Конкурс как инструмент медиатрансформации детей и подростков

 
 

Маньянова Алёна Геннадьевна,

методист МБУДО Центра внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

 

Конкурс как инструмент медиатрансформации детей и подростков

(на примере работы Центра внешкольной работы «Галактика»)

Система дополнительного образования на современном этапе вышла на новую ступень своего развития. Утвержденная в 2014 году Концепция развития дополнительного образования детей «направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [3, с. 2].

До/Наполненное образование

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих характеристиках:

  • свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
  • вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
  • доступность глобального знания и информации для каждого;
  • адаптивность к возникающим изменениям [3]. 

Пользуясь этими преимуществами, каждое учреждение дополнительного образования имеет возможность повышать качество и эффективность собственной деятельности и, как следствие, свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Что невозможно «без внедрения чего-то качественно нового, отвечающего запросам и интересам потребителя» [6, с. 47].

Поскольку основными потребителями образовательных услуг в дополнительном образовании являются в первую очередь сами учащиеся, современные дети, рожденные в век информационных технологий и массовых коммуникаций, не возникает вопроса о том, какое направление образования для них является наиболее актуальным и востребованным.

 Умение грамотно работать с информацией, критически мыслить, соблюдать нормы и правила информационной безопасности становятся жизненной необходимостью. Как отмечает И.Н. Гринева, «навыки ориентации в глобальном информационном потоке важно приобрести как можно раньше» [2, с. 637]. Именно поэтому медиаобразование становится наиболее актуальным направлением, в том числе и в системе дополнительного образования.

Образование в формате медиа

Существуют разные подходы к определению понятия медиаобразование. В «Словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» А.В. Федоров приводит несколько определений:

  • Медиаобразование (media education) – направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).
  • Медиаобразование (media education) – изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy) (International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14, 2001) [7, с. 26-27].

В рамках системы дополнительного образования медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Как отмечает А. В. Федоров, «обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» [7, с. 27].

Технология производства медиапродукта

Наиболее продуктивной формой внедрения медиаобразования в систему дополнительного образования является организация работы медиашколы, пресс-центра, детского и молодежного телевидения и других детских медиаобъединений, предполагающих создание на базе учреждения определенного медиапродукта.

В рамках программы такого рода творческих объединений учащиеся имеют возможность не только изучить теоретические основы медиаграмотности, но и получить практические навыки по подготовке печатных изданий, выпуску радио и телепрограмм, работе с интернет-ресурсами. Такого рода деятельность требует наличия хорошей материально-технической базы и высокопрофессиональных кадров, которыми, к сожалению, располагает далеко не каждое учреждение дополнительного образования.

Конкурс как мультиформат медиаобразования

Существуют и другие, более доступные формы внедрения медиаобразования, развития медиакомпетенций в системе дополнительного образования. Как показала практика работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр внешкольной работы «Галактика», формирование и развитие медиакомпетенций у широкой аудитории возможно в рамках конкурсной деятельности.

Понятие «медиакомпетенция» не в полной мере сформировано в современном российском образовании. Большой энциклопедический словарь определяет компетенцию как «знания, опыт в той или иной области» [1, с. 557].Таким образом, медиакомпетенция – это конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, используемые для продуктивной работы с медиатекстами в различных видах, формах и жанрах.

Конкурс – это часть образовательного процесса, направленная на удовлетворение потребностей учащихся в творческом, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. Не только в системе дополнительного образования конкурсной деятельности уделяется особое внимание. А.Н. Ксенофонтова и Е.П. Табакова в статье «Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности» рассматривают конкурсы достижений в школьной образовательной системе как «форму организации педагогического процесса, стимулирующую активность личности, где происходит актуализация творческих возможностей школьников, познавательной деятельности, реализуются способности и интересы учащихся» [4, с. 89].

В ЦВР «Галактика» такого рода деятельность отличается многоформатностью, многонаправленностью и многоуровневостью, что позволяет расширять контингент участников не только из числа учащихся Центра, но и образовательных организаций района, города, области и т. д.

В ЦВР «Галактика» ведется планомерная работа по росту качества организуемых мероприятий. Так, в Открытом городском конкурсе «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны» появились номинации, связанные с медиаформатами: «Создание рукописного журнала», «Заметки журналиста», «Видеофильм и мультимедийная презентация». В рамках социального проекта «Мы – наследники Победы» функционирует конкурс видеоматериалов, которые могут быть представлены в различных жанрах.

«ЛУЧ» медиаобразования

Формирование и развитие медиакомпетенций участников стало возможным и в рамках ежегодной районной интеллектуально-познавательной игры «Лучшие Умы Человечества» (ЛУЧ). Игра состоит из трех туров, проходит в течение всего учебного года и охватывает три возрастные категории школьников: учащиеся 3-х, 5-х и 8-х классов. В процессе подготовки к каждому туру команды получают творческое задание в соответствии с темой игры. Творческий конкурс оценивается отдельно от интеллектуального блока.

  

Сначала творческие задания представляли собой оформление фотоальбома на заданную тему; создание классного или школьного «Зеленого уголка»; организацию и проведение в школе агитационно-просветительской акции; сочинение сказки и оформление ее в качестве иллюстрированной книги; изготовление макета или модели чего-либо, изделий декоративно-прикладного творчества.

На следующей ступени «эволюции» конкурса появились такие творческие задания, как создание мультимедийной презентации на заданную тему, съемка видеоролика, создание виртуальной экскурсии, видеофильма, мультимедийной презентации, фотоальбома с комментариями.

В последние годы творческое задание игры «ЛУЧ» существенно преобразилось: участники готовят фоторепортажи с места событий по итогам проведения агитационно-просветительской акции; создают мотиваторы и рекламные плакаты; составляют электронные справочники, готовят видеоматериалы в жанре «видеоблог», «репортаж», «неигровой фильм».

  

      Пример мотиватора                              Пример электронного справочника

Команды получают подробное описание задания, в которое включены определения понятий и строгие инструкции по выполнению технического задания. В процессе его реализации команды часто вовлекают в творческий процесс своего школьного руководителя, одноклассников, родителей (проходит процесс взаимообучения).

Соль и «чеснок» медиаподготовки

С целью создания условий для развития медиакомпетенций детей и подростков, проявления их творческого потенциала в ЦВР «Галактика» был организован фестиваль-конкурс медиатворчества учащихся образовательных учреждений «Чеснок». Широкий спектр номинаций в направлениях «Видеотворчество» и «Печатная журналистика» позволяет участникам проекта обмениваться опытом и получать знания в сфере медиатворчества; презентовать собственный медиапродукт и получать внешнюю экспертную оценку, создавать новый формат медиасреды своего образовательного учреждения.

Таким образом, совершенствуя формы и содержание конкурсной деятельности, учреждения дополнительного образования имеют возможность формировать и развивать медиакомпетенции у широкой аудитории и разновозрастной аудитории, актуализировать теоретические и практические вопросы медиаобразования, апробировать их в рамках своей учебной программы.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. 1456 с.
  2. Гринева И.Н. Медиаобразование в современной школе: от теории к практике // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 2.  С. 637-642.
  3.  Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Ксенофонтова А.Н., Табакова Е.П. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности // Вестник ОГУ. 2006. №10. Часть 1.  С. 88-94.
  5. Кузнецова О.В., Мелекесова Р.М. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся // Вестник евразийской науки. 2012. №4. С. 1-7.
  6. Образовательная среда сегодня: теория и практика / отв. ред. Т.В. Яковлева. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2018. 240 с.
  7. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 c.
Количество просмотров: 3216  

Комментарии

Очень интересная и полезная статья!

Страницы

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы