.

2. Методы организации деятельности, опыта патриотического поведения.

3. Методы стимулирования патриотической деятельности и поведения.

Представленные в первой группе методы способствуют формированию патриотического сознания школьников на основе их просвещения (убеждение словом, личным примером, диалог). Особенно важную, с нашей точки зрения, роль играет метод убеждения личным примером педагога. Если педагог объяснил детям, что во время звучания Государственного гимна России следует стоять и не разговаривать, но сам в это время тихо разговаривает с коллегой, действия данных методов окажутся неэффективными, т.к. не подтверждены личным примером.

Представленные во второй группе методы направлены на патриотическое воспитание путем вовлечения школьников в различные виды деятельности (ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую). Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях гражданско-патриотической направленности. Такая деятельность является психологическим процессом формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что мы назовем ценностями. К этой группе относятся следующие методы: упражнение, педагогическая поддержка, требование, перспектива, пример.

Представленные в третьей группе методы – это методы воспитывающих ситуаций, ролевых игр, тренинги для выработки патриотических и этических знаний, привычек, коммуникативных умений, которые используются для воздействия на мотивационную сферу школьника.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что патриотизм – это замечательное качество, которое должен иметь каждый из нас. Ведь на патриотизме основывается мир в стране, уважение к истории и своим соотечественникам. Патриот – это гражданин, для которого судьба страны всегда на первом месте.

Количество просмотров: 13241  

Добавить комментарий

1. Роль патриотического воспитания в системе современного образования
2. Патриотическое воспитание в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение праздника, посвященного Дню Победы
3. Патриотическое воспитание в Гимназии № 15 «Содружество» через военно-спортивный клуб
4. Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»
5. Традиции и современный подход воспитания патриотизма в школе
6. Быть патриотом уже за школьной партой
7. Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников
8. Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории
9. Интерактивные формы родительских собраний в начальной школе
10. Online-тренинг личностного роста «125 шагов к успеху» как метод развития soft skills современной молодежи
11. Организация патриотического воспитания в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение акции «Ступени памяти»
12. Развитие творческого мышления учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения станковой композиции
13. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
14. Универсальные игровые упражнения в методическую «копилку» учителя иностранного языка
15. Сообщество как средство создания условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей
16. Методические разработки уроков музыки с применением современных педагогических технологий «Образ и мысль» и «Развитие критического мышления чтением и письмом»
17. Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности обучения в рамках предметов с краеведческим компонентом
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы